И неодушевлённое. Грамматическая категория рода — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

И неодушевлённое. Грамматическая категория рода

2017-09-10 821
И неодушевлённое. Грамматическая категория рода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1. Морфология как составная часть грамматики. Предмет морфологии.

2. Понятие о грамматическом значении, его отличия от лексического значения. Способы выражения грамматического значения в современном русском языке.

3. Понятие о грамматической форме, словоформе и морфологической парадигме.

4. Учение о частях речи: краткие из истории этого учения в русистике; структурно-семантические типы слов (В.В. Виноградов); учение о частях речи в современных школьных и вузовских учебниках; комплексный подход при отнесении слова к определённой части речи; спорные вопросы в учении о частях речи.

5. Отличие самостоятельных (знаменательных) частей речи от несамостоятельных (незнаменательных). Грамматическая омонимия частей речи.

 

Знания, умения, навыки: знать признаки, отличающие ГЗ от ЛЗ; уметь определять способы выражения ГЗ словоформы в речи (текста) и характеризовать отнесённость слова к одному из четырёх структурно-семантических типов слов; знать школьную систему частей речи; уметь определять грамматическую омонимию и переходные случаи в области частей речи.

Задания

А. 1. Определите грамматические значения словоформ и способы их выражения:

пальто/в пальто/два пальто; разрезать/разрезать; я/меня/во мне; лето/о лете; идти/шёл/иди/пусть идёт/идущий; запереть/запирать; ребёнок/дети/ребята; мыть/дети/ребята; мыть/мыл/мытый; белый/белее/белейший.

2. Отделите словообразование (укажите тип, способ) от формообразования (укажите ГЗ):

ловить/поймать/ловля/пойманный/поймай; кум/кума/куме; крыть/крытый/ перекрыть/перекрыв; мы/нас/о нас; что/что-то/чему-то/почему-то; печь/печка/ печного.

3. Какие грамматические признаки объединяют следующие группы слов:

- читаешь, ты, пой;

- несла, рада, выучила, эта;

- столом, пятью, мной, кем, красными, читающими;

- сыновья, хитрые, читают, свои, люди, улыбающиеся;

- пишет, ведомый, гулящий.

Какие особенности ГЗ можно продемонстрировать на примере этих объединений?

4. Представьте в виде конкретных словоформ следующие морфологические формы:

- форму им. П. мн.ч. имени существительного мужского рода;

- форму 1 мн.ч. глагола;

- простую форму сравнительной степени имени прилагательного и наречия.

5. Распределите слова в соответствии со структурно-семантическими типами, выделенными В.В. Виноградовым.

Мирок, вот, больной, господи, из-за, во-вторых, конечный, ах, уж, ути-ути, вдали, брысь, конечно, нести, этот, ярый, что, в продолжение, также, так, же, насчёт, вон, Аня.

6. Укажите переходные случаи в области частей речи.

В продолжении всего лета рабочие продавали вяленую воблу, солёную в бочках, и скумбрию, и жаренных упитанных бычков.

 

Б. 1. Укажите способы выражения грамматических значений, выделив случаи комплексного проявления ГЗ в словоформе.

Класть/положить/положите; зима/была зима; спрятать/ спрячет/спрятали; умный/умнее/умные/умного; выздороветь/ выздоровею; úглы/игл; играть/играющий/буду играть/играл бы/играйте.

2. Охарактеризуйте словообразовательный тип (СТ) слов: диковинный, плеск, грустно. Как связан СТ с морфологическими понятиями?

3. Ограничьте словоизменение от словообразования.

Юлий/Юлия; запирать/запереть; шить/шитый; лечь/ляг; полететь/полёт; супруг/супруга; ходить/ходкий; высокий/выше/высота/высь; потухнуть/потухший.

4. Какие словообразовательные, а также грамматические (морфологические и синтаксические значения) можно выявить в следующей искусственно составленной фразе?

Марсовая Калуша изуршилась и по-серчьи раскуркарилась: «Калушата! Калушаточки! Сяпайте дюстрее: в покулыжнике зюмо муряжная бутявка меренкает».

Укажите способы выражения абстрактных смыслов (словообразовательных и грамматических) и по возможности подберите аналогичные канонические слова и словоформы.

