Хронология и индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного цикла — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Хронология и индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного цикла

2017-08-23 204
Хронология и индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного цикла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Живые системы, относящиеся ко всем уровням, не­прерывно развиваются, изменяются, растут и старе­ют, подчиняясь неумолимым законам движения от момента своего зарождения к моменту смерти и разложения. Ни одна живая система, с которой сопри­касается клинический психолог в процессе работы, будь то организм человека, его психика, семья или более крупные сообщества людей, не прекращает изменяться с течением времени. В процессе жизне­деятельности существуют периоды быстрого размножения клеток, отделения собственной личности от окружающей среды, осознания собственной индивидуальности, выбора жизненного пути, периоды упадка в результате старения систем и периоды сме­ны руководства в крупных организациях. Все эти про­цессы представляют собой частные случаи структурированных процессов изменения, которые мы назы­ваем развитием. В каждый отдельно взятый момент времени любой человек или семья (а в некоторой степени и любая школа, община или общество в це­лом) находятся в определенной точке строго пред­сказуемой последовательности стадий развития. Работа клинического психолога напоминает стрельбу по движущейся мишени, только в роли мишени выступает система, которая изменяется вне зависимо­сти от того, прибегнет он к вмешательству или нет.

 

Ребенок, ничего не знающий о жизни насекомых, увидев, как гусеница превращается в куколку, мог бы сделать вывод о том, что она заболела и умерла. Только ясное понимание того, что нормальное раз­витие бабочки включает такие ранние его стадии, на которых она принимает форму гусеницы и куколки, исключает возможность неправильных умозаключение. Люди не претерпевают подобных резких скачков в развитии, однако крайне важно, чтобы мы не рассматривали обычные явления, например напря­женные отношения и конфликты с родителями в подростковом возрасте, как проявление патологии, требующее психотерапевтического вмешательства. Некоторые клинические психологи проявляют чрез­мерную склонность к тому, чтобы рассматривать любые психологические проблемы как проявление той или иной формы патологии.

Более того, ожидания, связываемые с определен­ными периодами развития, могут различаться для разных этнических и культурных групп. Для боль­шинства азиатских народов, в отличие от большин­ства американцев и австралийцев, нехарактерно представление о том, что подростки должны разви­вать собственную индивидуальность и проявлять личную независимость (Poole, Sundberg & Tyler, 1982).

В 1971 г. Джонс, Бейли, Макфарлен и Хонзик (Jones, Bayley, Macfarlane, Honzik, 1971) опубликова­ли серию статей, в которых изложили основные ре­зультаты проведенных ими лонгитюдных исследова­ний, посвященных психологии индивидуального раз­вития. Они были крайне удивлены, когда выяснили судьбу детей, которых они изучали в самом начале своих исследований: «Почти 50% из них оказались более уравновешенными и преуспевающими людь­ми, чем предсказывал каждый из нас, исходя из сво­их различных теоретических предубеждений; около) 20% стали менее зрелыми людьми, чем мы предска­зывали, и лишь немногим менее '/3 испытуемых раз­вивались в соответствии с нашими первоначальны­ми прогнозами» (р. 408). Риглер (Rigleer, 1973) в сво­ей рецензии на эту книгу высказывает мысль о том, что столь низкая точность прогнозов явилась результатом изначально ошибочного теоретического подхода: «Временные отклонения от нормы зачастую рас­сматривались как патогномоничные, а стресс — как травма, тогда как потенциал к научению на основе личного опыта игнорировался» (р. 137).

Теперь, по прошествии многих лет, становится понятным, почему прогнозирование поведения людей является столь трудной задачей. Возникшее недавно направление в психологии, получившее на­звание психопатология развития (developmental psychopathology), демонстрирует нам, что единичное событие или неудача, имевшая место на отдельной стадии развития индивида, не является достаточным основанием для долгосрочных прогнозов. В частно­сти, Гудман и Готлиб (Goodman and Gotlib, 1999) в работе, посвященной передаче психопатологических черт характера от страдающих депрессией матерей своим подрастающим детям, указывают на ряд фак­торов, которые необходимо учитывать при прогнозировании, таких как генетические и нейрорегуляторные характеристики, социальные условия жизни, состояние здоровья отца и его участие в воспитании ребенка. Наиболее удачные прогнозы, хотя даже они не являются достаточно точными, требуют учета всех факторов риска и всех защитных факторов, оказывающих влияние на прогнозируемую ситуа­цию. В целом можно сказать, что неблагоприятный ход развития наиболее вероятен при наличии боль­шого числа факторов риска и недостаточного коли­чества защитных факторов, способных нейтрализо­вать их воздействие. Мы еще вернемся к теме пси­хопатологии развития в следующих главах этой книги. Пока же мы хотели бы подчеркнуть, что кли­ницисты должны учитывать общие положения кон­цепций индивидуального развития в своей повсе­дневной практике. Это позволит им воздержаться от слишком поспешного диагностирования патологии и сохранить возможность способствовать нормаль­ному развитию личности пациента. Всем избравшим в качестве своей специальности клиническую психо­логию мы настоятельно рекомендуем посвятить свое время изучению психологии развития. Здесь же мы вынуждены ограничиться лишь кратким описанием нескольких основных концепций этой быстро разви­вающейся дисциплины. (Некоторые из теоретических положений этой главы мы более детально рассмо­трим при обсуждении работы с детьми в главе 8.)

