Схема морфологического анализа имени числительного — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Схема морфологического анализа имени числительного

2017-09-10 507
Схема морфологического анализа имени числительного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Доказать, что данное слово – знаменательная часть речи.

2. Доказать, что данное слово – имя числительное, указав комплекс признаков, характерных для данной части речи.

3. Начальная форма.

4. Охарактеризовать ЛГР и разновидность разряда.

5. Охарактеризовать ГК падежа.

6. Охарактеризовать другие категории, если они есть у анализируемого слова.

7. Указать структурный тип числительного.

8. Отметить особенности склонения.

 

Образец полного морфологического разбора имени числительного

«Готово! – крикнул Егор Егорыч, когда во второй тарантас, после долгих споров и беганья вокруг и около, поместились остальные восемь человек (А. Чехов).

Восемь – 1. Это знаменательная часть речи, т.к. выполняет номинативную функцию, имеет ГК и систему словоизменения, может быть самостоятельным членом предложения, имеет морфемную структуру и самостоятельное ударение.

2. Это имя числительное, т.к. является элементом счётной системы, называет количество предметов, имеет ГК падежа и не имеет ГК числа, обладает структурными особенностями, характерными для имени числительного (способ образования составных числительных).

3. Начальная форма – восемь.

4. Это числительное относится к ЛГР количественных, т.к. называет определённое количество предметов, это числительное можно заменить цифрами и включить в числовой ряд, слово не обладает ГК рода и числа, обладает ГК падежа, в предложении является одним членом предложения с именем существительным (является синтаксически нечленимым словосочетанием), имеет уникальный тип связи (для им.п. вин. п. – управление, для остальных – согласование); относится к количественным числительным, называющим целые числа (собственно количественными).

5. Стоит в форме им.п. (показатель ڤ).

6. Особенностей в проявлении ГК не имеет.

7. Простое числительное, состоит из одного графического слова.

8. В предложении вместе с существительным является подлежащим, числительное управляет род.п. мн.ч. слова человек.

 

 

Во второй (тарантас) – 1. Это знаменательная часть речи, т.к. имеет ГК и систему словоизменения, является самостоятельным членом предложения, имеет морфемный состав и самостоятельное ударение.

2. Это имя числительное, т.к. является элементом счётной системы, называет порядок при счёте, имеет ГК падежа и не имеет ГК числа, обладает структурными особенностями, характерными для имени числительного (способ образования составных числительных).

3. Начальная форма – второй.

4. Это числительное относится к ЛГР порядковых, т.к. обладает зависимыми от существительного ГК рода и падежа, в предложении является согласованным определением.

5. Стоит фв форме м.р., предл. П. (показатель – флексия - ой).

6. Особенностей в проявлении ГК нет.

7. Простое числительное, состоит из одного графического слова.

8. В предложении зависит от слова тарантас, связь – согласование, синтаксическая функция – определение.

 

Литература

Основная

1. Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе. М., 1964.

2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976. (Имя числительное).

3. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991. (Имя числительное).

4. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1980. (Имя числительное).

5. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. М., 1980. Ч.2.

6. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981. Гл. 5. Имя числительное.

Дополнительная

1. Русская грамматика. М., 1980. Т.1. (Имя числительное).

2. Шанский Н.М. Числительные или существительные слова тысяча, миллион, миллиард? // Русский язык в школе. 1972, № 2.

3. Лукин М.Ф. Субстантивация числительных в современном русском языке // Русский язык в школе. 1968. № 1.

4. Соина Г.И. Счётные имена существительные в современном русском языке // Русский язык в школе. 1974. № 5.

5. Марковский И.К. Слова со значением неопределённой множественности в современном русском языке // Филологические науки. 1971. № 4.

6. Русский язык и советское общество: Социолого-лингвистические исследования. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. М., 1968. Гл. III. Развитие аналитизма в падежных формах числительных.

7. Реформатский А.А. Число и грамматика // Вопросы грамматики. М.; Л., 1960.

 

 

ЗАНЯТИЕ 9

МЕСТОИМЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ОБЪЁМ ЧАСТИ РЕЧИ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ

 

Цель: выявить функциональную и семантическую специфику местоимений как части речи, определить место этой части речи по отношению к другим, познакомиться с различными подходами к объёму и функциям местоимений, их особенностям.

Содержание

1. Особое положение в системе частей речи: а) семантико-функциональные особенности; б) морфологические и синтаксические свойства; в) вопрос об объёме местоимения как части речи.

2. Грамматические разряды местоимений: а) местоимения-прилагательные (обобщённо-качественные); б) местоимения-числительные (обобщённо-количественные); в) местоимения-существительные (обобщённо-предметные), их морфологические особенности и особое положение среди других грамматических разрядов; г) вопрос о местоименных наречиях и местоименных глаголах.