5. Какие грамматические формы реализуются в тексте?

1) И жаворонки в небе уж подняли трезвон…(Ф.И. Тютчев).

2) Среди нововведений в России восемнадцатого века – картофель, который назывался тогда земляными яблоками.

 

Образец: В этом лесу есть съедобные грибы: местоим., ед.ч., м.р., пр.п. + глагол НСВ, изъяв.н., н.вр., 3 л., ед.ч. + прилаг., мн.ч., им.п. + сущ., мн.ч, им.п.

6. Выявите предложения с одинаковым набором грамматических форм.

В лесу раздавался топор дровосека. Страшная тоска живёт в моём сердце. На нашем факультете учатся будущие филологи и психологи. В эти заросли прилетели дикие утки. Дом отца находился на горе. Молодые берёзки выросли в деревенском парке.

7. Сколько словоформ в этих предложениях?

- Я знаю, что если выйду за вас замуж, - продолжала Надя, - то я буду самая счастливая. В течение этих дней погода будет стоять самая чудесная. Около дома сад. Батюшки – светы! Никак и ты уже вернулся?

8. Представьте морфологическую парадигму слов: зелёный, пять, хорошо, человек.

9. Со словами просто, около, весело, благодаря, с, а составьте фразы, в которых они бы вступали в значение разных частей речи.

10. Сопоставьте классификацию частей речи В.В. Виноградова и ту, которая представлена в Русской грамматике-80 (РГ-80). Чем они отличаются? Какие признаки преобладают в классификации частей речи в РГ-80?

11. Распределите слова по четырём структурно-семантическим типам.

Вурдалак


Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шёл домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредёт

По могилам; вдруг он слышит,

Кто-то кость, ворча, грызёт.

Ваня стал: - шагнуть не может.

Боже! – думает бедняк,

Это, верно, кости гложет

Красногрудый вурдулак.

Горе! Малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.


Что же? Вместо вурдулака –

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

А.С. Пушкин.

 

Контрольные вопросы

1. Сравните количественный состав грамматических, словообразовательных и лексических значений в русском языке.

2. Какие признаки ГЗ (по сравнению с ЛЗ) свидетельствуют об абстрактном характере грамматики?

3. Какие вы знаете классификации частей речи? Какие критерии лежат в основе этих классификаций?

4. Какие принципы в основе морфологической классификации слов В.В. Виноградова?

5. Как классификация В.В. Виноградова отразилась в школьном учебнике?

6. Почему при определении отношения слова к части надо учитывать не один признак? Какие признаки слова учитываются? Для доказательства приведите примеры.

7. * Почему спорят о принадлежности слов типа туда, тогда, несколько, свой, сшитый, думающий – к определённым частям речи?

8. Чем отличаются друг от друга самостоятельные слова от несамостоятельных

9. * Почему междометие (4-й структурно-семантический класс) трудно объединить со служебными (предлог, союз) словами?

 

Литература

Основная

1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч.2. (Морфология. Общие понятия).

2. Русская грамматика. Т.1. М., 1980. (Введение. § 111-112)

3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1980. (§ 1,2, 5-7)

4. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителя. М., 1976. (Введение. Учение о частях речи).

5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (Статьи: Грамматическое значение, грамматическая форма, словоформа, словоизменение, парадигма, грамматическая категория, части речи).

6. Русский язык: Учебник для 5 кл. средней школы. М., 1990. (§ 75. Самостоятельные и служебные части речи).

7. Русский язык: Учебник для 7 кл. средней школы. М., 1989. (§ 84. Морфология).

Дополнительная

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. (Понятие о форме слова. Понятие о формальной категории. Синтаксические и несинтаксические формальные категории).

2. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. Или: История советского языкознания: Хрестоматия / Сост. Ф.М. Берёзин. М., 1988. С. 349-358.

3. Поспелов Н.С. Проблема частей речи в русском языке // Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике: Избранные труды. М., 1990.

4. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978. Гл. 3, 5.

5. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л., 1976. Гл. 4,5.

6. Зализняк А.А. Русское именное словообразование. М., 1967.

7. Виноградов В.В. О формах слова // Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975.

8. Милославский И.Г. Морфологические категории русского языка. М., 1981.

