Бедная Лиза и светлый образ Павлика — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Бедная Лиза и светлый образ Павлика

2017-09-10 211
Бедная Лиза и светлый образ Павлика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нормальные люди и рядовые ситуации, как правило, ничуть не похожи на гармонически сбалансированный идеал с его замечательной способностью служить переходником между вами и счастьем. У реальности имеется сквер - ная привычка царапать и впиваться. Конечно, это неприятная привычка. Но если сравнить с присущей идеалам манерой обламывать, растворять и опус - тошать, то действительность изрядно выигрываетКак же, спрашивается, быть: не соглашаться на то, что есть, «за неимением лучшего»; не зацикли - ваться на воображаемых образцах; пытаться поверить в возможную «сбычу


мечт»; плюнуть на пустые мечтания и упиться пессимизмом? Не знаем. Еди - ного рецепта никто вам не даст. Придется учиться грамотному обращению с мечтой и самому решать, какой выходнаилучший.

 

Стоит ли «наводить глянец» на образ своего ребенка и / или на собст - венную жизньдело ваше. Но следует учесть одно: глянецвещь хрупкая. Удаляешь один компонент и вся пирамида рассыпается, словно карточный домик. Достижения и свершения теряют ценность и смысл: теперь главное достижениеэто, собственно, безоблачная жизнь. Такая «выдающаяся судь - ба» символизирует избранность ее обладателя. А избранность предполагает безупречность. Значит, чего бы вы не достигли, сплетня всегда найдет «про - кол» в ткани вашего существования, как ни покрывай его золотым шитьем. Нравственный или внешний облик, семейные или деловые отношениявсе дает почву для разговоров. Если ничего не обнаружат в настоящем, обсудят, наконец, сомнительноеили, наоборот, выдающеесяпроисхождение. Дес - кать, чего и ждать от выходца из такой семьи! То есть от потомка такого рода можно было бы ждать и большего! В общем, «не знаю як, но не так», как ска - зала невестке свекровь.

 

Бог знает почему образ жизни для обывателя важнее, чем творческие прорывы. Может, из - за того, что объективно понять и оценить результат тру - да, деятельности, творчества не в компетенции «человекозрителя»? Поэтому он просто хочет увидеть и символ - воплощение благодати, удачи и гаранти - рованного успеха. Успеха, неизбежно приходящего к тем, кто живет не абы как, а «правильно».

 

Лиза училась курсом старше Павлика Соболева. На их гуманитарном отделении, где маль - чики - студенты вообще редко выживали, Павлик казался просто светочем. Красивый, здоровый мальчик, с хорошей кожей, ровными зубами и открытым взглядом ясных голубых глаз. Препода - ватели наперебой хвалили его работы, девочки в него влюблялись пачками. Сама Лиза влюблена в Павлика не была, но для нее он был чем - то вроде воплощения некого принципа вселенской спра - ведливости. Глядя на Павлика, она всем существом впитывала эту самую нехитрую, отчетливую справедливость: вот, если ты родишься у «правильных» родителей, получишь хорошее воспитание

 

и образование, то все в жизни у тебя будет ясно, легко и хорошо. И за что бы ты не взялсявсе у тебя получится, а за твои прекрасные качества тебя все заметят, полюбят, наградят. Видите: «хо - рошим Павликам» не надо долго - долго карабкаться к вершине через темные провалы и мусорные кучи, ломая голову и обламывая ногти, не надо идти на недостойные сделки с совестью ради успе - ха. Чистые помыслы, светлый путьсловом, человек будущего в наши дни. Так что, можно ска - зать, Лиза своими чувствами к Павлику выражала настроения восхищенного общества.

Кроме того, поскольку они учились в одном учебном заведении, Лиза прямо - таки чувство - вала себя причастной к судьбе своего кумира. Она очень обрадовалась, когда Павлик стал извест - ным актером и шоуменом. Это подтверждало ее мысли об светлом, усеянном розами без шиповправильном» пути прекрасного человека, чьи ясные глаза и добрая улыбка глядели на нее с рек - ламных щитов и с экрана телевизора. Однажды Лизе крупно повезло. По крайней мере ей казалось именно так - в начале. На вечеринке у своей подруги она встретилась с Соней и Наташей. Обе очень хорошо знали Павлика. Соня училась вместе с ним в одной группе, а Наташа работала вме - сте с Павликом. «Надо же, как повезло!» - подумала Лиза про девушек. Ей казалось, что находится рядом и дышать одним воздухом с Павликомвеличайшая привилегия.

