Тема: Музыка объединяет людей — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: Музыка объединяет людей

2017-09-10 880
Тема: Музыка объединяет людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

ü Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание).

ü Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Спасём наш мир (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Музыка объединяет людей».

III. Работа по теме урока.

Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827). Портрет.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец» – говорил Людвиг Ван Бетховен, чьё творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения.

Творчество Бетховена открывает новый, XIX в. в музыке, его мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идей Великой французской революции 1789 – 1794 гг., отзвуки которой (интонации массовых песен, гимнов, траурных маршей) проникают во многие произведения композитора.

Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительно расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает её невиданными доселе контрастами, напряжённым развитием, отразившим дух революционных преобразований. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинство личности художника-творца.

Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами: таковы его единственная опера «Фиделио» и музыка к драме И. В. Гёте «Эгмонт». Завоевание свободы в результате упорной борьбы – вот главная идея его творчества. В финал 9-й симфонии автор, стремясь подчеркнуть её всечеловеческий масштаб, вводит хор и солистов, поющих на текст оды Шиллера «К радости»: «Обнимитесь, миллионы!».

Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он ещё юношей восхитил своей игрой В. А. Моцарта, занимался у Й. Гайдна, здесь прославился прежде всего как пианист. Бетховен превосходно импровизировал, а также исполнял свои концерты и сонаты, не уступавшие симфониям по глубине и силе музыкальных идей. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор – всё это мы можем встретить в бесконечно богатом, всеобъемлющем мире его сонат (всего им были написаны 32 сонаты).

Лирико-драматические образы 14-й («Лунной») и 17-й сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжёлый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолён: появление 3-й симфонии (1804) ознаменовало победу человеческой воли. Грандиозность масштабов нового сочинения ошеломила слушателей. Бетховен хотел посвятить симфонию Наполеону. Однако, провозгласив себя императором, прежний кумир стал в глазах императора губителем революции. Симфония получает название «Героическая».

В период с 1803 по 1813 г. создаётся большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Так, в знаменитой 5-й симфонии достигает особого накала драматизм борьбы с судьбой. И одновременно возникает одно из самых светлых, «весенних» произведений – 6-я («Пасторальная») симфония, воплотившая образы природы, любимой Бетховеном глубоко и неизменно.

Композитор находился на вершине славы. Однако в последние годы жизни увеличивается разрыв между дерзновенными замыслами Бетховена и вкусами «танцующей» Вены. Всё больше привлекают композитора камерные жанры. В вокальном цикле «К далёкой возлюбленной», последних квартетах и сонатах Бетховен стремиться проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Тогда же создаются грандиознейшие полотна – 9-я симфония (1823), Торжественная месса (1823).

Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь вперёд к новым открытиям. Бетховен намного опередил своё время. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений.

 

Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих дел и для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как когда-то потерпели поражение сладкоголосые сирены, погибшие только оттого, что музыка Орфея оказалась более могущественной, чем их собственная.

Этот символ – символ противостояния светлых и тёмных сил – вечен, подобно вечности самого искусства. Каждая наступившая эпоха, каждый значительный музыкант, как бы ни было далеко его творчество от идей античной мифологии, вносит трактовку этого символа свой собственный взгляд. И когда мы слушаем мессы Баха или симфонии Моцарта, оперы Глинки или концерты Рахманинова, то находим там тут же вечную проблему добра и зла, волнующую людей с тех пор, как они появились в этом мире.

Какой ответ даёт нам музыка?

Слушая её великие произведения, в какие бы глубины печали, скорби они нас ни погружали, мы всегда чувствуем главную направленность её устремления: только ввысь, только к свету.

Послушайте грандиозный финал последней, девятой симфонии Бетховена. Это величайший итог духовного восхождения, воздвижение величественного музыкального храма, в котором идея человечества и человечности достигла поистине космического масштаба. Не случайно в финале симфонии звучат голоса солиста, ансамбля и хора, сообщающей гениально простой «теме радости» силу и мощь людского единения.

Ø Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа.

ü Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Спасём наш мир (пение).

IV. Итог урока.

Может быть, в способности наделять людей силой единения, помогать им противостоять отчуждённости и холодному одиночеству и состоит главное значение музыки, всегда идущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому сердцу.

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

***

Урок 8


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.