Влияние оценки взрослого на развитие у дошкольника отношения к себе — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Влияние оценки взрослого на развитие у дошкольника отношения к себе

2017-09-10 1057
Влияние оценки взрослого на развитие у дошкольника отношения к себе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные и

1 Бодалев А. А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии человеком самого себя // Человек и общество. Вып.Ш. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.

2 Клыпа О. В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (роди­телями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности: Дис.... канд. психол наук. М., 1994.


деловые контакты. Это умение с точки зрения взаимного отра­жения друг другом характеризуется, в частности, умением за внешним обликом, за внешней картиной поведения ребенка разглядеть его внутреннюю сущность.

С. В. Кондратьева выделила 3 уровня такого познания1.

— Отдельные воспитатели способны познать личность ре­бенка с использованием научных данных, когда взрослый мо­жет раскрыть мотивы поступка, объективно оценить его пове­дение, независимо от успехов обучения, проникнуть в скрытые резервы личности ребенка, предвидеть его поведение в буду­щем.

— Некоторые воспитатели могут заметить проявление от­дельных качеств личности ребенка, раскрыть мотивы отдель­ных поступков. Для них характерна субъективная оценка лич­ности ребенка, связанная прежде всего с успехами в обучении.

— Остальные воспитатели могут познать лишь внешний рисунок поступка, не раскрывая его мотивы, цели, а оценка личностных качеств ребенка всецело зависит от его внешней дисциплины, успехов в обучении, семейных условий. На та­ком уровне познания ребенка интерес к его внутреннему миру воспитатель не проявляет.

Наблюдается тенденция воспитателей, даже в рефлексивных ожиданиях, оценивать ребенка ниже, чем родители. В основ­ном взрослые считают, что ребенок старшего дошкольного воз­раста склонен к завышению оценок своих личностных качеств, особенно таких, как послушный, внимательный, самостоятель­ный. Однако различия реальных и предполагаемых оценок не­значительны, что позволяет утверждать следующее: взрослые в основном склонны отождествлять представления ребенка о себе с реальными представлениями о нем. Такой взгляд на ребенка позволяет взрослым не считаться с его индивидуальными осо­бенностями, интересами, возможностями и манипулировать им, видеть в нем лишь объект воспитания.

К концу дошкольного возраста у детей формируются обоб­щенные, осознанные представления о себе. Ребенок может диф-ференцированно оценить качества своей личности.

Самооценка к этому возрасту приобретает адекватный устой­чивый рефлексивный характер. Важным обстоятельством

1 Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980, № 5. С. 143—148.


является то, что ведущим видом деятельности старших до­школьников является игра, а не учебная деятельность. Поэто­му нет влияния отметок на оценивание ребенком своей лично­сти и оценивания личности ребенка взрослым.

Особенности понимания ребенком своих личностных качеств обусловлены не только оценочным отношением к нему взрос­лых (И. Т. Димитров, М. И. Лисина, А. И. Силвестру), но и внутренними детерминантами, следствием которых является формирование личностной рефлексии ребенка, а также раскры­тие характера зависимости понимания ребенком своих личност­ных качеств от оценочного отношения к нему значимых взрос­лых.

Уже в дошкольном возрасте, по мнению многих отечествен­ных и зарубежных психологов и педагогов, развивается такой механизм социальной перцепции, как эмпатия. Ребенок при­общается к переживаниям других людей, накапливая и обоб­щая опыт взаимодействия, что позволяет ему на определенном этапе воспринимать другого человека как обособленного инди­вида и представлять мир переживаний другого, как отличный от его собственного. Умение встать на позицию другого разви­вается у ребенка в процессе направленного формирования взрос­лыми просоциальной мотивации. Сложившаяся просоциальная мотивация актуализируется в переживании сочувствия как высшей формы эмпатии, а социальная децентрация входит в структуру сочувствия, преобразуя его эмоциональную природу.

На основе механизмов эмпатии и децентрации у детей стар­шего дошкольного возраста формируется способность к лично­стной рефлексии.

Старший дошкольный возраст является сензитивным пери­одом в развитии личностной рефлексии. Именно в этот пери­од происходит зарождение и развитие способности ребенка к пониманию своей личности, которая включает не только уме­ние оценивать свои личностные качества, но и предположить, что думают и как оценивают его окружающие люди. Все это влияет на процесс личностного самопознания.

