Основные задачи педагогической практики — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Основные задачи педагогической практики

2017-09-10 303
Основные задачи педагогической практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

(для студентов, обучающихся по специальности 032100.01 –

«Математика» с дополнительной специальностью «Информатика»)

 

 

Глазов 2007


Утверждены на заседании УМК

математического факультета

«__» ____________ 2007 г.

Методические рекомендации по педагогической практике (для студентов, обучающихся по специальности 032100.01 – «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика») / Сост.: О.Н. Веретенникова. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2007. - 29 с.

Пособие включает цели, задачи, структуру практики, основные требования из Положения по педагогической практике, задания и рекомендации по их выполнению и оформлению. Также в пособии предлагаются рекомендации по планированию и организации деятельности студента-практиканта во время педпрактики.


Оглавление

Стр.
Основные задачи педагогической практики.........................  
Организация и материальное обеспечение практики …….....  
Структура и содержание практики ………………………………….......  
Первыйэтап педагогической практики …………………………....  
Второйэтап педагогической практики ………………………….…  
Третийэтап педагогической практики…………………………….  
Методическое обеспечение педпрактики ……………………..  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПУТЕВОДИТЕЛЬ (Педагогическая практика: шаг за шагом).......................…………….................  
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Хотите проходить практику по месту жительства?!..............................................................  
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендации по подготовке студента к уроку, к написанию конспекта и проведению урока...........  
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Схема конспекта урока..............................  
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Рекомендации к выполнению анализа урока, схемы анализа и самоанализа урока ……....  
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Схема краткого отчета о педпрактике........  
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Образец заполнения аттестации …..........…………  
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Итоговая конференция в институте........………….  
Рекомендуемая литература....……………………………………………  

 


Основные задачи педагогической практики

 

Педагогическая практика является составной частью профессиональной подготовки студентов и ставит следующие задачи:

1. Формирование профессионально значимых качеств учителя, творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности.

2. Закрепление, углубление и обогащение психолого-педагогических и профессиональных знаний в процессе использования их при решении конкретных учебно-воспитательных задач.

3. Формирование профессиональных умений через:

– наблюдение учебно-воспитательного процесса;

– изучение личности школьника и коллектива учащихся;

– определение конкретных учебно-воспитательных задач, исходя из целей учебно-воспитатель­ного процесса, с учетом возраста учащихся и особенностей коллектива;

– использование разнообразных форм и методов организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся;

– организацию коллектива учащихся и выполнение поставленных задач;

– анализ и оценку учебно-воспитательного процесса;

4. Проведение уроков и учебно-воспитательных мероприятий.

5. Развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе, развитие навыков ведения исследований в области педагогики, методики преподавания математики и информатики.

 

Первый этап практики

 

Первый этап практики проводится на 3-м курсе во втором полугодии учебного года (6 семестр) в 5-6 классах общеобразовательных или специализированных средних школ в течение четырех недель. Студенты проходят практику в качестве учителей математики и помощников классных руководителей.

Основная цель данного этапа педагогической практики заключается в формировании первичных представлений о педагогической деятельности в области преподавания математики и преподавания информатики, а также изучение особенностей преподавания математики в 5-6 классах общеобразовательной школы.

За время прохождения практики каждый практикант должен выполнить задание кафедры педагогики и психологии, а также провести и посетить следующее количество уроков:

1) Провести 4 урока по математике:

- 1 пробный урок;

- 1 зачетный урок (оценивается);

- 2 стажерских урока (выставляется общая оценка).

2) Посетить не менее четырех уроков по математике, проведенных учителями-предметниками и другими практикантами.

3) Посетить не менее двух уроков по информатике, проведенных учителями-предметниками.

Первая неделя педпрактики носит учебный (ознакомительный) характер, за это время происходит знакомство с учебным заведением (структурой, историей, уставом и т.п.), с классами, классными руководителями и учителями предметниками, посещение занятий и составление плана практики, а также выполнение заданий кафедры педагогики и психологии.

По завершении педпрактики необходимо представить следующие документы:

1) Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:

1.1) тему пробного урока по математике с указанием класса и даты его проведения;

1.2) тему зачетного урока по математике с указанием класса и даты его проведения с оценкой (заверяется либо учителем-предметником, либо методистом);

1.3) количество стажерских уроков по математике и общую итоговую оценку по ним (заверяется учителем-предметником);

1.4) характеристику работы практиканта (заполняется и подписывается учителем математики и классным руководителем);

1.5) печать школы и подпись директора школы или его заместителей.

Бланк аттестации-характеристики выдается каждому студенту на установочной конференции в институте. Образец заполнения бланка аттестации дан в приложении 7.