9. Никитевич В.М. Грамматические категории в современном русском языке. М., 1963.

10. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. С. 110-150.

11. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978. Гл. 4, 6.

12. Супрун А.Е. Части речи в русском языке. М., 1971.

13. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978.

14. Лопатин В.В. Морфологические категории в плане выражения // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984.

15. Кубрякова Е.С., Соболева К.А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании // Лингвистика и поэтика. М., 1979.

16. Кубрякова Е.С. О формообразовании, словоизменении и их соотношении // Изв. АН СССР. Сер. литер. и яз. 1976. №6.

17. Бабайцева В.В. Гибридные слова в системе частей речи современного русского языка // Русский язык в школе. 1971. № 3.

18. Тихомирова Т.С. К вопросу о переходности частей речи // Филологические науки. 1973. № 5.

19. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. М., 1980. Ч.2. Табл. 1-8.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ

Содержание

1. Общая характеристика имени существительного.

2. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

3. Категория рода имени существительного: тип и структура, связь с ЛГР одушевлённых/неодушевлённых существительных, характер категории рода существительных, способы выражения.

 

Знания, умения, навыки: знать частеречное значение, морфологическую специфику и синтаксические признаки имён существительных; отличать одушевлённые существительные от неодушевлённых не только по лексико-семантическому признаку, но и по грамматическому (соответствие падежных форм); аргументировано характеризовать отношение существительного к грамматическому роду в соответствии со следующей таблицей:

 

слово Родовая принадлежность Способы выражения Наличие / отсутствие мотивировки Характер морфологической категории
Брат М.р. Морф.: системой форм самого слова; синтакс.: формой зависимого слова Род мотивируется ЛЗ (существо муж. пола) Лексикограмматический
Тюль (красивый) М.р. Морф.: системой форм самого слова; синтакс.: формой зависимого слова Нет мотивации Формальный
Волчица Ж.р. Морф.: системой форм самого слова; синтакс.: формой зависимого слова; словообр.: суффикс со знач. существа жен. пола Род мотивирован ЛЗ (существо жен. пола) Лексико-грамматический
Саша (плакала) Общий род здесь – ж.р.   Синтакс.: формой зависимого слова Род мотивирован ЛЗ (существо жен. пола) Лексико-грамматический

 

 

Задания

А. 1 Распределите данные слова на две группы: одушевлённые и неодушевлённые существительные. Объясните подробно отношение подчёркнутых слов к указанному ЛГР.

Лиса, инфузория, утопленница, лака, образ, матрёшка, кошки, народ, кукла, поле, устрицы, студенчество, студенты, тип, линейка, стая, тётя, зверьё, блюдо, профессура, (жареный) гусь, пупсик.

2. Определите частеречную принадлежность подчёркнутых слов, аргументируйте свою точку зрения. Найдите слова, у которых языковая принадлежность к одушевлённым/неодушевлённым предметам не совпадает с научным делением на живое и неживое.

Прибежали в избу дети,

Второпях зовут отца:

«Тятя! Тятя! Наши сети

Притащили мертвеца».

 

«…Где ж мертвец? – Вон, тятя, э-вот!»

В самом деле, при реке,

Где разостлан мокрый невод,

Мёртвый виден на песке.

А.С. Пушкин

3. Охарактеризуйте отношение данных имён существительных к категории рода, используя предложенную выше таблицу.

Тетерев, сани, Шевченко, тетёрка, кузнечик, колибри, домишко, директор, забияка, валторна, НГПИ, овца, гусеница, Хельсинки, следователь, Хиросима, воспитательница.

4. Распределите данные ниже слова на группы в соответствии с их отношением к общему роду. Сколько групп у вас получилось?

Сластёна, невеста, повеса, староста, коллега, инженер, расстрига, бедняга, Валя, директор, подлиза, Дюма, врач, рубака, заправила, судья, злюка, воображала.

5. Подберите согласованные определения (прилагательные, причастия или местоимения) к следующим существительным:

Тбилиси, бра, пани, какао, тюль, маэстро, шампунь, кафе-столовая, мозоль, толь, вуаль, салон-парикмахерская.

Б. 1. Найдите в текстах слова, которые требуют комментария в связи с особенностями проявления у них одушевлённости/неодушевлённости. Дайте необходимые объяснения.

