Глава 5. Теории и концепции развития образа я дошкольника — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 5. Теории и концепции развития образа я дошкольника

2017-09-10 594
Глава 5. Теории и концепции развития образа я дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современном человекознании принцип развития образа Я выступает как общенаучный и как собственно психолого-педа­гогический. Одно из центральных мест в психологии личности он занимает уже в силу специфики психолого-педагогических знаний, которые предполагают не просто изучение, а управле­ние процессом формирования образа Я личности. Его станов­ление выступает как особый тип развития, имеющий свои тен­денции, перспективы самоопределения, самореализации.

Современная полемика о процессе развития образа Я заклю­чается в определении того, когда данный процесс начинается и заканчивается, если заканчивается вообще.

Рассмотрим наиболее обобщенные точки зрения на пробле­му развития образа Я ребенка.

Теория адаптации Ж. Пиаже

Проблему развития Ж. Пиаже в основном рассматривал с точки зрения адаптации. Он считал, что детская адаптация к окружению — это достижение равновесия между тем опытом, которым ребенок уже владеет, и приспособлением к новой ин­формации путем создания новых категорий и изменения струк­туры в целом. Он полагал, что новый опыт создает напряжение в системе (дисгармонию). В результате постоянного приобрете­ния знаний и их приспособления система постепенно меняет всю структуру и восстанавливает равновесие — происходит раз­витие. Переход означает перестройку предыдущей схемы в аб­солютно новую структуру. Таким образом, равновесие является саморегулирующимся процессом, в котором напряжение снача­ла создается, а затем устраняется; в этом процессе личность продвигается по все более высоким ступеням ментальной орга­низации (Пиаже, 1936, 1946, 1958, 1967).

Ж. Пиаже сделал вывод о том, что ментальное развитие со­стоит из нескольких стадий, каждая из которых отмечена опре­деленными доминантными характеристиками и имеет соб­ственные законы и логику. Каждая новая стадия начинается с внезапного приобретения новой когнитивной способности, ко-


торая затем закрепляется и интегрируется, подготавливая по­чву для нового приобретения; соответственно, отрезок между двумя стадиями представляет собой рывок вперед, за которым следует интеграция. Отсюда Пиаже делает вывод, что психи­ческое развитие одновременно является и непрерывным, и пре­рывистым.

§ 2. Теория "субъективного опыта младенца" Д. Штерна

Штерн делает акцент на внутреннем субъективном опыте младенца и на межличностном контексте. В его концепции Я — это первично организующий принцип.

Делая на основе результатов наблюдений выводы о субъек­
тивной жизни младенца, Д. Штерн говорит, что новые формы
поведения и способности, появляясь, организуются и трансфор­
мируются в субъективные позиции чувства собственного Я и
восприятие другого, выполняющие организующую функцию.
Штерна особенно интересует межличностный контекст новых
субъективных позиций. Акцентируя его важность, он выдвига­
ет идею, что каждое новое чувство собственного Я определяет
новую форму или сферу влияния его активности, — так "ощу­
щение себя и других" развивается вместе с чувством собствен­
ного Я и восприятием другого. Штерн выделяет четыре чувства
собственного Я:,

— проявляющегося Я — от рождения до двух месяцев;

— коренного Я — от 2 до 6 месяцев;

— субъективного Я — начинается в 7—9 месяцев,

— вербального Я — начинается в 15—18 месяцев.

Чувство проявляющегося Я возникает на основе непосред­ственных физиологических процессов, вызывающих у ребенка переживание разного рода состояний, — голода, холода, дис­комфорта и т. д. Вместе с коренным Я возникает сфера корен­ной принадлежности к матери и к другим заботящимся о ре­бенке людям. Субъективная принадлежность сопутствует чув­ству субъективного Я. В этот период ребенок осваивает окру­жающий мир с помощью манипуляций и действий. Простран­ство вербальной принадлежности появляется одновременно с чувством вербального Я: ребенок произносит свое имя и счита= ет его своей принадлежностью.


§ 3. Развитие чувства "Я" у младенцев (Р. и Ф. Тайсоны)

Р. и Ф. Тайсоны для описания развития чувства "Я" рас­сматривают его в рамках приобретения ребенком опыта теле­сных ощущений, опыта восприятия себя и других и спектра эмоциональных переживаний.

Ощущение тела в первую очередь связано с биологическими потребностями. Такие действия, как сосание, голод, насыще­ние и чувства, связанные с ними, а также циклы сна — бодр­ствования, формируют основной пласт жизненного опыта Я. Одновременно расширяется область ментальных впечатлений ребенка о собственном теле; у него появляется примитивное со­знание о границах собственного тела и легкость в управлении им. Представление о теле и интерес к нему остаются централь­ными аспектами переживаний Я на всю жизнь.

В начале жизни развитие у ребенка ощущений тела, опыты восприятия себя и других и аффективные переживания суще­ствуют большей частью в контексте диалога "мать — дитя". Через два — три месяца взаимодействие с матерью не ограни­чивается только сферой питания. Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания, обеспечивают фон, на кото­ром ребенок начинает строить чувство собственного Я и воспри­ятие другого, отличающегося от него самого, целостного и от­дельного.

Примерно в 7—9 месяцев по поведению ребенка становится заметно, что область его впечатлений о теле расширяется. Ребе­нок уже узнает свои ступни и может легко найти большой па­лец руки. Из первоначальных психологических ощущений фраг­ментарных образов частей тела в состоянии возбуждения или при необходимости ребенок, как предполагают Р. и Ф. Тайсо­ны, собирает через переживания незрелую, но тем не менее на­дежную схему тела1.

Во второй половине первого года появляется примитивное "чувство себя" (Малер, 1966).

1 Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. М., 1998.


§ 4. Концепция "разделение — индивидуализация" М. Малер

Маргарет Малер и ее коллеги изучали возникновение объект­ных отношений у детей до 3 лет. Они полагали, что ребенок раннего дошкольного возраста не только распознает различные аспекты внешнего мира, но способен к формированию уникаль­ного, стабильного и психически репрезентированного образа самого себя, отличного от образа матери (Mahler & Gosliner, 1955). Малер и ее коллеги выделили этапы развития образа Я ребенка и назвали этот процесс "р'азделение — индивидуализация".

Разделение было определено как процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезен­тацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его ма­тери. При этом имеется в виду не физическое, пространствен­ное отдаление от родителя или распад межличностных отно­шений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери.

Индивидуализация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Малер подчеркивала, что оптимальное разделение и индивидуализация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития.

Д. Штерн (1985) критикует базисную предпосылку теории разделения — индивидуализации Малер. Он считает, что воз­растающая независимость и самостоятельность ребенка подра­зумевает разрушение межличностных объектных связей.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.