Методическое обеспечение педпрактики — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методическое обеспечение педпрактики

2017-09-10 173
Методическое обеспечение педпрактики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

(Педагогическая практика: шаг за шагом)

 

Подготовительный этап. Студентам 4-го и 5-го курсов разрешено прохождение педпрактики по месту жительства. Для этого необходимо представить на рассмотрение декану факультета заявление (от Вас) и гарантийное письмо (из школы) (см. приложение 2).

 

1 этап. Установочная конференция в институте: задачи практики, требования к ее прохождению и результатам, порядок и правила оформления документов, рекомендации, наставления и объявления, распределение по школам, знакомство с методистами.

 

2 этап. Установочная конференция в школе: встреча с администрацией школы, изучение правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, распределение студентов по классам, знакомство с учителями-предметниками и классным руководителем, представление студента ученикам его класса.

 

3 этап. Первая неделя практики: знакомство с учебным заведением (структурой, историей, уставом и т.п.), с классом, классным руководителем и учителями-предметниками, посещение занятий и составление индивидуального плана работы студента-практиканта, а также выполнение заданий кафедры педагогики (психологии).

 

4 этап. Подготовка к урокам и воспитательным мероприятиям: посещение консультаций, обсуждение конспектов уроков с методистом и учителем, конспектов воспитательных мероприятий – с методистом и классным руководителем, написание конспектов (см. приложения 3, 4)

 

5 этап. Проведение уроков и внеклассных мероприятий с предварительным приглашением методистов (см. приложение 3). Обсуждение и анализ проведенного урока (см. приложение 5). Посещение уроков, проводимых студентами.

 

6 этап. Окончательное оформление документов (список всех необходимых документов зависит от курса, на котором учится студент, и представлен в разделе «Структура и содержание практики»), а рекомендации по оформлению документов даны в приложениях 4, 5, 6, 7.

 

7 этап. Сдача документов методисту – в течение недели после окончания педпрактики. Проверка правильности оформления документов и в случае необходимости их исправление.

8 этап. Итоговая конференция: оглашение впечатлений от практики студентами и методистами, выражение замечаний и пожеланий, подведение итогов в виде оценок за педпрактику. Примерное содержание докладов студентов дано в приложении 8.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Хотите проходить практику по месту жительства?!

 

Для того, чтобы пройти практику за пределами города Глазова, Вам необходимо представить на рассмотрение декану факультета заявление (от Вас) и гарантийное письмо (из школы).

 

Образец заявления

Декану математического

факультета ГГПИ

Шкляеву А.Г.

студентки 141 группы

Ивановой Т.А.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить мне прохождение педагогической практики с 14.01.2008 по 24.02.2008 в МОУ «Красногорская гимназия» (с. Красногорское).

 

10.11.2007 ________________

(подпись)

 

Образец гарантийного письма

Декану математического

факультета ГГПИ

Шкляеву А.Г.

директора МОУ «Красногорская гимназия»

Ветошкиной Ж.И.

 

ГАРАНТИЙНОЕ ПИСЬМО

Администрация школы обязуется принять на педагогическую практику с 14.01.2008 по 24.02.2008 студентку 141 группы Иванову Татьяну Александровну и предоставить ей в качестве учителя математики учителя высшей категории Тронину Зою Николаевну.

 

Директор школы: _______________Ж.И. Ветошкина

(подпись)

Печать школы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендации по подготовке студента к уроку

Урок – основная форма организации учебной работы в школе, это проверено многолетней практикой работы русской и зарубежной школы.

Успешное решение задач обучения и воспитания, а также развитие инициативы и самостоятельности учащихся во многом зависят от того, как будет организован урок, какую систему методов будет применять учитель и какое конкретное содержание он вложит в каждый урок. Жизнь требует дальнейшего совершенствования классно-урочной системы.

Важное значение сейчас приобретают формы и методы организации урока, которые содействуют не только развитию навыков и умений учащихся, но и развитию мышления, творческой активности и самостоятельности учащихся. Сейчас все больший интерес вызывает разработка такой системы уроков, которая при наименьших затратах сил и времени приводила бы к максимальному достижению целей обучения.

При подготовке к уроку студенту рекомендуется придерживаться следующих положений.

1. Студент-практикант должен четко представлять себе место проводимого урока в системе уроков по данному разделу математики, что возможно при наличии у него глубоких знаний программы, содержания школьного учебника, знакомства с дополнительной литературой по данному разделу.

2. Подготовка к уроку должна начинаться с определения темы, просмотра школьного учебника и книги для учителя. Уяснив содержание темы, следует приступить к просмотру научно-методической литературы. Только после такого рода проделанной работы студент в состоянии выделить главные вопросы изучаемой темы и соответствующие им факты для сообщения учащимся.

