Схема морфологического анализа местоимения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Схема морфологического анализа местоимения

2017-09-10 673
Схема морфологического анализа местоимения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Доказать, что данное слово примыкает к знаменательным словам.

2. Доказать, что данное слово – местоимение, указав его функционально-семантические свойства.

3. Начальная форма.

4. Указать грамматический разряд, обосновав свою позицию.

5. Охарактеризовать ГК данного слова (в зависимости от грамматического разряда).

6. Указать лексический разряд, указав общую семантику слова.

 

Образец морфологического разбора местоимения

«Спокойной ночи, Юрий Петрович!» Но моя рука повисает в воздухе. Он не берет её.

Я удивлённо смотрю на него. И только теперь замечаю, что он очень бледен, совсем белый. Его круглое застывшее лицо похоже на гипсовую маску. Да, это не живое лицо. Это гипсовая маска (И. Одоевцева).

Её 1. Это примыкающая к знаменательным словам часть речи, т.к. хотя не выполняет указательную функцию, имеет ГК и систему словоизменения, является самостоятельным членом предложения.

2. Это местоимение, т.к. выполняет анафорическую функцию (замещает слово рука), текстообразующую функцию (связывает части между собой), является средством конкретной референции. Обладает следующими семантическими признаками: эгоцентризмом, семантической неполной и обобщенностью, отсутствием предметной закреплённости. Склоняется.

3. Начальная форма – она.

4. Грамматический разряд – местоимение-существительное т.к. выполняет в предложении функцию дополнения, имеет, хотя и спецефические, ГК рода, числа, падежа, является управляемым словом, указывает на предмет.

5. Характеристика ГК: а) это местоимение жен.р., показатель флексия - О, значение: указывает на то, что антецедент - существительное женскогорода; б) ед.ч., показатель – флексия –О, указывает на то, что антецедент – ед.ч.; в) стоит в форме вин.п., обозначает объект действия, показатель – флексия; г) местоимение 3 л., указывает на предмет.

6. Лексический разряд – личное, лично-указательное, т.к. характеризует предмет, по его участию в речевом акте предмет речи).

7. В предложении зависит от слова «берёт», связь – управление, синтаксическая функция – дополнение.

Его – 1. Это знаменательная часть речи, т.к. выполняет указательную функцию, является самостоятельным членом предложения.

2. Это местоимение, т.к. выполняет анафорическую функцию: указывает на принадлежность предмета лицу, ранее упоминавшемуся в тексте, и текстообразующую функцию: является средством связи частей текста; является средством конкретной референции, т.к. служит для конкретизации существительного, к которому относится. Обладает следующими семантическими признаками: эгоцентризмом, семантической неполнотой и отсутствием конкретной закреплённости.

3. Начальная форма – его.

4. Грамматический разряд – местоимение-прилагательное, т.к. выполняет роль определения (ср. Юрино лицо), указывает на признак, морфологические признаки местоимения-прилагательного – зависимые от существительного ГК рода, числа, падежа и общая система словоизменения в данном случае не реализуются.

5. ГК рода, числа и падежа нет.

6. Лексический разряд – притяжательное местоимение, т.е. указывает на принадлежность предмета 3-му лицу.

7. В предложении зависит от слова «лицо», тип связи – примыкание, синтаксическая функция – несогласованное определение.

 

Литература

Основная

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. (Местоименность).

2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М.,1980. (Грамматические пережитки местоимений как особой части речи в современном русском языке).

3. Шелякин М.А. Местоимение // Лопатин В.В. и др. Современный русский язык. Теоретический курс: Словообразование. Морфология. М., 1989.

4. Селиверстова О.Н. Местоимения в языке и речи. М., 1976. (Местоимение).

5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976 (Местоимение).

6. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991. (Местоимение).

Дополнительная

1. Реформатский А.А. Местоимение // Реформатский А.А. Очерки по фонологии, морфонологии, морфологии. М., 1979.