И Лиза завела беседу о своем кумире, вдохновенную и многословнуюи говорила, пока не осеклась при виде иронии на лицах «счастливиц». Лизиных восторгов они явно не разделяли. «Большого ученого ума, говоришь?» – смеялась Соня. - «Но ведь его работы считали лучшими, - не сдавалась Лиза, - и курсовые, и диплом», - «Честно говоря, не думаю, что нужно иметь хоть какие - то мозги, чтобы написать такую дипломную работуОдна тема чего стоит. «Архитектура деревни Гадюкино в работах художника Змеюкина»! Этот домик в том пейзаже, а этот в другом.


Реестр, одним словом. Так что извини», - «А почему же хвалили?» - Лиза цеплялась за соломинку.

 

- «Да потому, что все эти работы ему мама писала. Она еще у нас преподавала. Ну, ты помнишь, кудрявая такая. Что же им, коллегу прикладывать, мордой об стол? Вот и хвалили. Тем более, что тетка она неплохая, трудолюбивая, но без особого полета», - «Надо же, - засмеялась Наташа, - а я - то никак понять не могла, как же он университет окончил?» - «Почему?» - Лиза была готова рас - плакаться, - «Да туповат он, между нами, девочками, и к тому же в общениинеприятен. Я в его команде работала и при первой же возможности в другую группу перешлаи гуд бай, май лав!» -«А как же тогда все? Что такое Павлик?» - Лиза совсем упала духом, - «Штаны!» - хором ответили Соня с Наташей. «Ну, фактура у него подходящая, - снисходительно пояснила Наташа, - ее и экс - плуатируют в хвост и гриву. Шоу - бизнес к штанам очень по - доброму относится. Польза от них есть, доход. Взять, вот, к примеру, тебя. Смотрела столько лет в лучистые Павлушины глаза и пла - кала от умиления. И другие так же. Так что миссию свою Павлик выполняет. А чем прекрасный принц является в реальной жизни - этого лучше не знать».

 

Конечно, Лизиной коллизии, пардон за каламбур, можно посочувство - вать. Но девушка сама виновата. Ей бы присмотреться, разобраться: и за что

 

я его полюбила? За красивые глаза? За выдающийся вклад в науку и искусст - во? Нет, скорее за то, что он символизировал. А Павлик символизировал ус - пех, который не надо ни зарабатывать, ни поддерживать, ни упрочивать. Просто живи «как надо» – и все у тебя будет. Павлик олицетворял надежду на светлое будущее для всех «хороших мальчиков и девочек». И блистатель - ный кумир превратился в грубо раскрашенную марионетку, едва трепетная девушка Лиза узнала подноготную Павлушиного «полета в стратосферу» – личные связи в институте да нехитрая функция «фактурного мальчонки» в неромантичной индустрии шоу - бизнеса. От такого крушения идеалов люди болеют - и не потому, что «Павлика жалко», а потому, что жалко себя: своих надежд, мечтаний и нехитрых расчетов на то, что «правильный и здоровый образ жизни» гарантирует «заслуженный успех и признание». Не стоит уда - ряться в обожание символа.

 

Подстраивать реалии собственной жизни под глянецдело неприбыльное, опасное тяжкими душевными разочарованиями.

 

Но что делать, если вам хочетсяили даже требуется - хорошо смот - реться? Делайте то же, что и любой имиджмейкер. Поступайте, как вам удобно, и демонстрируйте окружению лишь ту часть своей жизни, которая подпадает под образец. При этом не позволяйте «аудитории» подходить че - ресчур близко и настойчиво принюхиваться к вашему поведению, мыслям, переживаниям. Мало ли что унюхают!

 

Кстати, нельзя забывать и о том, что существует целая психологическая категория людей, чьей жизнью руководит демонстрируемая часть личности. Она направляет энергию сознания в определенное русло дальнейшего разви - тия. Речь идет об экстравертах - то есть о личностях, для сознания которых фундаментальной характеристикой служит экстраверсия 44. Судьба экстравер - та зависит от его интересов, а не от внутренней рефлексии. Поэтому он в первую очередь ориентирован на социальный контакт и на социальное одоб - рение. Экстраверт не склонен к глубокому анализу жизненных реалий. То, что общество видит и обсуждает, для экстраверта и есть действительность. Экстраверты охотно работают не столько над художественными или науч -


 

 

44 Экстраверсиясогласно концепции К. Юнга, установка, обращенная вовне, на объект.