3. Установив предусмотренный программой минимум знаний, студент определяет, какие методы и приемы следует применить, какие наглядные пособия использовать во время урока. Особое внимание практикант должен уделять приемам, обеспечивающим дифференцированное обучение. Дифференциация планируется в основном на этапе самостоятельной работы. При этом следует подготовить задания так, чтобы они были различными как по объему, так и по степени трудности.

4. Определив содержание урока, структуру и методы его проведения, студент составляет конспект урока, в котором отражает: дату, тему, цель урока, которую предстоит решать учащимся, оборудование урока (таблицы, приборы, инструменты и т. п.), использование технических средств обучения на уроке, описание хода урока, где излагается содержание всех частей урока, указывает время, отводимое на каждый элемент урока, т. е. определяет темп урока. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

5. Репетицию урока практикант проводит после утверждения конспекта методистом и учителем математики. Заучивать наизусть текст конспекта не рекомендуется. Следует запомнить план и последовательность изложения материала на уроке.

6. В процессе подготовки плана и конспекта урока студент получает консультации у методиста и учителя.

ПОМНИТЕ!

1. Каждый урок должен учить думать, чувствовать, действовать.

2. Главное на уроке - работа учеников.

3. Истинный интерес к учению возникает у учеников не только во время увлекательного рассказа учителя, но и в ре­зультате их успешной самостоятельной деятельности.

 

 

Рекомендации к написанию конспекта и проведению урока

Вначале практикант пишет, по какому учебному предмету, в каком классе и школе будет проводиться урок. Полностью указывает свои фамилию, имя и отчество, затем фамилию, имя и отчество методиста и учителя. Затем следует:

1. Тема урока.

2. Его цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

3. Оборудование урока (с планом классной доски; размещение записей, наглядных пособий, смена их на протяжении урока).

4. Литература.

5. План урока.

6. Конспект с выделением структурных частей урока.

7. Студент пишет черновой вариант конспекта урока и снова встречается с учителем и методистом. Подписывается только чистовой вариант, согласованный со всеми. Конспект в окончательном виде должен быть готов за 2-3 дня до проведения урока. Учитывается не только содержание и качество конспекта, но и его оформление.

Перед уроком необходимо проверить исправность используемых ТСО, провести несколько раз, если это предусмотрено планом, различные опыты и демонстрации, отработать использование наглядных пособий (карт, планов, схем, чертежей, моделей), хорошо усвоить содержание материала и логику построения урока. При изготовлении самодельных пособий надо обязательно посоветоваться с учителем, методистом по предмету.

При проведении урока существует проблема дисциплины, Неумение «держать дисциплину» может во многом помешать в реализации поставленных целей.

Предлагаем использовать рекомендации Р.Х. Шакурова данные в книге «Творческий рост педагога» (М., 1985, С. 79-80).

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.

3. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье - бич дисциплины.

4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.

5. Обращайтесь с просьбами и вопросами к тем ученикам, кто чаще отвлекается на уроке посторонними делами.

6. Мотивируйте оценки знаний, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования, укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурным.

9. Старайтесь не делать лишних замечаний.

10. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не приносит пользы, а скорее вредит.

Анализ уроков желательно проводить в тот же день. Обсуждение начинают с выступления практиканта, проводившего урок. Он характеризует:

а) свою подготовку к уроку, подбор и использование литературы, изготовление оборудования к уроку. Особо отмечает трудности, возникшие при подготовке, и их устранение;

б) последовательный ход урока (обязательно фиксирует отступления от плана, удачи и недостатки, их причины, вносит предложения по улучшению урока);

в) рост своего мастерства: от каких недостатков, ранее встречавшихся, освободился, какие знания и умения приобрел; нет ли повторения ошибок.

Типичные затруднения студентов на уроках

1. Организационно-воспитательные:

- не умеют правильно распределять время, и урок не завершается со звонком;

- забывают предъявлять учащимся гигиенические требования (посадка, положение тетради и пр.);

- работая с одним учеником, забывают класс;

- не уделяют внимания решению воспитательных задач;

- не мотивируют выставление отметок.

2. Объяснение нового материала:

- мало привлекают учащихся к объяснению новой темы, больше говорят и показывают сами;

- затрудняются в создании проблемной ситуации;

- недостаточное внимание уделяют работе с терминологией;

- не отрабатывают умения и навыки.

3. Закрепление нового материала:

- недостаточно уделяют внимания самостоятельной работе учащихся;

- при завершении урока не акцентируется внимание на усвоении учащимися нового материала;

- домашнее задание дают без инструктивных указаний.