2. Вольф Е.М. Грамматика и семантика местоимений. М., 1978. (Введение и заключение).

3. Селиверстова О.Н. Местоимение в языке и речи. М., 1988.

4. Маловицкий Л.Я. О синонимии местоимений // Русский язык в школе. 1969. № 4.

5. Большова Ю.В. О синсемантичности местоимений // Проблемы семантики. М., 1974.

6. Шелякин М.А. О семантике и употреблении неопределённых местоимений в русском языке // Учен.зап. Тарт.ун-ва вып. 442 Тарту, 1978.

7. Янко-Триницкая Н.А. Местоименные слова со значением неопределенности // Русский язык в школе. 1977. № 1.

8. Маловицкий Л.Я. Об употреблении относительных местоимений // Русский язык в школе.!971. № 4.

9. Ермакова О.П. Отрицательные местоимения типа «никто» в русском языке // Русский язык в школе. 1969. № 6.

10. Немченко В.Н. Особенности употребления местоимения сам в современной разговорной речи и языковая норма // Норма и функционирование языковых единиц. Горький, 1989.

11. Силантьева Л.А. Функционирование слова сам в современном русском языке // Вопросы синтаксиса русского языка. Калуга, 1971.

12. Богмат Н.К. Употребление местоимений этот и тот Русский язык в нац. школе. 1988. № 10.

13. Янко-Триницкая Н.А. О местоименной природе друг друга // Русский язык в школе. 1975. № 5.

14. Милых М.К. Многозначность и синонимия вопросительных, относительных и указательных местоимений // Филологические науки. 1979. № 3.

15. Чеснокова Л.Д. Местоимения кто, что и семантика одушевлённости-неодушевлённости в современном русском языке // Русское языкознание. Киев, 1087. Вып. 14.

16. Майданский М.Н. Использование элементов занимательной грамматики при изучении местоимений // Русский язык в школе. 1969. № 4.

17. Волков А.Ф. Предупреждение ошибок в употреблении местоимений // Русский язык в школе. 1971. № 6.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

 

Задания:

1. Выполните аргументированный морфологический разбор выделенных слов.

2. Укажите особенности в морфологии подчёркнутых слов (3-4), как-то: использование одного ЛГР (или части речи) в значении другого, особенности по отношению к грамматическим категориям рода и числа, по отношению к типу склонения (учитывайте употребление слова в разных ЛЗ).

 

ВАРИАНТ 1

В двадцатых годах Москва была совсем не такой, какой мы видели её теперь. Начать с того, что Москва имела только одну широкую асфальтированную улицу – Петровку (а. Яковлев).

 

ВАРИАНТ 2

Вы видели, наверное, покрытые старым тёплым золотом потемневшие холсты, от времени точно одетые шелковистойкожей, особым пухом, налётом золотой пыли (В. Хлебников). На руках матери осталось шестеро её детей.

 

ВАРИАНТ 3

Первыйснег в окно твоей квартиры заглянул несмело, как ребёнок, а у нас лимоны по две лиры, красный перец на стенах беленых (К. Симонов). Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин).

 

ВАРИАНТ 4

В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М.Ю. Лермонтов). Истиннаялюбовь, она, как золото, никогда не ржавеет и не окисляется (А. Куприн).

 

ВАРИАНТ 5

Лихо мерили шагидвеогромны е ноги: сорок пятого размера покупал он сапоги (С. Михалков). Соболь ещё пока водится в тех таёжных дебрях (из газет).

 

ВАРИАНТ 6

Плохо человеку, когда он один.Горе одному, один – не воин, каждый дюжий ему господин, и даже слабые, если двое (В. Маяковский). Я тебе миллионраз говорила об этом.

ВАРИАНТ 7

Седые рыбаки с голымиикрами пели эдды, печальную песнь морских берегов и тянули два невода, мелкие, частые, мокрые, полные капель, в которых порой висели чёрные раки (В. Хлебников).