3. Типы склонения местоимений.

 

Знания, умения, навыки: уметь отличать местоимения от других частей речи и аргументировать свою точку зрения; уметь определять функции конкретного местоимения, которые оно выполняет в данном тексте; знать грамматические разряды местоимений, систему их словоизменения; уметь выявлять все ГК, присущие тому или иному грамматическому разряду.

 

Задания

А. 1. Найдите местоимения. Обоснуйте свою точку зрения. 1) Где кто родится, там и пригодится. 2) Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. 3) Имя своё всяк знает, а в лицо себя никто не помнит. 4) Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет. 5) Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. 6) Самая большая рыба та, что сорвалась с крючка. 7) Сколько бы утка не бодрилась, а гусем ей не быть. 8) Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова? (Пословицы).

2. В чём сходство и в чём различие слов: тот-тут, свой-по-своему, все-всегда-всюду, такой-так, кое-что - кое-как, неизвестный – какой-то, определённый – этот.

3. Определите какие функции выполняют подчеркнутые местоимения.

1) Соня не знает, что я пишу эти горькие страницы. По-прежнему каждый день она сидит у моей постели или кресла (В.М. Гаршин). 2) Рощин глядел на себя в зеркало (А.Н. Толстой). 3) Что волки жадны, всякий знает (И.А. Крылов). 4) Камни вдруг посыпались за нами: это Ася нас догоняла (И.С. Тургенев).

4. Укажите, какие функции выполняют местоимения в рассказе о старой шкатулке (Русский язык: Учебник 5 кл. М., 1990. § 43, упр. 262).

5. Определите начальную форму и грамматический разряд местоимений: к кому-то, некому, нес чем, в стольких, мною, всех, о нас, ни о каком, в себе, саму, о нескольких, ничего, не о ком.

6. Прокомментируйте грамматические признаки местоимений. 1) Никогда в другое время Ребротесов не имел столько доброжелателей, как в ту ночь (А.П. Чехов). 2) Вся её досада и на них и на себя вдруг к ней вернулась (А.С. Пушкин). 3) На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их каждый примечал (И.А. Крылов). 4) Я был сам некогда юнкером, и, право, это самое лучшее время моей жизни (М.Ю. Лермонтов). 5) Хорошо было бы поговорить с кем-нибудь умным и смелым, кто понял бы её (В.Кетлинская).

Б. 1. Выполните ряд заданий к данному тексту: а) сделайте полный морфологический анализ подчёркнутых слов; б) подчеркните одной чертой слова, которые относит к местоимениям «Русская грамматика», волнистой линией – слова, которые относит к местоимениям школьный учебник, пунктиром – местоименные слова, выделяемые А.М. Пешковским: а) все местоименные слова распределите по грамматическим разрядам (обоснуйте свою позицию); г) определите, какие функции выполняют местоименные слова в тексте.

Лишь только белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте на каменном утёсе над краем человеческого моря, незрячему Пилату в уши ударила звуковая волна: «Га-а-а…». Она началась негромко, зародившись где-то вдали у гипподрома, потом стала громкоподобной и, продержавшись несколько секунд, начала спадать.. «Это их ввели на помост… - подумал Пилат, - а стоны оттого, что задавили несколько женщин, когда толпа подалась вперёд».

Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет всё, что накопилось у неё внутри, и не смолкнет сама.

И когда этот момент наступил, прокурор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.

Тогда Пилат набрал, сколько мог, горячего воздуха в грудь и закричал, и сорванный его голос понесло над тысячами голов: «Именем кесаря императора!» (М. Булгаков)

2. В следующих предложениях найдите слова, близкие местоимениям. Аргументируйте свой ответ.

1) Несколько таких черепах вёз в нашем поезде один молодой человек (М.М. Пришвин).

2) Одни подводы направлялись к поезду порожняком, другие вереницей возвращались оттуда (А.И. Куприн).

3) В каждом рассматриваемом действии мы видим известную долю свободы и известную долю необходимости (Л.Н. Толстой).

4) Ротмистр нашёл, что ему следует высказаться по данному вопросу (М. Горький).

5) Вообще много горя приняла Аннушка от ключницы, хотя нельзя оказать, чтоб последняя была зла по природе (М.Е. Салтыков-Щедрин).

6) Вдруг говорят мне: человек вас спрашивает (М.Е. Салтыков-Щедрин).

7) Река Рейн – очень замечательная вещь в Германии (Н.В. Гоголь).

3. Подберите или составьте предложения со следующими словами в местоименном и неместоименном значении: определённый, указанный, дело.

4. Выполните морфемный анализ слов: кто-либо, что-нибудь, кое-кто, некого, ничей, по-твоему.