а) Безродного пригрел

и ввёл в своё семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари… (А.А. Грибоедов)

б) Одно только, что ещё нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). (Л.Н. Толстой)

в) Это одна рыцарская болтовня, будто есть совершенно спокойные в бою, под огнём, - этих пней в роду человеческом не встречал (Д. Фурманов).

г) Он показывал петрушек, марионеток и фокусы, разъезжая по клубам и школам до самого того дня, когда слёг в больницу, из которой уже не вернулся (С. Образцов).

2. Образуйте женские параллели, определите их принадлежность к языку (канонические слова) или речи (окказионализмы), а также к стилю.

Принц, геолог, врач, автор, критик, художник, секретарь, бухгалтер, поэт, адвокат, лектор.

Являются ли полученные пары формами одного слова или разными словами?

3. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки; объясните, почему возможны колебания в окончаниях некоторых слов.

Огромн… ручищ… (опустиься) на плечо, Софья Васильевна Ковалевская – выдающ… русск… метематик. В зоопарке я видел красив…(лебедь) и бойк… шимпанзе. Мой братишка – ужасн… недотрога, а сестрёнка – больш… плакса.

Бывш… подмастерье теперь (стать) инженером. Вам подали свеж… студень, жарен… картофель и горяч… кофе.

4. есть ли в данном тексте грамматические указания на то, что слово «какаду» относится к ЛГР одушевлённых существительных? Какие?

Почему существительные, называющие экзотических птиц «майна» и «какаду», относятся к разным родам? Дайте полную характеристику рода подчёркнутых слов.

До прихода человека, а точнее европейцев, Новая Зеландия была раем для птиц …; европейцы ввезли дрозда, скворца, крякву, лебедя-шипуна…, а также более экзотических птиц: индийскую майну, белоспинную сороку розовую какаду и чёрного лебедя (Дж. Дарелл).

5. Прочитайте статью Л.В. Щербы «опыт лингвистического толкования стихотворений «Сосна» Лермонтова в сравнении с её немецким прототипом» (Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 97-109) и ответьте на следующие вопросы:

1) Почему другие русские переводчики Гейне (Тютчев, Фет, Майков) перевели Fichtebaum словом «кедр»? Случаен или не случаен здесь мужской род?

2) Как изменился образный строй, а следовательно, и содержание стихотворения у Лермонтова, который перевел Fichtebaum словом «сосна»?

 

На севере мрачном, на дикой скале,

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в илистой мгле,

И сон его буря лелеет.

Про южную пальму снится ему,

Что в краю отдаленном Востока,

Под мирной лазурью, на светлом холму,

Стоит и растёт одиноко…

(Пер. Ф.И. Тютчева)

 

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнце восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

(Пер. М.Ю. Лермонтова)

 

3)Почему Пушкин в переводе поэмы «Конрад Валенрод» А. Мицкевича использует старую грамматическую форму – женский род слова «тополь» (у Пушкина можно встретить обе родовые формы этого слова)? Какой приём использует в своём переводе Н. Асеев, чтобы сохранить образный строй стихотворения?

И волк, переступивший воды,

Лишён был жизни иль свободы.

Лишь хмель литовских берегов,

Немецкой топóлью пленённый,

Через реку, меж тростников,

Переправлялся дерзновенный,

Брегов противных достигал

И друга нежно обнимал.

(Пер. А.С. Пушкина)

 

Лишь ветка литовского дикого хмеля

К любимому тополю прусского края,

К заветной стремилась за Неманом цели.

(Пер. Н. Асеева)

(Подробный комментарий см.: Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1988. С. 68 - 69).

6. К данным именам существительным подберите согласованные определения:

Алма-Ата, музей-изба, кресло-кровать, НОТ, школа-интернат, ООН, плутишка, сад-ясли, царь-пушка, вуз, возница, шимпанзе, иваси, предтеча, РОЭ, Йошкар-Ола, визави, протеже.

 

Контрольные вопросы

1. У каких существительных (приведите примеры) наблюдается противоречие между обобщённой лексической семантикой и морфологической и синтаксической спецификой?

2. Всегда ли лексико-семантическая «одушевлённость» совпадает с грамматической? Приведите примеры.