2) Конспект зачетного урока по математике, который должен включать:

2.1) непосредственно конспект урока;

2.2) самоанализ проведенного урока;

2.3) анализ учителя-предметника или методиста;

2.4) высказанные при анализе урока замечания присутствовавших на уроке;

2.5) подпись учителя-предметника или методиста.

3) Анализ одного посещенного урока по математике.

4) Задания кафедры психологии.

5) Краткий отчет о педпрактике по прилагаемой схеме.

Всю документацию необходимо сдать в течение недели по завершении педпрактики групповому руководителю (методисту) (для студентов, проходивших практику в г. Глазове) или факультетскому руководителю педпрактики (для студентов, проходивших практику по месту жительства). За нарушение сроков сдачи документации без уважительной причины педагогическая практика может быть не зачтена.

Вся отчетная документация должна быть оформлена правильно, аккуратно и грамотно. На каждом из пяти документов должны стоять фамилия и инициалы практиканта, а также номер его группы. За невыполнение требований к оформлению отчетной документации оценка за практику будет снижена.

Более подробную информацию можно узнать на установочной конференции, у методистов, а также у факультетского руководителя практики.

 

Рекомендации к написанию конспекта и проведению урока

Вначале практикант пишет, по какому учебному предмету, в каком классе и школе будет проводиться урок. Полностью указывает свои фамилию, имя и отчество, затем фамилию, имя и отчество методиста и учителя. Затем следует:

1. Тема урока.

2. Его цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

3. Оборудование урока (с планом классной доски; размещение записей, наглядных пособий, смена их на протяжении урока).

4. Литература.

5. План урока.

6. Конспект с выделением структурных частей урока.

7. Студент пишет черновой вариант конспекта урока и снова встречается с учителем и методистом. Подписывается только чистовой вариант, согласованный со всеми. Конспект в окончательном виде должен быть готов за 2-3 дня до проведения урока. Учитывается не только содержание и качество конспекта, но и его оформление.

Перед уроком необходимо проверить исправность используемых ТСО, провести несколько раз, если это предусмотрено планом, различные опыты и демонстрации, отработать использование наглядных пособий (карт, планов, схем, чертежей, моделей), хорошо усвоить содержание материала и логику построения урока. При изготовлении самодельных пособий надо обязательно посоветоваться с учителем, методистом по предмету.

При проведении урока существует проблема дисциплины, Неумение «держать дисциплину» может во многом помешать в реализации поставленных целей.

Предлагаем использовать рекомендации Р.Х. Шакурова данные в книге «Творческий рост педагога» (М., 1985, С. 79-80).

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.

3. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение задания - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье - бич дисциплины.

4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.

5. Обращайтесь с просьбами и вопросами к тем ученикам, кто чаще отвлекается на уроке посторонними делами.

6. Мотивируйте оценки знаний, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования, укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурным.

9. Старайтесь не делать лишних замечаний.

10. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не приносит пользы, а скорее вредит.

Анализ уроков желательно проводить в тот же день. Обсуждение начинают с выступления практиканта, проводившего урок. Он характеризует:

а) свою подготовку к уроку, подбор и использование литературы, изготовление оборудования к уроку. Особо отмечает трудности, возникшие при подготовке, и их устранение;

б) последовательный ход урока (обязательно фиксирует отступления от плана, удачи и недостатки, их причины, вносит предложения по улучшению урока);

в) рост своего мастерства: от каких недостатков, ранее встречавшихся, освободился, какие знания и умения приобрел; нет ли повторения ошибок.

Типичные затруднения студентов на уроках

1. Организационно-воспитательные:

- не умеют правильно распределять время, и урок не завершается со звонком;

- забывают предъявлять учащимся гигиенические требования (посадка, положение тетради и пр.);

- работая с одним учеником, забывают класс;

- не уделяют внимания решению воспитательных задач;

- не мотивируют выставление отметок.

2. Объяснение нового материала:

- мало привлекают учащихся к объяснению новой темы, больше говорят и показывают сами;

- затрудняются в создании проблемной ситуации;

- недостаточное внимание уделяют работе с терминологией;

- не отрабатывают умения и навыки.

3. Закрепление нового материала:

- недостаточно уделяют внимания самостоятельной работе учащихся;

- при завершении урока не акцентируется внимание на усвоении учащимися нового материала;

- домашнее задание дают без инструктивных указаний.

4. Применение ТСО, наглядных пособий, дидактического материала:

- недостаточно применяют ТСО на уроках, плохо продумывают целесообразность этой работы;

- нецелесообразно применяют наглядные пособия;

- мало используют раздаточный дидактический материал, средства обратной связи;

- не умеют работать с классной доской.