Стадии развития. Психологи придерживаются различных точек зрения относительно того, носит ли процесс развития непрерывный и плавный характер, или же для него характерны резкие изменения в от­дельные периоды времени, вследствие чего могут быть выделены отдельные его стадии. И хотя дискус­сии по этому поводу до сих пор не утихают, из сооб­ражений простоты мы примем в качестве постулата существование определенных стадий развития, не­смотря на то что их нельзя считать строго фиксиро­ванными, неизменными или связанными с четко определенными временными интервалами. Темп пе­рехода от одной стадии развития к другой является индивидуальной характеристикой, более того, некоторые люди проходят определенные этапы развития с нарушением последовательного (т. е. типичного) порядка. Это положение особенно справедливо по отношению к стадиям социального развития индивидов, в отличие от стадий физического развития. Как правило, индивид должен пройти одну стадию развития, для того чтобы быть готовым к прохожде­нию следующей, так как успешность прохождения более поздних стадий развития определяется успеш­ностью прохождения более ранних стадий. Развитию речи у маленьких детей предшествует лепет, обуче­ние ребенка пользоваться туалетом должно предше­ствовать его поступлению в школу, достижение со­вершеннолетия (выход из-под опеки родителей) предшествует вступлению в брак в нашей культуре (но не является обязательным условием для брака в других культурах). Если же предпринимаются по­пытки ускорить достижение следующей стадии раз­вития (когда, например, родители побуждают ребен­ка к началу самостоятельной жизни еще до того, как он приобрел навыки самообслуживания, или когда молодые люди пытаются завести семью, не обладая средствами, обеспечивающими их экономическую независимость), в таких случаях очень часто возни­кают проблемы.

При работе с клиентом необходимо определить стадию его развития, что требует особых професси­ональных навыков. Так, например, стадии, характе­ризующиеся быстрыми темпами развития, зачастую чреваты возникновением чрезмерного стресса, и от терапевта может потребоваться владение навыками работы в кризисных ситуациях и оказания помощи клиенту, претерпевающему серьезные изменения своей личности; случается, что характерный для ин­дивида образ себя претерпевает резкие и внезапные перемены.

Приведем следующий пример. Четырнадцатилетний Себастьян пользовался успехом среди одноклассников в начальной школе. Однако произошедшие в старших классах физиологические изменения вызвали у него депрессию. Подросток с ненавистью стал относиться к своему телу, называя себя «заключенным в прыщавый стручок».

Фергус, 71-летний пациент, рассказывал своему пси­хотерапевту. «У меня случился всего лишь микроин­сульт, но мои дети не дают мне больше ключей от ма­шины. Я надеюсь, что это ненадолго», — добавил он с надеждой. Дети пытались убедить его в том, что удоб­нее пользоваться автобусом, но Фергус не мог изба­виться от ощущения утраты, которое было похоже на чувство, испытанное им после смерти жены.

Основной подход, применяемый для предотвра­щения тех или иных психологических проблем, за­ключается в осуществлении психотерапевтического вмешательства на более ранней стадии развития по отношению к той, на которой обычно возникает про­блемное поведение. Специально разработанные про­граммы позволяют обеспечить молодых людей необ­ходимыми психологическими знаниями и навыками еще до того, как они столкнутся с трудностями пе­реходного возраста. Такие программы, как «Успеш­ный старт», помогают детям подготовиться к шко­ле с ее напряженным учебным ритмом.

Наличие отклонений от нормального развития на отдельных его стадиях может вызвать определенные осложнения в будущем. Так, употребление женщиной алкоголя или наркотиков во время беременности мо­жет нанести непоправимый ущерб здоровью ее еще не родившегося ребенка. Психолог должен обладать глу­бокими познаниями для того, чтобы оценить возмож­ные долгосрочные последствия рано проявившегося отклонения в развитии. Является ли это отклонение таким, которое индивид сможет преодолеть в процес­се естественного роста, или оно вызовет еще большее отставание в развитии по сравнению с его сверстни­ками? Существует ли возможность наверстать упу­щенное в течение короткого промежутка времени? Сможет ли индивид в конце концов адаптироваться к имеющимся у него отклонениям?

