Глава 3. Образ я как педагогическая проблема — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава 3. Образ я как педагогическая проблема

2017-09-10 361
Глава 3. Образ я как педагогическая проблема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработка проблемы развития образа Я личности в педаго­гике получила свое развитие сравнительно недавно. Ей посвя­щены работы таких исследователей, как И. Б. Котоваи Е. Н. Ши-янов. Обращаясь к сущностному смыслу Я, они апеллируют к таким понятиям, как "самость", "социумность" (Котова, Шия-нов, 1997.). Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюса направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обще­стве) и соответственно — две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития лично­сти, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие лич­ности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до слож­ных психических состояний, которые осуществляются с помо­щью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности и прежде всего социальный. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.

Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее Я, которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.

В современной науке набирает силу тенденция рассмотре­ния человека как неотъемлемой части в единой системе миро­здания, природно-социальной эволюции. Человек выступает как сложная система, открытая внешним воздействиям, постоян­но развивающаяся, осуществляющая непрерывный диалог с окружающим миром, оказывающая в ходе своего обществен­но-исторического становления и деятельности обратные воздей­ствия на мир вокруг. Эта тенденция своими корнями уходит в естественнонаучные традиции В. И. Вернадского, К. Э. Циол­ковского и др., основывается на трудах таких представителей отечественного человекознания, как Л. Н. Гумилев, В. А. Лек­торский, Б. Г. Ананьев и др. Исследования в данном направле­нии активно развиваются в рамках синергетической концеп­ции, которая становится одной из ведущих в современном есте­ствознании.


С позиции синергетики человек рассматривается как слож­ная самрорганизующаяся открытая система, которая обладает уникальными возможностями для самораскрытия личности и ее творческого потенциала (С. В. Кульневич. 1999).

В контексте данной концепции Г. В. Королевой и Г. Н. Се­риковым разработана модель соотношения сфер жизнедеятель­ности и сфер знаний человека. В данной модели в центре нахо­дится сам человек с его внутренним миром, чувствами, эмоци­ями, мыслями, интересами, склонностями и т. д. Рассматривая сферы жизнедеятельности человека, авторы выделяют внутрен­нюю сферу, которая находится в окружении внешней сферы.

Внутренняя сфера (эндосфера) деятельности человека свя­зана с познанием человеком самого себя, своего внутреннего мира. В ней выделяются следующие направления развития лич­ности: духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физиче­ское. Эндосфера находится в окружении двойственной по при­роде экзосферы: 1) природосфера — среда обитания человека; 2) социосфера — сфера, организованная самим человеком. Эти сферы связаны между собой сферой деятельности человека, которая направлена на приобретение и обогащение знаний че­ловека не только об окружающем, но и прежде всего о самом индивиде, его возможностях, потребностях. Приобретаемая таким образом информация направлена на самопознание лич­ности, служит источником развития образа Я человека.

В исследовании В. А. Вединяпиной1 отмечается актуальность и малоисследованность внутренней сущностной силы человека. Автор считает значимым определение фундамента, на котором интегрируются основные модальности человека (индивида, субъекта, личности, индивидуальности). Особое значение в ста­новлении человека субъектом, отмечает автор, имеет выражение "Я". Я рассматривается как всеобщность, свойственная всем, каждому Я, которая своим объектом имеет это частное, мое Я.

Процесс становления субъекта Я определяется В. А. Веди­няпиной как произвольная активность человека в деятельно­сти посредством труда, преодоления трудностей, самоорганиза­ции, самоосуществления, проявления, развития и формирова­ния самости2.

1 Вединяпина В. А. Субъект-Я как педагогическая проблема: Дис.... д-ра пед. наук. СПб., 1998.

2 Там же. С. 180.