5. Культура речи и письма:

- не умеют рационально размещать записи на доске;

- недостаточное внимание уделяют грамотности своей речи и речи учащихся;

- забывают давать детям указания по оформлению работы в тетрадях.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Схема конспекта урока

 

Основные разделы:

1. Тема урока, дата проведения урока.

2. Цель урока. Основные задачи.

3. Оборудование урока.

4. Структура урока (последовательность приемов и форм работы на уроке, ориентировочное время, отводимое на каждый этап урока).

5. Подробный ход урока по форме:

 

Этап урока   Деятельность учителя Деятельность учащихся Использование ТСО и других средств наглядности Вид доски Примечания
           

 

6. Используемая литература.

7. Замечания к проведенному уроку.

Указание. В изложении хода урока должно быть показано:

1) каким методом учитель подводит учащихся к новой теме,

2) каким методом будет сообщен новый материал,

3) как будет сообщена учащимся цель урока, и как подведен с ними итог урока,

4) кто будет опрошен и по каким вопросам,

5) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы на уроке (при изучении нового материала, при закреплении),

6) как осуществляется дифференцированный подход к обучению,

7) какие пояснения будут сделаны к домашнему заданию,

8) какие оценки поставлены учащимся на уроке (оценки должны быть прокомментированы учителем).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Рекомендации к выполнению анализа урока

Нередко студент, дававший урок, после первых занятий не может провести грамотного анализа или отказывается его проводить. Для методиста чрезвычайно важно научить студента анализировать свой урок. В этом поможет схема самоанализа урока. Задавая практиканту соответствующие вопросы, надо добиваться, чтобы самоанализ был сделан.

При разборе уроков необходимо приучать практикантов точно и конкретно представлять задачи, стоявшие перед анализируемым уроком, осмысливать используемые на уроке способы и приемы работы не только с точки зрения техники их применения, но и в зависимости от их эффективности и полученного результата. Если студенты не справятся самостоятельно с анализом урока в полном объеме, методисты могут использовать систему дополнительных вопросов, а затем учитель и методист делают окончательный анализ урока.

Полезно каждый анализ занятий предварять краткими вводными указаниями об основных линиях предстоящего разбора и воспроизведением теоретического материала (относящегося к данному случаю) по педагогике и частным методикам. Заканчивая разбор урока, следует отметить то новое, чему научились практиканты.

Так же тщательно и ответственно готовят, проводят и анализируют внеклассные занятия по предмету. Методика их проведения отличается как от урока, так и от воспитательного дела. Цель таких занятий: расширение и углубление интереса детей к тому или иному учебному предмету, расширение их кругозора. Занятия готовятся при участии методиста по предмету. Целесообразно участие преподавателей педагогики и психологии.

Схема анализа урока

1. Сообщение даты и темы урока.

2. Использование дополнительной литературы.

3. Структура и общая организация урока. Распределение времени на различных этапах. Содержание урока на каждом этапе.

4. Произошло ли изменение плана урока по сравнению с конспектом? Причины изменения. Умение перестраиваться в измененной учебной ситуации.

5. Темп урока. Активность класса, подготовленность к уроку. Дисциплина на уроке.

6. Оптимальное сочетание различных форм и методов работы.

7. Контроль за усвоением знаний. Содержание вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний, их использование для стимулирования ответственного отношения к предмету. Развитие познавательной активности учащихся.

8. Роль, место и характер самостоятельной работы. Индивидуальные методы обучения. Воспитание интереса к предмету. Развитие познавательной активности учащихся.

9. Постановка цели и подведение итога урока. Понята ли тема? Какие затруднения обнаружены на уроке, пути их преодоления. Объем домашнего задания, необходимые к нему пояснения.

10. Использование средств наглядности, ТСО. Вид классной доски.

11. Владение учителем материалом, педагогический такт, речь.

 

 

Схема самоанализа урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Каков его тип?

2. Какие задачи решались на уроке? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Как учтены в задачах урока особенности класса, отдельных групп учащихся?

3. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место для опроса, изучения нового материала, закрепления и т.д.? Правильно ли распределено время на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этапами?

4. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.

5. Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?

6. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и методах он осуществлялся? Почему?

7. Какие средства обучения использовались?

8. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течении всего урока; предупреждалась ли их перегрузка?

9. Какие были продуманы запасные методические "ходы" на случай непредвиденной ситуации?

10. Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

А Т Т Е С Т А Ц И Я

 

Студента-практиканта _ Загребиной Елены Сергеевны ________________________________

Факультет ___ математический __________________________курс ___ 5 __группа __ 151 __

Практика проводилась в __ г. Глазове _____________________________школе № __ 1 _____

Директор школы ___ Аюпова Розина Карамовна ____________________________________

Учителя ___ Дронова Анжелика Александровна, Иванова Наталья Владимировна ________

Классный руководитель __ Дронова Анжелика Александровна________________________

Методисты__ Бузикова Татьяна Алексеевна, Камалов Ренат Рифович __________________

Методисты кафедры педагогики и психологии___ Разживина Дарья Анатольевна ________

Зачетные и стажерские уроки

Дата Тема урока Класс Оценка Подпись методиста
1 12.09.07 Область определения и множество значений. 11а   Подпись учителя
2 17.09.07 Область определения и множество значений тригонометрических функций. 11а   Подпись учителя
3 21.09.07 Разложение векторов по трем некомпланарным векторам. 11а   Подпись учителя
4 26.09.07 Прямоугольная система координат в пространстве. 11а   Подпись учителя
5   14 стажерских уроков по математике 11а отлично Подпись учителя
6 03.10.07 Свойства функции y=sinx и ее график. 11а отлично Подпись учителя
7 25.10.07 Координаты вектора. 11а отлично Подпись учителя
8 21.09.07 Электронная таблица. Работа с формулами. 11а   Подпись учителя
9 28.09.07 Решение задач с использованием условной функции. 11а   Подпись учителя
10   6 стажерских уроков по информатике 11а отлично Подпись учителя
11 06.10.07 Базы данных. Создание таблиц. 11а отлично Подпись учителя
12 13.10.07 Форма. Создание форм. 11а отлично Подпись учителя
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Тема воспитательного мероприятия___ «Математическое кафе» ____________________

____________________________________________________________________________

Оценка воспитательного мероприятия _____ 5 (отлично) ____________________________

Подпись методиста по воспитательной работе____ Подпись __________________________

 

 

Примечание: С обратной стороны на бланке обязательно должны стоять подпись директора и печать школы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

(для студентов, обучающихся по специальности 032100.01 –

«Математика» с дополнительной специальностью «Информатика»)

 

 

Глазов 2007


Утверждены на заседании УМК

математического факультета

«__» ____________ 2007 г.

Методические рекомендации по педагогической практике (для студентов, обучающихся по специальности 032100.01 – «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика») / Сост.: О.Н. Веретенникова. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2007. - 29 с.

Пособие включает цели, задачи, структуру практики, основные требования из Положения по педагогической практике, задания и рекомендации по их выполнению и оформлению. Также в пособии предлагаются рекомендации по планированию и организации деятельности студента-практиканта во время педпрактики.


Оглавление

Стр.
Основные задачи педагогической практики.........................  
Организация и материальное обеспечение практики …….....  
Структура и содержание практики ………………………………….......  
Первыйэтап педагогической практики …………………………....  
Второйэтап педагогической практики ………………………….…  
Третийэтап педагогической практики…………………………….  
Методическое обеспечение педпрактики ……………………..  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПУТЕВОДИТЕЛЬ (Педагогическая практика: шаг за шагом).......................…………….................  
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Хотите проходить практику по месту жительства?!..............................................................  
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендации по подготовке студента к уроку, к написанию конспекта и проведению урока...........  
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Схема конспекта урока..............................  
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Рекомендации к выполнению анализа урока, схемы анализа и самоанализа урока ……....  
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Схема краткого отчета о педпрактике........  
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Образец заполнения аттестации …..........…………  
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Итоговая конференция в институте........………….  
Рекомендуемая литература....……………………………………………  

 


Основные задачи педагогической практики

 

Педагогическая практика является составной частью профессиональной подготовки студентов и ставит следующие задачи:

1. Формирование профессионально значимых качеств учителя, творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности.

2. Закрепление, углубление и обогащение психолого-педагогических и профессиональных знаний в процессе использования их при решении конкретных учебно-воспитательных задач.

3. Формирование профессиональных умений через:

– наблюдение учебно-воспитательного процесса;

– изучение личности школьника и коллектива учащихся;

– определение конкретных учебно-воспитательных задач, исходя из целей учебно-воспитатель­ного процесса, с учетом возраста учащихся и особенностей коллектива;

– использование разнообразных форм и методов организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся;

– организацию коллектива учащихся и выполнение поставленных задач;

– анализ и оценку учебно-воспитательного процесса;

4. Проведение уроков и учебно-воспитательных мероприятий.

5. Развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе, развитие навыков ведения исследований в области педагогики, методики преподавания математики и информатики.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.