Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте». — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».

2017-09-10 915
Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Каково ваше впечатление о картине?

2. Что вы можете сказать о деталях картины?

Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.

Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».

Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.

Задание:

Послушайте «Музыкальный момент» фа-диез-минор М.К.Чюрлёниса.

Вопрос:

1. Какая из трех картин «Сонаты моря» близка по характеру этому музыкальному произведению?

«Музыкальный момент» - полифоническая пьеса; причем о каждом голосе можно говорить как о целом музыкальном пласте со своими подголосками, со своим динамическим развитием. А гармоничное сочетание голосов дает великолепный звуковой объем всего произведения.

Картина «Соната Солнца».

Как жанр инструментальной музыки, картина состоит из четырех частей:

1 – Аллегро. Определение быстрого темпа в музыке.
2 – Анданте. Одно из определений спокойного темпа в музыке.
3 – Скерцо.
4 – Финал. Кульминация, заключение, итог.

На первой картине «Аллегро» хаотичное изображение множества солнц создает ощущение быстрого движения. Все солнца разной величины. Будто из тумана освещают они изображения ворот, как вход в неведомые миры, как приглашение посетить и увидеть далекое, таинственное. Эта картина подтверждает те слова, какими Чюрлёнис охарактеризовал свое творчество: «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну».

Вторая картина «Сонаты Солнца» - «Анданте» - полная противоположность первой.

Широкие, мощные солнечные лучи заполняют собой все пространство. Своим ярким, теплым светом они согревают землю. На земле, согретой солнцем, рождается жизнь. Вся картина наполнена теплотой, светом, покоем.

Третья картина «Сонаты Солнца» - «Скерцо».

Вопрос:

1. Какие приемы художник использует для передачи легкости, невесомости, шутливости в картине?

Легкость, изящество передает художник фантастическим изображением всего, что мы видим. Картина написана прозрачными пастельными красками. Воздушные, почти прозрачные мосты на переднем плане обрамляют картину, создавая, таким образом, объемность изображения (мы видим мосты и вдали). Мерцание разноцветных бабочек чередуется с прелестными цветами, манящими нас вдаль. Все изображенное на картине стремится вверх, к солнцу.

Четвертая картина «Сонаты Солнца» - «Финал». Совершив круговорот, жизнь снова угасает в грозном, опутанном паутиной финале. Но блики солнца соединяют все собой, они отчетливо видны на краях колокола. Символ солнца на самом колоколе является стержнем не только этих картин, но и всего творчества М. К.Чюрлёниса – художника и композитора. Колокол на картине – как апофеоз художественного цикла «Соната Солнца».

Задание:

Прослушайте «Прелюдию» си-мажор М.К.Чюрлёниса.

Вопрос:

1. Какой из картин «Сонаты Солнца» пьеса близка по характеру?

Напевная, светлая по характеру восходящая мелодия повторятся, постепенно развиваясь из одноголосного проведения в аккордовое звучание. Яркая по динамике кульминация «Прелюдии» плавно переходит в умиротворенную, прозрачную каденцию (заключение).

Триптих «Рекс» - картина, состоящая из трех частей.

На первой картине мы видим статую на постаменте в безбрежном водном пространстве. Океан или море? Скорее всего – океан. Водное пространство настолько огромное, что практически не видно линии горизонта.

На второй картине изображён верх постамента и пальцы статуи. Под постаментом – корабль, мачта которого не достаёт до постамента. Начинаешь понимать, насколько велика статуя.

Третья картина – сам корабль с верхушкой мачты. Невольно понимаешь, что статуя не только велика, она огромна.

Человеческий мозг обладает удивительной способностью – он думает даже тогда, когда мы не хотим думать. Три картины, они не представляют художественной ценности каждая в отдельности, это не шедевр. То есть, она не лишена смысла, но взгляд невольно сканирует три картины, и через две-три минуты созерцания мы не воспринимаем их порознь, а видим их как единое целое. Появляется ощущение огромности океана, в котором даже такая гигантская, чудовищная по размерам статуя - маленькое пятнышко на первой картине.

Картина «Рекс» - одна из первых попыток Чюрлёниса как применение системного мышления в живописи.

Фуга - многоголосное произведение, основанное на музыкальной теме. Первое проведение темы – одноголосно (в любом голосе). Далее с некоторыми изменениями она звучит во втором, в третьем, в четвёртом голосах. Изменяться тема может в интонации, в динамическом развитии, в штрихах.

Картина «Фуга».

На картине М.К.Чюрлёниса мы видим полное соответствие начальному построению фуги. Первое проведение темы – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные и штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. Ёлочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Дальше художник не даёт зеркального отображения темы, значит, тема изменяется. Ёлочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты.

В следующем проведении темы автор не даёт её полного изображения, но видна резкая смена цвета (динамическое нагнетание), отдельные отголоски темы (тени) с вдруг появляющимися яркими элементами (чёткое изображение ёлочек). Близкое расположение ёлочек говорит о приближающейся кульминации.

И как итог – кульминация фуги – яркое проведение темы в низком регистре (тёмный, насыщенный цвет).

Насыщенность красок (от светлого к тёмному) и переход от светлых тонов к тёмным, а также блики точек на тёмном фоне соответствуют богатству развития музыки в момент кульминации.

Заключение.

Синтез искусств (музыка и живопись) в творчестве М.К.Чюрлёниса подчеркивает в своем стихотворении литовская поэтесса Соломея Нерис и составляет единство музыки, живописи и поэзии:

Весна, весна! В садах поет сирень,
Звенит река, сияет майский день,
Река небес - так глубока,
А ветер гонит облака!
Весна, весна! В ветвях берез лесных
Струится сок побегов молодых –
То кровь моя – и ветра взлет
Дыханьем воли обдает,
Там белой тучкой пробежит,
Там в листьях ивы задрожит,
Там птицею вспорхнет лесной
Твоя свобода, край родной!
Колокола мне в сотый раз
О счастье, о любви поют…
Встречай меня, родной приют!

(«Весна», перевод М.Замаховской)

Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.

Задание: Послушайте симфоническую поэму «Море», сделайте эскизы художественных образов, которые возникнут у вас при прослушивании произведения (CD- диск).

Домашнее задание

- Нарисовать рисунки по итогам интегрированного урока. (Примеры рисунков,  HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/518131/pril4.zip"  Приложение 4 )

Урок 26


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.