3. Как толкуются понятия одушевлённости/неодушевлённости существительных в школьном учебнике? Какие признаки в этом толковании надо добавить?

4. В чём выражается связь категории рода с ЛГР одушевлённости?

5. Какие части речи, помимо существительных, имеют ГК рода? Чем отличается ГК рода имён существительных от ГК рода других частей речи?

6. Какой способ выражения родовой принадлежности имён существительных следует поставить на первое место? Докажите.

7. Какие тематические группы слов составляют класс существительных общего рода? Какой тип лексического значения ярко проявляют слова типа забияка, скряга, соня? Одинаково ли лингвисты определяют их способ образования? Почему у существительных этого класса характер Гк рода лексико-грамматический7

8. Чем можно объяснить формальный (собственно грамматический) род у слов: НОТ, ЖЭУ, НГПУ, Чикаго, Миссури, Осло, Нагасаки?

9. В каких случаях можно говорить о троичном противопоставлении имён существительных породу, а в каком – о бинарном?

10. Всегда ли имена существительные мужского рода обозначают существа мужского пола? Приведите все возможные случаи.

11. Какое языковое явление лежит в основе школьного правила: для определения рода существительного надо поставить слова мой, моя, моё?

12. * Какие причины лежат в основе колебаний лингвистов при характеристике рода имён существительных типа кенгуру, Токио, такси, НГПИ как лексико-грамматического?

13. Какие имена существительные можно отнести к ядру ГК рода? Почему? А какие из них ближе к периферии этой категории? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

14. Какое средство формального выражения ГК рода одинаково свойственно и склоняемым, и несклоняемым именам существительным?

15. Чем отличаются в отношении к общему роду слов типа плакса, обжора и врач, директор?

В разговорной речи сильна тенденция к смысловому согласованию типа «декан предупредила», «хорошая врач», «вошла следователь». Какое словоизменительное свойство сочетания типа «строгая директор» составляет подобные имена существительные в рамках … рода? И не позволяет им перейти в класс слов … рода? Как этот материал представлен в школьном учебнике?

16. Назовите имена существительные, претерпевшие в русском литературном языке колебания в родовой принадлежности. Какие существительные испытывают колебания до сих пор?

17. Почему «родовые варианты» наблюдаются главным образом среди неодушевлённых существительных (рельс/рельса, просек/просека) и довольно редко среди одушевлённых (жираф/жирафа)?

18. * Почему в лингвистике бытует мнение о том, что грамматическая категория рода русских имён существительных является семантически опустошенной, по сравнению с другими морфологическими категориями? Некоторые даже считают, что русский язык не пострадает, если отказаться вовсе от этой «пустой» категории. Согласны ли вы с таким мнением?

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА И СВЯЗАННЫЕ С НЕЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ

 

Цель: усвоить материал по категории числа (семантика категории, формы её выражения, особенности в проявлении этой ГК) в прямом соотношении с ЛГР: конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные имена существительные, а также нарицательные/собственные.

Содержание

1. ЛГР имён существительных, предопределяющих отношение слова к ГК: а) существительные конкретные/абстрактные, вещественные и собирательные;

б) существительные нарицательные/собственные.

2. ГК числа имён существительных: а) семантика и способы её выражения;

б) ядро категории: имена существительные, имеющие формы обоих чисел;

в) периферия категории: имена существительные, имеющие форму только мн. числа;

г) некоторые особенности в проявлении ГК числа имён существительных (связи грамматики с лексикой).

3. Изучение числа существительных в школе.

Знания, умения, навыки: при характеристике категории числа учитывать центральную (конкретные имена существительные) и периферийную области в этой категории; уметь определять типичные и побочные средства выражения (например, суффиксальные, синтаксические, супплетивные) и особенности в проявлении числа имён существительных (например, лексикализацию форм мн. числа: мозги, пески).

 

Задания

А

1. Доказательно определите отношение данных ниже слов к тем ЛГР, которые непосредственно связаны с Гк числа.

Масло, клён, горох, горошина, крестьянство, Аня, книга, листаж, США, обстоятельство, чернь, поле, Чаплин, среда, щипцы, пламя, кошка, робость, глупость, медь, пятак, дебри, стих, очки, керосин, лыжи, рыба, соломина, солома.