ными произведениями, сколько над собственной внешностью или над своей «социальной маской»: почему бы и нет? Ведь собственный светлый образничуть не менее достойный объект, нежели образ, например, литературный? Экстравертам легко дается эксплуатация «образцовых» фрагментов своей личностиони при этом не вступают во внутренний конфликт с «непоказ - ной» частью собственной индивидуальности. Правда, экстраверт испытывает определенные трудности «в контакте с самим собой» и мало склонен к само - наблюдению. Он обычно хуже осознает мотивы своих поступков, не склонен копаться в себе, вычленять основы и закономерности своих побед и пораже - ний. Экстраверт «легче и удобнее» в обращении, чем его противоположность

 

интроверт.

 

Как вы, вероятно, знаете, экстраверсивной установке сознания соответ - ствует противоположная, интроверсивная 45. Ее носители - психологические антиподы экстраверта. Их судьба в большей степени определяется внутрен - ней жизнью личности, а их мышление реалистично, но все же индивидуаль - но. Интроверт хорошо осознает мотивы своих поступков, его социальные контакты ограничены, зато отличаются стабильностью и глубиной. Послед - ствием такой установки сознания в первую очередь становится независи - мость и стойкость. Реальность не заставит интроверта бесконечно подстраи - ваться и прогибаться, а пересуды и советы «добрых друзей» не собьют с пу - ти, на который интроверт ступил самостоятельно. Зачастую интроверты предпочитают перейти в категорию «оригиналов»: в таком положении можно лоббировать свои интересы, как бы не замечая реакции публики. З. Фрейд не признавал интроверсии в ее расширительном толковании: «Мы останавлива - емся на том, что интроверсия обозначает отход либидо от возможностей ре - ального удовлетворения и дополнительное наполнение им безобидных до то - го фантазий. Интровертированный человек еще не невротик, но он находится

 

в неустойчивом положении». Вероятно, причиной такого взгляда явился тот факт, что при психогенных заболеваниях у экстравертов появлялись интро - версивные тенденции. А вот психические отклонения у интроверта не сопро - вождаются экстраверсивными проявленияминаоборот, первоначальная ус - тановка усугубляется. Интроверт может полностью раствориться в «безобид - ных - до того - фантазиях» и погрузиться в аутизм 46. Или уж если «закру - житься в вихре праздных удовольствий», то не напоказ, а насмерть.

Кто прав - Фрейд или Юнгдля наших целей не столь уж важно. Важ - но другое: плюрализм в отношении «разнонаправленных» индивидуально - стей полностью себя оправдывает.

 

45 Интроверсияобратная установка, направленная вовнутрь субъекта, на его собственную внут - реннюю жизнь.

46 Аутизмфеномен подчиненности познавательных процессов внутренним тенденциям и желани - ям субъекта. Объективная реальность при этом выглядит искаженной. Чем сильнее действительность затра - гивает самооценку человека, тем сильнее она искажается в его сознании. При психозах аутизма доходит до полного разрыва контактов с реальностью, к нарушению логических связей и грубому символизму. Э. Блей - лер, описавший это заболевание, рассказывал о случае, когда пациентка заявила, что «онаШвейцария, по - тому что хочет быть свободной». Он же сообщил, что «более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам,

в которых проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в меньшей степени».


Общество нуждается и в экстравертах, и в интровертах.

 

Просто и тех, и других следует использовать правильно, не доводя экс - травертов до «патологического самоуглубления», а интровертовдо нервно - го срыва. Конфликты обычно в том и состоят, что люди, мало интересуясь реальными характеристиками сослуживца, собеседника, сожителя, соратника

 

в общем, «социального контактера» – напрямую предлагают: «Делай как я!», словно мы всепионеры под присмотром товарища Дынина 47. Или верят в примитивные подсчеты, основанные на кратковременной (или даже на дав - но ушедшей) моде: надо встречаться, надо общаться, надо иметь связи и не морочить голову себе и мамочке всякими сложностями! Или (что еще смеш - нее) давайте рефлексировать, медитировать, добиваться катарсиса! Откроем чакры, третий глаз, внутреннее ухо, форточки, подвал, чердаквсе откроем и проветрим так, чтобы крышу снесло!

 

Пусть экстраверты без всякой медитации выполняют свою роль, а ин - троверты, попусту не суетясь, - свою. И даже если вы согласны с Фрейдом в том, что интроверсия ведет к неврозуне пугайтесь заранее. Мало ли что куда ведет. А вернее, все на свете ведет в одну - единственную обительи все там будем. Разумный человек найдет в себе силы задержаться подольше и сделать побольше. Так что следует помнить: талантливые люди и интересные находки не являются прерогативой какой - то единственной категории. А зна - чит, и на успех может надеяться каждый. И конечно, нужно подготовить ус - ловия для достижения вожделенного успеха.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.