5. Определите синтаксическую функцию местоимений.

1) Это было всё, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным миром (М.А. Шолохов). 2) «Ой, господи, кто это?» - тихонько крикнула она, схватясь за косяк (М.Горький). 3) А в которые двери надо выходить – в те или в эти? (Н.В. Гоголь) 4) Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Ю. Лермонтов).

6. В учебнике В.В. Бабайцевой говорится, что «языковым значением блока однородных членов является однотипность понятий, выражаемых однородными членами. Это значение обуславливает позицию» (Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/ В.В. Бабайцева. М., 1987. С. 1987. С. 143). Чем объяснить постановку соединительного союза «и» в следующих предложениях: 1) Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (А.С. Пушкин). 2) «Кому и зачем понадобилось затащить рога так высоко на лиственницу?» - недоумеваю я (Г. Федосеев). 3) И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт (В.И. Лебедев-Кумач). 4) Но всегда и везде неизменно близ тебя светла душа моя (И. Бунин).

7. Просклоняйте, обозначив ударение: несколько деревьев, столько рецензий, ничья книга.

 

Контрольные вопросы

1. Какие существуют подходы к выделению местоимения как самостоятельной части речи? Какой точки зрения придерживаетесь вы?

2. Какие черты местоименных слов позволяют «Русской грамматике» относить к местоимениям только слова типа я, он, себя?

3. Почему только местоимения-существительные признаются авторами «Русской грамматики» особой частью речи?

4. Какие функции выполняет местоимение?

5. * На каких семантических особенностях местоимений базируются их функции?

6. * Что сближает местоимения с такими словами, как: папа, мама, правый, левый (в пространственном значении), сегодня, вчера, человек, вещь?

7. С какими частями речи соотносятся местоимения? По каким признакам?

8. Как вы считаете, чем объясняется, что местоимения не имеют специфических грамматических признаков?

9. * При каких условиях происходит переход в местоимения других частей речи (прономинализация), какие изменения в словах происходят при этом?

 

 

ЗАНЯТИЕ № 10

МЕСТОИМЕНИЕ. СЕМАНТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТОИМЕНИЯ

 

 

Цель: познакомиться с составом, общими семантическими признаками и существующими оттенками, грамматическими особенностями лексико-семантических разрядов местоимений; усвоить специфику морфологического разбора местоимений.

 

Содержание

1. Характеристика семантических разрядов местоимений:

а) личные местоимения (подразряды, грамматические особенности, обусловленные семантикой), возвратное местоимение, его сходство и различие с личными;

б) притяжательные местоимения; специфика местоимений его, её их;

в) указательные местоимения;

г) вопросительные и относительные местоимения (о местоимении который);

д) неопределённые и отрицательные местоимения (словообразовательные особенности местоимений этих разрядов, специфика местоимений некто и нечто, некого и нечего; орфография);

е) определительные местоимения (состав, значения, синонимия).

2. Морфологический анализ местоимений.

 

Знания, умения, навыки: уметь определять разряды местоимений, аргументируя свою точку зрения, знать состав каждого разряда и особенности входящих в него местоимений.

 

Задания

А

1. Определите грамматический, лексический разряд и начальную форму местоимений: который, самой, всего, другого, ни с чьей, не с кем, ни в кого, её (платье), кое-кому, чем-нибудь, ни за кого, столько.

2. Выпишите местоимения (в широком смысле слова, включая местоименные наречия), составьте с ними сложные повествовательные предложения. Какую функцию эти местоимения выполняют в предложении? Чтобы, который, словно, что, если, какой, ибо, как, так, так как, чей, хотя, будто, кто, пока, где, куда, как только, сколько, потому что.

3. Определите, в роли какой части речи выступает выделенное местоимение:

1) Ну что за шейка! (И.А. Крылов). 2) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением (А.С. Пушкин). 3) Все мои здесь здоровы, не исключая новоприбывшей девочки (И.С. Тургенев). 4) Великий поэт, говоря о себе самом, о своём я, говорит об общем – о человечестве … (В. Белинский). 5) Уж это была победа ошеломительная, совсем неожиданная (как все победы, вырываемые у наших) и вполне историческая – ибо прежде того только XX съезд снимал глушение (А.И. Солженицын).6) Господа, я надеюсь, что здесь собрался все свой народ и никто не вынесет сору из избы (Д.Н. Мамин-Сибиряк). 7) Когда его усадили, он как будто несколько успокоился (Корол.).

4. Произведите полный морфологический разбор подчёркнутых слов. С каждой минутой доводы, которые мы приводили друг другу становились всё глубже.