 

ВАРИАНТ 8

Для европейца, жившего лет двести назад историячеловечества начиналась с Гомера и далёких преданий Ветхого завета (А. Кондратов). И забыть по-прежнему нельзя Всё, что мыкогда-то не допели, Милые усталые глаза, синие московские метели (Н. Добронравов).

 

ВАРИАНТ 9

С раздражающей завистью… глядел Лужин на их игру, стараясь понять, где же стройные мелодии, о которых говорил музыкант, и неясно чувствуя, что каким-то образом он её понимает лучше, чем эти двое (В. Набоков).

 

ВАРИАНТ 10

Опытна машинистка или пианист могут передавать информациюсо скоростью двадцать пять бит в секунду, в то время как неопытныйчеловек вряд ли достигнет скорости в пять бит (А. Кондратов). Вошёл некто в серой шляпе и вручил мне несколько голубеньких листочков.

ВАРИАНТ 11

Лишь в 1927 году, после дешифровки хеттского языка были обнаружены первые факты, предсказанные теорией де Соссюра (Ю. Апресян). Я имени её не знаю…

ВАРИАНТ 12

Великий поэт, говоря о себе самом, о своём я, говорит об общем – о человечестве (В.Г. Белинский). Сад у Шелестовых был большой, на четы рёх десятинах (А.П. Чехов). Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь заменила … (А.С. Пушкин).

 

ВАРИАНТ 13

Не ветер, вея с высоты,Листов коснулся ночью лунной, Моей души коснулась ты – Она тревожна, как листы, она, как гусли многострунна. Житейский вихрь её терзал и сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал и заносил холодным снегом (А.К. Толстой). Три плюс восемь - одиннадцать.

ВАРИАНТ 14

Вот мчится тройкаудалая В Казань дорогой столбовой… Ямщик лихой – он встал с полночи, Ему взгрустнулося в тиши: И он запел про ясны очи, про очи девицы-души (Ф. Глинка). Лет через пятнадцать староста ещё был жив и иногда выезжал в Москву, седой как лунь, и плешивый (А.И. Герцен).

 

ЗАНЯТИЕ № 11

НАРЕЧИЕ

 

Цель: дополнить и углубить полученные в школе знания о наречии как об одном из морфологических классов; акцентировать внимание на разнообразии лексико-грамматических разрядов наречий; особо рассмотреть вопрос о местоименных наречиях и их семантических подклассах; обратить внимание на словообразование наречий, их современное морфемное членение, на соотношение наречий с другими частями речи; углубить знания студентов по орфографии наречий.

Содержание

1. Общая характеристика наречия как части речи.

2. лексико-грамматические разряды. Вопрос о местоименных наречиях.

3. Степени сравнения наречий (образование и употребление).

4. Омонимия наречия с другими речи.

5. Полный морфологический разбор.

 

Знания, умения, навыки: знать и уметь определять частнокатегориальную семантику наречия (признак действия или состояния, признак другого признака, признак предмета); уметь разграничивать подгруппы определительных и обстоятельных наречий, семантические подразряды местоименных наречий; овладеть способами образования степеней сравнения в пределах данной части речи; уметь отличать наречие от имён прилагательных и от предложно-падежных сочетаний; знать основные способы образования наречий, разграничивать их диахронный и синхронный морфемный состав, производить полный морфологический анализ наречия.

 

Задания

А.

1.В следующих предложениях определите, от каких слов наречия, укажите их категориальное значение, морфологические особенности и синтаксические функции.

1) Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо (А.С. Пушкин). 2) Зима здесь шибко лютая, а запасов тёплой одежды нет (В. Вересаев). 3) Но лучший кусок сукна был назначен наградою победителю за бег взапуски (А.С. Пушкин). 4) Тогда – не правда ли? – в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась… Что ж ныне Меня преследуете Вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете теперь являться я должна; Что я богата и знатна? (А.С. Пушкин).