2. Выполните графически словообразовательный анализ слов и определите значение формантов: молотьба, переезд, увеличение, новизна, чистота, синь, идеализм, зверьё. К какому ЛГР существительных относятся данные слова?

3. Выпишите только те слова, которые не имеют соответствующих форм единственного числа. Как они называются?

Весы, деньги, вёдра, белила, люди, коньки, ворота, дрожжи, игры, счёты, счета, именины, усы, окна, очи, лёгкие, близнецы, финансы, искатели, дебри. О какой особенности подчёркнутых слов следует сказать?

4. Охарактеризуйте ГК числа следующих слов, указав ЛГР (соотносящиеся с этой ГК), возможность изменения по числам, возможность проявления семантики «один/ не один», способ выражения ГК числа, отношение данного имени существительного к ядру или периферии ГК числа, а также особенности в проявлении этой ГК, если они есть.

Брюки, верёвка, масло, дно, страна, пельмени, карась, листва.

5. У подчёркнутых слов укажите особенности в проявлении ГК числа:

а) Безгранична пустыня небес над вершинами гор, и бесчисленны грустные очи светил над снегами вершин (М. Горький).

Б) Синица – птица прожорливая. У вас Гоголи, как грибы, растут тут… Кто знает, поднимите руку

В) Морозы, кино, мемуары, уста, Альпы, ножницы, солнце, березняк, народы, клавиши, дети, родные (сущ.), дровни, вселенная, моль, галифе, кофе; восторг/восторги, выбор/выборы, острота/остроты, жеребёнок, жеребята, итог/итоги; Ивановы.

Б.

1. Графически обозначьте морфемный состав следующих слов: человечество, тряпьё, профессура, малинник, синева. К каким ЛГР они относятся? Какие ещё суффиксы характерны для этих ЛГР?

2. Учитывая ЛЗ, определите колебания данных слов по отношению к ЛГР: чучело, почва, страсть, вобла, осень, мордва, сыр.

3. Сгруппируйте существительные pluralia tantum в тематические группы. Дайте название каждой из них.

Сумы, похороны, щи, сани, чернила, прятки, шахматы, оковы, сумерки, проводы, очки, макароны, бусы, каникулы, Карпаты, сливки, шашки, сутки, обои, трофеи.

4. Прочитайте в книге В.В. Виноградова «Русский язык» § 29 и укажите лексико-семантические различия в элементах следующих пар: долг/долги, красота/красоты, время/времена, небо/небеса, крайность/крайности.

5. Какие семантические различия выражают формы ед. и мн. числа снег/снега в данном тексте? Связаны ли они с противопоставлением «один/не один»?

Одинаковую ли семантику имеют словоформы ед.числа врага? От чего, по вашему мнению это зависит?

6. *Когда формы числа связаны с ГЛР имён собственных? Приведите примеры.

7. Какие новые значения или оттенки значений приобретают отвлечённые и вещественные имена существительные при употреблении их в форме мн.числа?

8. В каком упражнении школьного учебника 5 класса указывается на связь ЛГР существительных с ГК числа? Назовите эти ЛГР. Представлен ли этот материал в параграфе школьного учебника.

9. Можно ли говорить о нарицательных именах существительных как о ЛГР, имеющим прямое отношение к основной семантике ГК числа «один/не один»?

10. * Можно ли говорить о том, что слова типа соль, разум, студенчество имеют форму числа, а семантику этой ГК не проявляют?

 

ЗАНЯТИЕ № 4

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА. СКЛОНЕНИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

 

Цель: усвоить основные значения падежей существительных, способы их выражения; типы склонений существительных и особенности склонения отдельных групп слов; познакомиться с полным, аргументированным морфологическим разбором существительного как части речи.

 

Содержание

1. Общая характеристика ГК падежа существительных. Способы выражения падежных значений.

2. Значение падежей существительных.

3. Склонение имён существительных.

 

Знания, умения, навыки: правильно определять падеж, способ его выражения, падежную семантику; хорошо отличать друг от друга три типа армия, знание, путь, пламя, столовая и др.; производить полный морфологический разбор имени существительного.

 

Задания

А

1. Охарактеризуйте ГК падежа подчёркнутых имён существительных: назовите падеж, определите способы его выражения и семантику падежной формы.