5. Укажите сложности в морфологическом разборе местоимений. 1 )Его пример – другим наука. 2) Но почему ж ты столько огорчён? И кто виной? Супруг, отец, конечно… - не то, мой друг! Но что же? – Я ей не он! ( А.С. Пушкин).

6. Выполните упр. 403 (Русский язык: Учебник для 6 класса. М., 1990).

Б.

1. Всегда ли слово «всегда» имеет временное значение? Попробуйте сформулировать значение этого слова в следующих предложения. 1) У него никогда не было копейки за душой. Всегда он кому-нибудь должен, всегда чем-нибудь озабочен ( В.А. Катаев). 2) Когда бы я ни пришёл, она всегда спит. 3) Сумма двух нечётных чисел всегда чётна. 4) Тайна, какого роду она ни была бы, всегда тягостна женскому сердцу. 5) Дети не всегда слушаются взрослых.

2. Приведите примеры, в которых местоимения каждый, всякий, любой не являются синонимами.

3. Вставьте пропущенные неопределённые местоимения кто-то, кто-нибудь, некто, кое-кто. Выделите предложения, смысл которых позволяет употребить несколько местоимений (см.: Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. С.Г. Ильенко. М., 1977). 1) Печорин вышел после всех; на крыльце … его остановил за руку, промолвив: я имею с вами поговорить (М.Ю. Лермонтов). 2) У князя Лиговского были гости … из родных, когда Красинский взошёл в лакейскую (М.Ю. Лермонтов). 3) Жил … господин Долгов с женой и дочкой Надей (Н.А. Некрасов). 4) Подожди немного: встретишься с …, полюбишь – тогда не только в город, а на край света с ним пойдёшь (А.И. Куприн). 5) Тишина была, как в церкви ночью. Только перья скрипят, нет-нет … бумагой зашелестит (А.И. Куприн). 6 ) Вдруг позади, на валу виноградника, в одном месте закачалась берёза: … спрыгнул в ров, потом выкарабкался из рва на дорогу (В.А. Катаев).

4. Определите какую из функций выполняет местоимение в данных высказываниях: а) указывает на временной момент в прошлом; б) актуализирует функцию, при которой ненаблюдаемый в момент речи предмет представлен как непосредственно данный; в) выделяет предмет по свойству, акцентируя внимание на большей степени признака; г) говорящий отождествляет предмет с уже известным; д) подчёркивает указание на лицо/предмет, непосредственно являющимся производителем действия; е) указывает на непосредственное отношение локальной характеристики к действиям.

1) Дарья была всё та же. Кажется, никакое горе не было в силах не только сломить её, но даже пригнуть к земле (М.А. Шолохов). 2) В то время из гостей пришёл домой Евгений молодойМы будем нашего героя Звать этим именем (А.С. Пушкин). 3) Неужели вы думаете, что я не чувствую, как вам здесь бедно… и смешно? Этот лакей, который опасается от вас, как заяц, эта кухарка (И.С. Тургенев). 4) Над самой гостиницей и над самым садом веяли флаги (И.С. Тургенев). 5) Никогда не думал, что такая может быть тоска на белом свете (К. Симонов). 6) Отец сам вёз Тёму, чтобы сдать его с рук на руки гимнастическому начальству (Н.Г. Гарин-Михайловский).

5. Выполните полный морфологический анализ подчёркнутых слов.

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навыки, которые пригодятся в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать самсебя (М. Булгаков).

6. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание. 1) Это, господа, сударь мой, (н…) кто иной, как капитан Копейкин (Н.В. Гоголь). 2) (Н…) кто другой, кроме Пустынина, не мог так бездарно обыграть мою любовь к собакам (Кремл.). 3) Все, что про меня печатают, есть (н…) что иное, как пустая сказка (А.П. Чехов). 4) (Н…) что другое не могло бы его заинтересовать.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается лично-указательные местоимения от лично-диалогических?

2. Какие вторичные значения личных местоимений вы знаете?

3. *В формировании каких ГК принимают участие личные местоимения?

4. Почему возвратное местоимение «себя» не имеет ГК лица, числа, именительного падежа?

5. В каких лексических разрядах нет местоимений-наречий и местоимений-числительных?

6. * Во всех ли семантических разрядах есть местоимения-существительные? В каких разрядах субстантивный характер местоимений определяется контекстом? Для каких ещё местоимений характерна субстантивация?

7. В чём заключается специфика притяжательных местоимений его, её, их?

8. Местоимения какого разряда часто употребляются в главной части сложного предложения, если придаточное присоединяется при помощи относительного местоимения? Приведите примеры.

9. У каких местоимений форма именительного падежа относится к одному лексическому разряду, а формы косвенных падежей – к другому? Приведите примеры.

10. * Как вы думаете, у какого из вопросительных местоимений – кто или что – семантика шире?

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.