2. В данном списке найдите наречия и выпишите их по следующим группам: а) местоименные; б) обстоятельственные (укажите подтипы); в) определительные (образуйте, где возможно степени сравнения).

Заново, тогда, ясно, очень, поэтому, пожалуй, домой, молчаливо, как, сгоряча, там, что, днём, зачем, уже, вследствие, кто-то, по-соловьиному, всегда, медленно, слегка, только.

3. Определите частеречную принадлежность подчёркнутых слов. Перепишите тексты, раскрыв скобки, объясните правописание (II).

I. 1) Что за зверь: в зиму ест, а летом спит, тело тёпло, а крови нет, сесть на него сядешь, а с места не везёт? 2) Кладь кладена, высоко взнесена, о сто углов, о тысячу рублёв. 3) Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. 4) Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. 5) Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. 6) Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы (Русская загадка).

II. 1) Корень пришлось возить с собой (с)начала до конца нашего путешествия по всей Индии (В. Гончаров). 2) Объявляет … что она хочет жить (с)начала (Л. Толстой). 3) Связист довёз Синцова до густого леса, (в)глубь которого уходило несколько свеженаезженных дорог (К. Симонов). 4) На горизонте синела грива леса, (в)лево, бесконечно далеко (в)глубь, расстилались засеянные поля (М. Горький). 5) Пальто Захара пришлось ему как раз (в)пору (Л. Толстой). 6) Так было (в)пору листопада… (А. Прокофьев).

III. Всё настойчивее, крепче, резче ударял по кибитке ветер, чернее, суровее становилось небо, все круче, стремительнее, быстрее взвивались снежные хлопья (А.П. Чехов).

4. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните случаи слитного, полуслитного и раздельного написания наречий.

(В)слепую, (в)плотную, (по)медвежьи, (на)днях, (по)военному, (в)шутку, (на)скаку, (с)лева, (по)дружески, (в)слух, (из)редка, (по)немецки, (в)займы, (со)слепу, (с)молоду, (на)цыпочках, (под)мышками, (в)шестером,(до)чиста, (в)догонку, (на)право, (на)лету, (в)верх.

5. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих наречий:

поздно, высоко, много, тихо, далеко.

6. Выявите наречия, произведите полный морфологический разбор.

Всё так спокойно: кругом тишина (Н.А.Некрасов).

7. Какая часть речи наиболее часто встречается в стихотворении С.Я. Маршака? Почему? Укажите синтаксические функции этой части речи в данном тексте. Выполните морфологический разбор подчёркнутых слов.

День стоял весёлы

Раннею весной,

Шли мы после школы –

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень–

Шли куда попало

В первый тёплый день.

Шли куда попало –

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись К вечеру домой.

Весело расстались _

Что нам унывать?

Весело друг с другом

Встретимся опять.

 

Б. 1. Установить синтаксичесие функции подчеркнутых наречий. Все ли они представлены в определении наречия, данном в школьном учебнике? Соответствуют ли они какому-то из традиционно выделяемых разрядов и подразрядов? Выполните морфологический разбор (по-школьному) слов в рамке.

1) Работа вдвоем ему нравилась. Вдвоем работа пошла веселей.2) Психологически этот поворот был естествен. 3) Непременно это понравится вам, хотя и выходит актерски. 4) Эти сюжетные линии, очевидно, невероятно прописные и режиссерски поставлены стандартно. 5) Пьеса сюжетно не завершена. 6) Морализаторский багаж фильма оказался разочаровывающе легким. 7) Для сельсовета юридически ты никто (из журналов).

2. Укажите сходство и различие: всюду, всегда, все, кое-где, кое-кто, куда-то, когда-то, какой-то, по этому, поэтому, потому что, тогда, тот, туда, здесь, здешний.

3. Разграничьте отрицательные местоименные наречия и отрицательные местоимения. Спишите, подчеркивая местоименные слова и обзначая в них ударный слог.