а) Коврик из капролона; письмо сестре; синева неба; идти оврагом; мечтать об эскимо;

б) Подойди, Ира.. Вот проходит восемь дней, а от войска нет вестей (А.С. Пушкин). Берег моряс шумом обдавал пахнущий водорослями ветер (А. Грин). Туманом заволокло долину. Раненая птицакамнем упала на землю. Дни стояли тёплые.

2. Определите падеж зависимого имени существительного и проанализируйте значения падежей в данных словосочетаниях. Чем объясняется различие? Письмо друга/письмо другу; кресло дедушки/приезд дедушки; решить вопрос/решение вопроса; лечиться от кашля/вздрогнуть от испуга; идти со страхом/идти с корзиной/идти с бабушкой.

3. В каком падеже стоят подчёркнутые словоформы? Какие признаки при определении падежа вы учитываете в первую очередь: окончание, сочетаемость с другими словами, порядок слов, предлог, общий смысл высказывания?

Весенний деньгод кормит. Послание Венгрии Болгарии. Он помолчал мгновение …Работаю всю ночь.Улица освещена фонарями. Мне нравится эта рощица осенью. Лёгким щеголем блеснёт и разлетится недолговечное словофранцуза ….(Н.В. Гоголь). Купил хлеб /купи хлеба. Трактор задел экскаватор. Мать любит дочь. У нашего идальгокровь пламенная…

4. Определите склонение имён существительных, укажите особенности.

Дитя, море, линия, Маша, имя, болеутоляющее, рояль, путь, церковь, воробей, лень, пень, кашне, свидание, Бородино, боль, аллея, край, столяр, рабочий, пламя, котельная, ЖЭУ, кофе.

5. Выполните морфологический разбор подчёркнутых имён существительных.

Так Бетховеном каким-то бродил доктор Аделунг по Тебризу (Ю.Тынянов).

Б

1. Какие мыслительные операции помогают избежать ошибки при определении падежа выделенных словоформ?

Солнце закрыло облако. Школы - новостройки сдали вовремя. Мне не нравится осенний лес …Праздничные плакаты украсили улицы города. Возьмите тетради.Тетради взяты. Поедим в лес.В лесу раздавался топор дровосека…

2. Постройте такие словосочетания, чтобы у существительного проявились следующие значения падежей: совместности, адресата, сравнения, места, направления, времени, причины, определения, прямого объекта, отношения, носителя предикативного (сказуемого) признака, звательности, цели, субъекта действия.

3. Каково происхождение русских фамилий типа Воронин, Воронов, Княжева и названий населённых пунктов типа Толмачёво, Куйбышев? Чем объясняется разница окончаний в творительном падеже собственных имён первой и второй группы? Какие фамилии являются исключением? Составьте несколько предложений со словами Купино, Царицын, Чаплин, Пушкин, Бородин. Прокомментируйте.

4. Как можно понять смысл следующих высказываний:

Помощь дивизии пришла вовремя. Преследование тигра окончилось нечем. Обвинение врача было необоснованным.

Определите значение падежей в каждом случае.

5. Образуйте формы:

а) им.п. мн.числа: шофёр, пол, слесарь, адрес, катер, цех, профессор, торт, учитель, лектор;

б) род.п. мн.числа: блюдце, полотенце, простыня, туфля, помидор, вишня, орех, грабли, ясли, пустыня, копьё, барышня, кочерга, грузин.

6. Проанализируйте упр. № 463 из школьного учебника по русскому языку для 5 класса (М., 1990). С каким тропом встречаются ученики, выполняя это упражнение? Как этот троп связан с одушевлённостью/неодушевлённостью?

7. Подробно охарактеризуйте ГК числа и падежа подчёркнутых слов.

В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Ю. Леронтов).

Укажите также падежные значения и местоименных словоформ.

8. Форма какого падежа встречается чаще всего в стихотворении Н. Заболоцкого «Кошки»? Определите все значения этого падежа. При работе используйте «Синтаксический словарь» Г.А. Золотовой (М., 1988).

Кошки

Уже на крыше, за трубой,

Под благосклонною луною

Они сбираются т олпою

Подняв хвосты свои трубою,

Где сладким пахнет молоком

И нежное белеет сало,

Свернувшись бархатным клубком,

Они в углу ворчат устало.