Анализируя себя в общении с другими людьми, ребенок на­чинает понимать особенности своего характера, в том числе, негативные. Безусловно, личностная рефлексия будет качествен­но развиваться, усложняться на протяжении младшего школь­ного, подросткового и юношеского возраста. Однако уже в до-


школьном возрасте можно помочь ребенку направить его созна­ние на оценку и анализ своих личностных качеств, на пред­ставления ребенка об оценках его качеств окружающими, на отношение его к себе и другим.

Результаты исследований А. А. Бодалева, О. В. Клыпа, А. С. Спиваковской позволяют заключить, что понимание ре­бенком себя как личности происходит не путем стихийного от­ражения (сложение оценок взрослых, приписывание себе выде­ляемых ими у него качеств) оценочных суждений взрослых о нем, а является процессом селективным. Дети старшего до­школьного возраста верно осознают свои достоинства и недо­статки, учитывают отношения к себе со стороны взрослых, на которые возникают определенные реакции ребенка.

Считается, что одним из внешних результатов развития само­оценки детей служат оценки из внешнего социального простран­ства, которые в раннем детстве представляют родители. На не­самостоятельность, подчиненность самооценки ребенка оцен­кам взрослых, а особенно родителей, указывают Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, М. И. Лисина, А. И. Силвестру, И. И. Чес-нокова и др. Они считают самооценку ребенка результатом сти­хийного внешних оценок. Это заставило пересмотреть термино­логический статус самооценки и выделить феномен предсамо-оценка1.

Другой подход в вопросе влияния оценок взрослого на само­оценку ребенка представлен в исследованиях И. С. Кона (1984), который оспаривает стихийный характер генезиса самооценки. Основные закономерности функционирования самооценки, са­мосознания, выделенные И. С. Коном, подтверждают роль "зна­чимых других". Им описаны три закона:

— интериоризации;

— социального сравнения;

— самоатрибуции.

Интериоризация заключается в усвоении человеком оценок других людей. Причем усвоение происходит не стихийно, а из­бирательно.

Интериоризация предполагает социальное сравнение и ат­рибутивные процессы. Суть этих процессов заключается в при­писывании другим людям того или иного отношения к себе,

1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.


которое либо принимается, либо отвергается в качестве крите­рия оценки своей личности,

Самоатрибуция состоит в том, каким образом личностью создается представление о своих качествах, свойствах, способ­ностях. Социальное сравнение и атрибуция осуществляются на основе интеграции оценок.

Интеграция оценок социального окружения осуществляет­ся под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешним, объективным фактором является позиция взрослых по отно­шению к воспитанию детей. Субъективный, внутренний фак­тор составляет субъективное восприятие детьми своих возмож­ностей в сравнении с представлениями взрослых1.

В исследованиях Д. Мида, Ч. Кули, А. Бандура Я-концеп­ция ребенка связана с оценками "значимых других" и являет­ся продуктом социального взаимодействия. Я-концепция ре­бенка находится под влиянием Я-концепции взрослого. По данным исследований, дети, которые усматривают в поведении взрослых любовь, понимание и поддержку, обладают высокой самооценкой.

В работах Н. Е. Анкудиновой (1968), Л. Н. Голубевой (1955), Д. Б. Эльконина (1974) и др. содержатся положения о том, что оценочное мнение воспитателей является необходимым для формирования у детей адекватной самооценки на протяжении всех лет пребывания в детском саду.

В работах В. М. Слуцкого2 рассматривается вопрос о форми­ровании самооценки в зависимости от типа отношений к нему воспитателя. От отношения воспитателя к ребенку зависит ха­рактер его воздействия на формирующийся образ Я воспитан­ника и ответное отношение ребенка к воспитателю, к его оце­ночным суждениям, влияющим на самооценку ребенка. Воспи­татель является для ребенка источником требований, правил, различных оценок (поощрение, порицание). В связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребенка у последнего формируется признание или непризнание воспитателя, довер­чивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, лю­бовь к нему или боязнь его.


Характер отношений воспитателя к детям оказывает значи­тельное влияние на формирование образа Я дошкольника, раз­витие его творческих сил и отношения к самому себе. Необхо­димой предпосылкой формирования правильной самооценки у детей является взаимопонимание, добрые отношения между воспитателем и детьми.

В. С. Мухина, исследуя стиль отношений взрослого и ребен­ка и его влияние на социальную активность детей в общении, установила, что при негативном отношении взрослого снижает­ся социальная активность детей, оказывающая отрицательное воздействие на становление образа Я ребенка, в частности его представления о себе1.