4. Применение ТСО, наглядных пособий, дидактического материала:

- недостаточно применяют ТСО на уроках, плохо продумывают целесообразность этой работы;

- нецелесообразно применяют наглядные пособия;

- мало используют раздаточный дидактический материал, средства обратной связи;

- не умеют работать с классной доской.

5. Культура речи и письма:

- не умеют рационально размещать записи на доске;

- недостаточное внимание уделяют грамотности своей речи и речи учащихся;

- забывают давать детям указания по оформлению работы в тетрадях.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Схема конспекта урока

 

Основные разделы:

1. Тема урока, дата проведения урока.

2. Цель урока. Основные задачи.

3. Оборудование урока.

4. Структура урока (последовательность приемов и форм работы на уроке, ориентировочное время, отводимое на каждый этап урока).

5. Подробный ход урока по форме:

 

Этап урока   Деятельность учителя Деятельность учащихся Использование ТСО и других средств наглядности Вид доски Примечания
           

 

6. Используемая литература.

7. Замечания к проведенному уроку.

Указание. В изложении хода урока должно быть показано:

1) каким методом учитель подводит учащихся к новой теме,

2) каким методом будет сообщен новый материал,

3) как будет сообщена учащимся цель урока, и как подведен с ними итог урока,

4) кто будет опрошен и по каким вопросам,

5) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы на уроке (при изучении нового материала, при закреплении),

6) как осуществляется дифференцированный подход к обучению,

7) какие пояснения будут сделаны к домашнему заданию,

8) какие оценки поставлены учащимся на уроке (оценки должны быть прокомментированы учителем).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Рекомендации к выполнению анализа урока

Нередко студент, дававший урок, после первых занятий не может провести грамотного анализа или отказывается его проводить. Для методиста чрезвычайно важно научить студента анализировать свой урок. В этом поможет схема самоанализа урока. Задавая практиканту соответствующие вопросы, надо добиваться, чтобы самоанализ был сделан.

При разборе уроков необходимо приучать практикантов точно и конкретно представлять задачи, стоявшие перед анализируемым уроком, осмысливать используемые на уроке способы и приемы работы не только с точки зрения техники их применения, но и в зависимости от их эффективности и полученного результата. Если студенты не справятся самостоятельно с анализом урока в полном объеме, методисты могут использовать систему дополнительных вопросов, а затем учитель и методист делают окончательный анализ урока.

Полезно каждый анализ занятий предварять краткими вводными указаниями об основных линиях предстоящего разбора и воспроизведением теоретического материала (относящегося к данному случаю) по педагогике и частным методикам. Заканчивая разбор урока, следует отметить то новое, чему научились практиканты.

Так же тщательно и ответственно готовят, проводят и анализируют внеклассные занятия по предмету. Методика их проведения отличается как от урока, так и от воспитательного дела. Цель таких занятий: расширение и углубление интереса детей к тому или иному учебному предмету, расширение их кругозора. Занятия готовятся при участии методиста по предмету. Целесообразно участие преподавателей педагогики и психологии.

Схема анализа урока

1. Сообщение даты и темы урока.

2. Использование дополнительной литературы.

3. Структура и общая организация урока. Распределение времени на различных этапах. Содержание урока на каждом этапе.

4. Произошло ли изменение плана урока по сравнению с конспектом? Причины изменения. Умение перестраиваться в измененной учебной ситуации.

5. Темп урока. Активность класса, подготовленность к уроку. Дисциплина на уроке.

6. Оптимальное сочетание различных форм и методов работы.

7. Контроль за усвоением знаний. Содержание вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний, их использование для стимулирования ответственного отношения к предмету. Развитие познавательной активности учащихся.

8. Роль, место и характер самостоятельной работы. Индивидуальные методы обучения. Воспитание интереса к предмету. Развитие познавательной активности учащихся.

9. Постановка цели и подведение итога урока. Понята ли тема? Какие затруднения обнаружены на уроке, пути их преодоления. Объем домашнего задания, необходимые к нему пояснения.

10. Использование средств наглядности, ТСО. Вид классной доски.

11. Владение учителем материалом, педагогический такт, речь.

 

 

Схема самоанализа урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Каков его тип?

2. Какие задачи решались на уроке? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Как учтены в задачах урока особенности класса, отдельных групп учащихся?

3. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место для опроса, изучения нового материала, закрепления и т.д.? Правильно ли распределено время на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этапами?

4. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.

5. Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?

6. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и методах он осуществлялся? Почему?

7. Какие средства обучения использовались?

8. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течении всего урока; предупреждалась ли их перегрузка?

9. Какие были продуманы запасные методические "ходы" на случай непредвиденной ситуации?

10. Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.