И возбуждённые жарой,

Они пресыщены едою,

Их не тревожит запах твой,

Благословенное жаркое.

О чёрных лестниц тишина,

Чердак, пропахнувший мышами,

Где из открытого окна

Легко следить за голубями.

 

Контрольные вопросы

1. От каких факторов зависит значение падежной формы?

2. Что отличает ГК падежа от других ГК имени существительного?

3. Почему при изучении ГК падежа необходим и морфологический, и синтаксический подход?

4. Какие вариантные падежные окончания вам известны? Приведите примеры.

5. Можно ли склонение существительных считать морфологической категорией?

6. Почему расходится нумерация склонений в школьном учебнике и в Русской граматике-80?

7. На каком основании выделяются 3 склонения существительных в современном русском языке? Сколько склонений существительных было в древнерусском языке? На каком основании они выделялись?

8. Что вы можете сказать о склонении имён собственных Коченёво, Тарутино, Черных, Дурново, Шевченко, Жук, Дюма, Цейтлин, Третьяк?

9. * На каком основании некоторые лингвисты хотят учитывать бóльшее количество падежей в современном русском языке? Например, считают, что кроме именительного, есть звательный падеж, кроме предложного, есть «локатив» - местный падеж.

10. *Можно ли считать, сравнив: «упал с лошади» и «упал с лошадью», что предлог не играет существенной роли в создании падежной формы? Ср. также «из Москвы», «с Украины», «на фабрику», «в школу».

Схема (I) морфологического анализа имени существительного

1. Доказать, что данное слов – знаменательная часть речи, указав комплекс признаков, свойственных этому структурно-семантическому типу слов.

2. Доказать, что данное слово – имя существительное, указав комплекс признаков, характерных для имени существительного.

3. Начальная форма.

4. Охарактеризовать ГК числа, указав (с доказательством):

а) к какому ЛГР, связанному с ГК числа, относится данное слово: собственое/нарицательное; конкретное/абстрактное/вещественное/собирательное

б) в форме какого числа стоит данное слово;

в) какая грамматическая семантика реализуется в данном случае;

г) существует ли параллельная форма другого числа (при сохранении ЛЗ слова).

5. Охарактеризовать ГК рода, указав (с доказательством):

а) отнесённость к ЛГР существительных одушевлённых/неодушевлённых;

б) отнесённость к роду;

в) способ выражения рода;

г) характер ГК рода: лексико-грамматический/собственно-грамматический (формальный).

6. Охарактеризовать ГК падежа, указав:

а) от какого слова в предложении зависит, на какой вопрос отвечает;

б) в форме какого падежа стоит;

в) семантику падежной формы;

г) способ выражения.

7. Указать тип склонения, особенности склонения.

 

Имени существительного

Автора пьесы «Машенька» убила бомба (И. Эренбург).

Бомба – 1. Это знаменательная часть речи, т.к. выполняет номинативную функцию, имеет ГК и систему словоизменения, является самостоятельным членом предложения, ударно в речи, имеет морфемный состав.

2. Это имя существительное, так как: а) имеет общекатегориальное значение предметности; б) обладает внутренне присущей ГК рода, изменяется по числам и падежам; в) выполняет типичную для имени существительного функцию – подлежащего.

3. Начальная форма – бомба.

4. Характеристика ГК числа:

а) слово «бомба» относится к ЛГР существительных нарицательных, т.к. не служит для выделения единичного из класса однородных предметов и может изменяться по числам; слово «бомба» относится к ЛГР конкретных существительных, т.к. обозначает считаемый предмет, может сочетаться с количественными числительными и изменяться по числам;

б) стоит в форме ед.ч., это выражено окончанием самого слова – бомба, а также окончанием зависимого слова – убила;

в) в данном случае словоформа «бомба» реализует семантику «один»;

г) слово имеет параллельную форму другого числа, реализующую семантику «не один» - бомбы.

5. Характеристика ГК рода:

а) слово относится к ЛГР существительных неодущевлённых, т.к. не называет живое существо и форма мн.ч. вин.п. совпадает с формой им.п. – бомбы;

б) слово относится к жен


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.