Ребенок научается личностному существованию в ходе це­лостного взаимодействия. Для маленьких детей хороша та шко­ла, в которой много живых и "прямых взаимоотношений". Раз­витие этой мысли мы находим у Снайдеров, которые считают, что "при поддержке чего-то основательного и надежного внут­ри себя они освобождаются от тяжелых сторон жизни и проти­водействуют осквернению их бытия. Возникает главная способ­ность — верить людям"2.

Такой подход к ребенку основан на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимо­действия. В этом взаимодействии ребенок и взрослый высту­пают как равноправные, но разнообязанные партнеры: воспи­татель не ведет, не тянет ребенка, а идет с ним вместе, когда он в этом нуждается.

Взгляд на воспитанника как на полноценного сотруднича­ющего партнера на ступени дошкольного детства создает между педагогом и ребенком атмосферу доверия и контакта. Эффект воспитания проявляется в расширении "степеней свободы" вос­питанника — его способностей, прав, перспектив (В. А. Пет­ровский, 1995. С. 22).

Выводы из вышесказанного можно сделать следующие: — Образ Я дошкольника развивается в непосредственном взаимодействии с миром взрослых.


1 Абрелева М. М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте: Дис.... канд. психол. наук. Л., 1988.

2 Слуцкий В. М. Влияние оценки взрослого на формирование отношения к себе у детей: Дис. _ канд. психол. наук. М., 1985. 138 с.


1 Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка /,/ Психологи­ческий журнал. 1980. Т. I. № 5. С. 43—53.

2 Снаидер Р., Снаидер М., Снайдер Р. Ребенок как личность... С. 17.


— Образовательный процесс в детском саду должен строить­ся с учетом "зоны ближайшего развития" ребенка, реализовы­вать его потребность в самопознании.

— Ребенок — активный участник образовательного процес­са, а не объект педагогических воздействий.

— Педагог ответствен за те влияния, которые он оказывает на ребенка.

— Самооценка оказывает непосредственное влияние на фор­мирование у дошкольника представлений о себе.

— Понимание личностного существования ребенка рассмат­ривается как один из важнейших способов помощи ребенку в развитии его представлений о себе.

— Понимание ребенком себя как личности происходит не путем стихийного отражения оценочных суждений взрослых о нем, а путем дифференциации. Старшие дошкольники способ­ны адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, учиты­вать отношения к себе со стороны взрослых и на этой основе выбирать способы поведения.

Контрольные вопросы и задания

1) Раскройте взгляды И. А. Колесниковой на проблему раз­вития личности в контексте гуманитарной парадигмы.

2) Дайте пояснение принципам гармоничного воспитания В. А. Петровского. Приведите примеры их реализации в педа­гогической практике.

3) Проанализируйте трактовки движущих сил развития лич­ности ребенка по Д. И. Фельдштейну и Л. С. Выготскому. В чем их принципиальное отличие?

4) Что такое "развивающее взаимодействие"? Какое влия­ние оно может оказывать на процесс становления образа Я до­школьника?

5) Что такое воспитательская позиция личности по В. А. Пет­ровскому? Какими характеристиками вы могли бы расширить ее содержание?

6) Как вы понимаете термин "понимание личностного су­ществования ребенка"?

7) Назовите и охарактеризуйте типы отношений педагога и ребенка. Предложите свой вариант действии по отношению к


ребенку с целью оказания ему помощи в преодолении проблем личностного плана. (Задание выполняется письменно на основе непосредственных контактов с ребенком.)

8) Назовите уровни познания педагогом ребенка, выделен­ные С. В. Кондратьевой. Какой из этих уровней, на ваш взгляд, наиболее часто имеет место в педагогической практике?

9) Какова роль самооценки в развитии образа Я дошкольни­ка? Каковы механизмы формирования самооценки в дошколь­ном возрасте?

10) На примерах из собственной практики покажите влия­ние оценки окружающих взрослых и сверстников на развитие образа Я дошкольника.

Литература для самообразования

Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале меж-парадигмальной рефлексии. СПб., 1999.

Фельдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени детства. М-, 1998.

Петровский В. А. Психология воспитания. М., 1995.

Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность. СПб., 1995.

Бодалев А. А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии чело­веком самого себя // Человек и общество. Вып. III. Л., 1968.

Клыпа О. В. Понимание личности ребенка значимыми взрос­лыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности: Дис.... канд. психол. наук. М., 1994.

Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащего­ся // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 143—148.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339с.

Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.

Абрелева М. М. Взаимосвязь оценок детей и оценок родите­лей в дошкольном возрасте: Дис.... канд. психол. наук. Л., 1988.

Слуцкий В. М. Влияние оценки взрослого на формирова­ние оценки к себе у детей: Дис.... канд. психол. наук. М., 1985.



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.