(Ни)кому не писать, (ни)(к)кому не обращаться, (ни)куда не ездить; (ни)кого не спрашивать, (ни)(от)кого не зависеть, (ни)(от)куда не получать писем; (не)кем заменить, (не)(с)кем переслать, (не)где разместить; (не)(о)чем говорить, (ни)(о)чем не спросить, (не)(за)чем понапрасну беспокоиться; (не)кого позвать,(не)(от)кого ждать телеграммы; (не)(от)куда позвонить по телефону,(ни)мало не беспокоиться, (ни)сколько не волноваться, (ни)чуть не тревожиться, приобрести (не0сколько книг; (ни)когда не унывать, (ни)(от)чего не падать духом, (ни)чего не скрывать.

4. Какие лексико-грамматические разряды наречий представлены в данном перечне? Почему одни из них имеют формы степеней сравнения (образуйте эти формы), а другие – не имеют их? Объясните.

Адски, безумно, возмутительно, далеко, дьявольски, ехидно, жестоко, жутко, замечательно, красиво, нужно, отчаянно, сказачно, смертельно, неблизко, страшно, удивительно, легко, фантастически, хорошо, чертовски.

5. Распределите данные единицы в соответствии с полюсами: наречие – предложно-падежная форма имени существительного, выделив при этом пограничную область.

В срок, наголову, на цыпочках, врасплох, наружу, без оглядки, на бегу, в полете, наобум, в шутку, в стирку, настежь, с размаху, вспять, замуж, поделом, по причине, в дали, вдали, воочию, на дело, в углу, наизусть, напоследок, по делам, в тупик, без перерыва, дотла, до земли, без устали, под мышку.

6. Определите грамматическую омонимию слов: прежде, одиноко, зло, мимо, теплее, наконец, тише, около, лежа, вокруг, уже.

7. Составьте предложения со следующими словосочетаниями:

Надеть на голову, разбить наголову; подарить на зубок, выучит назубок; повторять без конца, книга без конца; устала до смерти, до смерти бабушки.

Как отграничить наречия от других частей речи?

8. Определите морфемный состав и способы образования наречий.

По-моему, наверно, по-лисьи, плутовски, кое-где, затем, единодушно, сослепу, матерински, летом, некуда, замужем, плохо, невтерпеж, на отлете, слева, наудачу, оглушающе, наутро, неумолкаемо, заискивающе, справа, домой.

 

Контрольные вопросы

1. ечий.

1. нига без конца; устала до смерти, до смерти бабушки.

1. пик, без перерыв Почему стало трудно говорить о монолитности частеречного значения наречия?

2. ******ооооо* Какие свойства наречий, по вашему мнению, позволяют им переходить в полнознаменательные части речи? Приведите примеры.

3. Какие ККаКаКакие точки зрения существуют на частеречную принадлежность слов типа здесь, сейчас, где, поэтому?

4. КакКакие наречия могут иметь формы степеней сравнения? Как образуются эти формы? Какие наречия участвуют в формировании степеней качества?

5. Чем можно объяснить тот факт, что слова типа быстро (бежит), хорошо (пишет) в XIX веке при разборе предложения по членам интерпретировались как определение к сказуемому?

6. Как объяснить появление наречий типа угрожающе, кричаще (усы торчали угрожающе, кричаще одевается)?

7. Как вы считаете: наречие – это продуктивный или непродуктивный морфологический класс?

8. Какой признак наречия отличает его от всех других самостоятельных частей речи?

9. Прокомментируйте часть высказывания Л.В. Щербы: «…самый деликатный вопрос – отличие наречий от существительных…» (См. его работу «О частях речи в русском языке»).

10. * Как вы понимаете мысль А.С. Дымского: «Наличие лексических лакун в системе наречий вызывает синтаксическую нейтрализацию наречных и предложно-падежных форм и этим создает трудности в их различении» (Филол. Науки, 1978, № 6, С. 98).

11. Какие типы орфограмм можно встретить при написании наречий?


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.