В работах К. И. Непомнящей образ ». рассматривается через призму ценностности личности. Ценностность имеет две сторо­ны: 1) значимость для субъекта определенных сторон действи­тельности: 2) представление о себе — образ Я. Образ Я выделя­ется в процессе "долевых" действий субъекта. Содержание об­раза Я включает два существенных момента: Я как носитель "роли" другого (не— Я), и Я как источник действий, соответ­ствующих "роли". Восприятие себя изначально действенно.. Образ Я, подчеркивает К. И. Непомнящая, связан как с эмоцио­нальным состоянием субъекта, так и с его деятельностной актив­ностью. Образ Я опредмечивается в становлении ценностности путем перехода первоначального выделения себя как носителя "роли" в развивающееся представление о себе как субъекте внут­ренних переживаний. На основе выделения себя как источника действий развивается представление о своем Я как субъекте активности. В таком понимании, полагает К. И. Непомнящая, смысл Я носит оценочный характер.

Ролевой интерпретации образа Я посвящены работы, выпол­ненные Н. Р. Милютиной1 и Т. А. Ольховой2.

В работе Н. Р. Милютиной формирование образа Я студента рассматривается в контексте присвоения им культурных цен­ностей российского народа и отмечается влияние националь­ной культуры и менталитета на гармоничность и целостность развивающейся личности педагога дошкольного учреждения, в частности его образа Я.

Т. А. Ольховой исследуется становление образа "Я — буду­щий педагог" у студентов педагогического университета. Автор доказывает, что эффективность этого процесса находится в не­посредственной зависимости от включения в его содержание культурно-педагогических ценностей, которыми овладевает сту­дент в вузе.

Изучению образа Я дошкольника в определенной мере по­священа работа С. А. Козловой "Теория и методика ознакомле­ния дошкольников с социальной действительностью". Автор описывает методические приемы, направленные на исследова­ние ребенком себя в контексте социальной действительности.

! Милютина Н. Р. Боепитание личности дощкольного раоотника как про­цесс культурной идентификации: Дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

2 Ольховая Т. А. Становление образа "Я — будущий педагог" студента университета: Дис.... канд. пед. наук. Оренбург, 1999.


Одной из главных задач является ознакомление дошкольника с собственным организмом, функциями его отдельных органов. Значимость проведения работы в этом направлении обосновы­вается необходимостью воспитания потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своем здоровье.

С. А. Козлова считает, что "познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье, и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмо­циональной устойчивости личности, воспитанию уверенно­сти в самом себе, чувства собственного достоинства, т. е. всего того, что делает человека личностью"1.

Эти работы еще раз подчеркивают невозможность однознач­ности трактовок образа Я, а также малоисследованность дан­ной проблемы в педагогической науке.

Итак, генезис взглядов, анализ теоретических позиций оте­чественных и зарубежных ученых позволяют резюмировать, что образ Я — это представления человека о себе, формирую­щиеся в процессе взаимодействия с окружающим миром и са­мопознания. Основные компоненты образа Я — когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (волевой). Целост­ность образа Я обеспечивается за счет гармоничного развития этих компонентов.

Контрольные вопросы и задания

1) Как вы понимаете смысл понятий "самость" и "социум-ность"?

2) Как соотносится категория субъектности с категорией образа Я в современных педагогических технологиях?

3) В каком направлении, на ваш взгляд, должны развивать­ся современные педагогические теории формирования образа Я личности?

Литература для самообразования

Королева Г. В., Сериков Г. Н. Сферы жизнедеятельности че­ловека. Проектирование национально-регионального компонента

1 Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с соци­альной действительностью. М., 1998. С. 87.


государственного образовательного стандарта // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. материалов. Вып. 1. Челябинск, 1995. С. 23.

Непомнящая Н, И„ Каневская М- Е., Пахомова О. Н., Бар-цалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценность как цент­ральный компонент психической структуры личности // Во­просы психологии. 1980. № 1. С. 20—30.

Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-н/Д, 1998.

Милютина Н. Р. Воспитание личности дошкольного работ­ника как процесс культурной идентификации: Дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

Ольховая Т. А. Становление образа "Я — будущий педагог" студента университета: Дис.... канд. пед. наук. Оренбург, 1999.

Вединяпина В. А. Субъект-Я как педагогическая проблема: Дис.... д-ра пед. наук. СПб., 1998.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.