Очень важно знать, на какой стадии развития на­ходится личность в данный момент времени. Напри-

мер, если нам говорят, что Элейн бросается на пол и истерично кричит, отчаянно колотя по полу ру­ками и ногами, что Джулия начала заниматься сек­сом, Джордж увлекается автогонками, а Джон толь­ко что составил свое завещание, мы, вероятно, поду­маем, что Элейн два с половиной года, Джулии 15 лет, Джорджу около 25 лет, а Джону от 50 до 70 лет. Когда же мы, испытав некоторый шок, узнаем, что на самом деле Элейн 25 лет, Джулии 9 лет, Джорд­жу 61 год, а Джону 14 лет, для нас становится бо­лее очевидным, до какой степени мы полагаемся на свое представление о существовании нормальной последовательности стадий развития, формируя в своем сознании образы окружающих. Один из спо­собов теоретического осмысления отклонений в раз­витии описанных выше людей заключается в ука­зании на тот факт, что поведение каждого из них со­вершенно нетипично для их возраста. Очевидно, что Джулия и Джон намного опережают ожидания, касающиеся своего возраста. И мы с полным правом могли бы задаться вопросом о причинах такого преж­девременного взросления: что стоит за этой поспешностью? Возможно, причина кроется в поиске острых ощущений, в необычайно высоких интел­лектуальных способностях, в поощрении или про­воцировании со стороны родителей, в отсутствии моральных ограничений или соответствующих форм воспитания, в одиночестве или депрессии. Совершенно очевидно, однако, что в обоих случаях от­сутствует необходимый жизненный опыт и психо­логическая зрелость, которыми обычно обладают люди, когда они начинают вести активную сексуаль­ную жизнь или составляют завещания. К каким по­следствиям может привести выбор определенной линии поведения, если для него отсутствуют нор­мальные предпосылки? Не нанесет ли ущерба ин­дивиду такое поведение (которое в других случаях может рассматриваться как конструктивное) в ус­ловиях отсутствия у него необходимых навыков и жизненного опыта? Такое развитие событий более чем вероятно.

Число экспериментальных и теоретических ис­следований, посвященных проблемам развития, рез­ко возросло за последние 20 лет. Психологи распро­странили сферу своих исследований на периоды индивидуального развития начиная с младенчества и вплоть до самых преклонных лет. При этом исследовалось как когнитивное, так и эмоциональное раз­витие личности. Были обнаружены поразительные способности к научению и концентрации внимания у новорожденных младенцев, а прежние представле­ния об упадке умственных способностей в преклон­ном возрасте претерпели серьезные изменения. Не­которые психологи (см., например, Amett, 2000) склоняются к мысли о необходимости рассматривать «наступающее взросление» (возраст от 18 до 25 лет) как имеющий четкие границы период развития, характерный для западноевропейской и американской культур и отличающийся более продолжительными сроками освоения социальных ролей и научения. Кроме того, появились новые формы оказания насе­лению психологической помощи. Мы можем лишь кратко коснуться здесь только наиболее важных достижений в этой постоянно развивающейся области знаний.

Только в последние несколько десятилетий, по мере увеличения процента пожилых людей в общей кассе населения, многие психологи и другие специ­алисты начали признавать, что процесс индивиду­ального изменения и развития не прекращается с достижением преклонного возраста, хотя Юнг и Эриксон еще несколько десятилетий назад указыва­ли на этот факт.

Тот факт, что процесс индивидуального развития продолжается и в зрелом возрасте, стал более очевидным после выхода в свет таких популярных книг, как бестселлер «Переходные периоды: Предсказуемые кризисы взрослой жизни» Гейла Шихи (Gail Sheehy, 1976), и появления таких научно обоснован­ных теорий и исследований, как сообщение Вейл-данта (Vaillant, 1977) о повторном обследовании бывших выпускников Гарварда, ставших участника­ми первого подобного обследования еще в 1937 г., книг Левинсона (Levinson, 1978, 1996), содержащих подробный анализ биографий мужчин и женщин, а также книг и статей в научных журналах, посвяленных психологическим аспектам индивидуально­го развития на всех этапах жизни (см., например, Baltes, Staudinger & Lindenberger, 1999; Schuiz & Ewen, 1988). Левинсон (1986, 1996) утверждает, что и мужчины, и женщины проходят через строго пред­сказуемые периоды жизни, отмеченные переходны­ми состояниями, как это показано на рис. 2.2. Каж­дый период перехода между очередными стадиями развития является своего рода испытанием, след­ствием которого может стать неустойчивое состоя­ние психики индивида и депрессия.

Подобные кризисы в развитии личности нор­мальные, а не патологические. Признавая этот факт, клинические психологи, работающие с пациентами, переживающими так называемый кризис среднего возраста, используют специальные процедуры, разработанные для того, чтобы помочь людям успешно преодолеть этот кризис и вступить в следующую стадию развития, сохранив максимум физического здоровья и психологической независимости. Что же касается пожилого возраста, то Картенсен и Чарльз (Carstensen & Charles, 1999) добавляют еще один важный аспект, основываясь на своих теоретических и экспериментальных исследованиях, демонстрирующих факт продолжения индивидуаль­но развития в преклонном возрасте. Этим фактором является сознательный выбор. В своей книге автор показывает, что пожилые люди выбирают пенно те социальные ситуации и эмоциональные переживания, в которых они испытывают потреб­ить, и что умение делать правильный выбор являются неотъемлемой составляющей мудрости, по самой своей природе присущей пожилому возрасту. По мере ослабления физических сил и осознания го, что впереди осталось мало времени, количество:шальных контактов среди пожилых людей уменьшается, однако их эмоциональные переживания ста­вятся более глубокими


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.