Тема: Чудесная тайна музыки. По законам красоты. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема: Чудесная тайна музыки. По законам красоты.

2017-09-10 644
Тема: Чудесная тайна музыки. По законам красоты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Т. Альбинони. Адажио (слушание).

Ø Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. Будем добрыми друзьями (пение).

Ø М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. Песня о дружбе (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как Адажио Альбинони — произведение Ремо Джадзотто, впервые опубликовано в 1958 году.

 

По утверждению Джадзотто, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном на развалинах разрушенной при налётах союзной авиации в конце Второй мировой войны Саксонской земельной библиотеки в Дрездене. Ремо Джадзотто опубликовал в 1945 году первую научную биографию Альбинони, в 1720-е гг. работавшего в Германии. Найденный фрагмент, согласно предисловию Джадзотто к первому изданию Адажио, содержал басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов. Первая публикация пьесы целиком была озаглавлена: Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони (итал. Remo Giazotto: adagio in sol minore per archi e organo su due spunti tematici e su un basso numerato di Tomaso Albinoni).

 

Пьеса, с точки зрения критики, стилистически отличается от несомненных произведений барокко вообще и Альбинони в частности. В 1998 году известный музыковед и музыкальный педагог, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с Фолькером Шютцем опубликовал в журнале «Praxis des Musikunterrichts» обзор проблемы авторства Адажио, включающий фрагменты писем из Саксонской земельной библиотеки, в которых утверждается, что такой музыкальный фрагмент из наследия Альбинони в собрании библиотеки отсутствует и никогда в нём обнаружен не был, так что сочинение в целом является безусловной подделкой Джадзотто. Точка зрения на Адажио Альбинони как более или менее оригинальное сочинение Джадзотто отражена, в частности, в популярной Хатчинсоновской энциклопедии, в справке звукозаписывающей компании «Naxos», информационном материале известного журнала барочной музыки «Goldberg Magazine» и других источниках.

 

«Адажио» — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино. Благодаря использованию гитаристом Ингви Малмстином в Icarus Dream Suite Op. 4 (1984) сыграло значительную роль в формировании современного неоклассического металла.

Вокально-хоровая работа.

Ø Е. Подгайц, стихи Л. Яковлева. Будем добрыми друзьями (пение).

Ø М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшенцева. Песня о дружбе (пение).

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

Урок 34

Тема: В чём сила музыки (заключение).

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме урока.

Ребята, послушайте слова песни, авторами которых являются Е. Крылатов и Ю. Энтин “Где музыка берет начало?” и определите основной смысл этих стихотворных строчек.

 

– Где музыка берет начало?

– Где ноту первую берет?

– В горах, — нам Эхо отвечало.

– В горах, — нам Эхо отвечало, -

Её торжественный восход,

Её торжественный восход.

– Где музыка берет начало?

– Где тот живительный исток?

– В лесах, — нам Птица прокричала.

– В лесах, — нам Птица прокричала, -

Начало музыкальных строк,

Начало музыкальных строк.

 

– Где музыка берет начало?

– Где муза песни рождена?

– В морях, у старого причала,

В морях, у старого причала, -

Нам так ответила Волна,

Нам так ответила Волна.

 

– Где музыка берет начало?

– В каком краю ее рассвет?

– В краю, где детство отзвучало.

В краю, где детство отзвучало.

В краю, где ты оставил след,

В краю, где ты оставил след.

 

После прослушивания ответы детей:

 

Смысл слов песни заключается в том, что музыка берет начало в окружающем мире. Музыка передает красоту жизни.

 

Вывод: Музыка – синоним красоты, той высшей красоты, которой человек наделен от природы. Композиторы вдохновляются очарованием жизни, а затем сами создают красоту.

На предыдущих уроках вы познакомились с творчеством австрийского композитора В.Моцарта.

Какой след после себя оставил этот композитор, и почему мы до сих пор откликаемся на его музыку? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на эти вопросы.

Тема нашего урока “В чем сила музыки В.А.Моцарта?”

1 задание: Послушайте фрагмент произведения, знакомого вам и известного во всем мире.

Определите его настроение. Звучит фрагмент экспозиции симфонии № 40

Беседа по прослушанному фрагменту

Учитель: Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых уже можно уловить состояние человека. Какое настроение несут в себе эти звуки?

Дети: Трепетное, взволнованное.

Учитель: Что изображает постоянная пульсация в музыке?

Дети: Биение пульса, взволнованную речь.

Учитель: Сердце ровно бьется? (Нет) Почему?

Дети: У взволнованного человека учащенное сердцебиение.

Учитель: В каком состоянии находился композитор, когда сочинял это произведение?

Дети: В таком же.

 

Учитель: Это произведение В.Моцарт написал не в самые лучшие годы своей жизни. Материальная нужда, постоянное перенапряжение в работе приводило его в отчаяние. Любителям легкой, развлекательной музыки оно казалось странным, непонятным и сложным.

 

– Почему же мы – люди, живущие в XXI веке, так откликаемся на эту музыку

Дети: Здесь глубоко выражены переживания людей. Она настраивает всех людей на одну эмоциональную волну.

 

Вывод: Жизнь В.Моцарта удивительна и необычна. Познавший успех в детстве, в конце жизни он стал почти забытым музыкантом. Но его яркий, щедрый талант и постоянное горение дали в своем роде необычайные результаты: за 35 лет жизни – 70 томов сочинений. Многими из них восхищаются не только музыканты-профессионалы, но и простые люди, далёкие от музыки.

 

2 задание: Я сейчас сыграю фрагмент знакомого вам произведения, а вы вспомните его название и событие, которому оно посвящено. Звучит фрагмент “Рондо в турецком стиле”

Беседа по прослушанному фрагменту

Дети: Прозвучал фрагмент “Рондо в турецком стиле”

Учитель: “Турецкое рондо” композитор посвятил созданию нового инструмента в Турции – большого барабана. Что изображает музыка?

Дети: Одиночные удары барабана.

Учитель: Что выражает?

Дети: Радость, веселье.

Учитель: Как композитор отнесся к этому событию?

Дети: Он понимал важность этого события и посвятил ему свое произведение. В нем мы слышим юмор и скрытую иронию.

Учитель: В чем же его популярность?

Дети: Поднимает настроение, заставляет улыбнуться.

Учитель: Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Какая по содержанию прозвучала на уроке музыка?

 

Дети: Серьезная и шутливая.

Вывод: Музыка бывает лирической, трагической, а бывают маленькие пустячки. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по особой чистоте, ясности, прозрачности.

3 задание: Прослушайте музыку и определите, принадлежит ли она Моцарту.

Звучит русская народная песня “Жил был у бабушки серенький козлик”

Беседа по прослушанному фрагменту

Учитель: Эта музыка принадлежит В. Моцарту?

Дети: Нет, эта детская песенка.

Учитель: Сейчас она прозвучит по-другому (Исполняется 2 вариант)

Что изменилось?

Дети: Изменился ритм, появилась танцевальность.

Учитель: Прослеживается ли здесь стиль В.Моцарта?

 

Дети: Да, она ясная, светлая.

Вывод: Автором этой музыки является В.Моцарт. Этот танец он написал для праздника.

4 задание: исполнение этой темы на слоги “да” и “ла”.

По полутонам: вверх – legatto; стакатто; non legato.

Ритмический канон.

Вывод: Эта музыка не претендует на глубокое содержание. Это “ милый пустячок”, но он вызвал у вас такое оживление. Да, именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя все чувства и раздумья, которыми живет человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший “Турецкое рондо”, танец, мелодия которого была использована под русскую песню, тот Моцарт, о котором восклицал А.Рубинштейн – “Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!” создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.

(Реквием – многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, органа и оркестра)

5 задание: На прошлом уроке вы услышали последнюю и самую прекрасную часть, которая называется “Лакримоза” (слезная). Сегодня я вам предлагаю послушать другую музыку из I части под названием “Вечный покой” и ответить на вопрос:

– Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Звучит фрагмент.

Беседа по прослушанному фрагменту

Дети: Музыка производит тяжелое впечатление.

Учитель: Какое состояние человека передает фрагмент?

Дети: Состояние возвышенно-лирической скорби и печали.

Учитель: К сожалению, жизнь не бывает только светлой, радостной, в ней неизбежны утраты и разочарования, и музыка это состояние тоже умеет передавать.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.