Чем больше «миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Чем больше «миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь.

2017-09-10 471
Чем больше «миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

V. Домашнее задание.

Есть ли у тебя любимые старые игрушки или какие-нибудь другие вещи, которые ты не хочешь выбросить? Задумайся и ответь себе: почему? Постарайся вспомнить какие-нибудь случаи, связанные с ними (запиши воспоминания).

Урок 5

Тема: Какой бывает музыка

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. Фрагмент (слушание).

Ø К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Ø А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).

Ø Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Спасём наш мир (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Какой бывает музыка».

Ø Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. Фрагмент (слушание).

Обращаясь к передаче человеческих горестей, разочарований, одиночества, музыка становится угловатой и напряжённой, острые мелодии, отрывистые ритмы, диссонирующие созвучия возникают в ней.

III. Работа по теме урока.

Никакое искусство не обнаруживает такого разнообразия чувств, характеров и настроений, такой палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его произведении – то порыв, то каприз; раздумье сменяется весельем, безудержный бег – плавной величественной поступью.

Таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую разнообразную музыку и, самое главное, именно такой – изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит, эти её свойства близки каким-то и нашим чертам, нашему способу мыслить и чувствовать.

Мир чувств бесконечно подвижен. На него влияют перемены в природе, слова и поступки людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей.

«Когда музыка плачет, с нею вместе плачет всё человечество, плачет вся природа» – сказал французский философ А. Бергсон.

Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь.

Силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид, это мрачное и таинственное место, тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему приблизиться. Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса. Не менее примечательна и та часть античных преданий, которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им было известно, какую опасность таят в себе моря, населённые демоническими существами. Неминуемую гибель несла встреча с сиренами, обитательницами морских островов. Что же зловещего таилось в этих загадочных существах – полуптицах-полуженщинах, дочерях одной из муз – Мельпомены? Ведь они не нападали на мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое – божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов и погибали.

 

Чернильною водой – морями глаже лака –

Мы весело пойдём между подземных скал.

О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака

Взывающие: «К нам!»

(из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье»)

Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой на лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва.

Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси (один из них – «Облака» – вы слушали в прошлом году) есть пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет ничего зловещего, это – яркая пьеса-картина, в которой звучит и необозримое пространство морских далей, и красочность изумрудных вод, и шум волн, и звучащее над всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение сирен, исполняемое унисоном женских голосов. В образе сирен воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из вечных тем искусства.

Ø К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа.

ü А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).

ü Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Спасём наш мир (пение).

IV. Итог урока.

Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. Главное значение музыки в способности наделять людей силой, помогать им противостоять отчуждённости и холодному одиночеству, идущей от сердца и умеющая найти путь к другому сердцу.

V. Домашнее задание.

Можешь ли ты припомнить случай, когда твоё настроение улучшилось под воздействием красоты природы, выглянувшего солнышка или радуги? Запишите этот случай или сочини небольшой рассказ (стихотворение).

***

Урок 6

Тема: Волшебная сила музыки

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание).

Ø А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Волшебная сила музыки

 

III. Работа по теме урока.

Рихард Вагнер (1813 – 1883)

Он явился одним из крупнейших реформаторов оперного жанра в XIX в. его идеал – возвышенная музыкальная драма, основанная на синтезе искусств, прежде всего поэзии и музыки.

С юных лет он во власти театра. Первые композиторские попытки 15-летнего мальчика возникли из желания написать музыку к трагедии собственного сочинения. С театром связана его дальнейшая жизнь, насыщенная событиями, полная резких контрастов. В 1849 г. дирижёр придворной оперы в Дрездене Рихард Вагнер участвует в дрезденском революционном восстании. После поражения его бежит в Швейцарию (за голову «государственного преступника» полицией обещана награда). Возвращение в Германию становится возможным лишь в 60-е гг. В 1876 г. в Байрейте (Бавария) закончено строительство театра, предназначенного специально для исполнения опер Вагнера. Театр этот, созданный на средства, собранные «вагнеровскими» обществами в разных странах мира, существует и поныне.

Вагнеру принадлежит 13 опер. Все они написаны на собственные поэтические тексты. Сюжеты их большей частью связаны с романтическими легендами, а также древними мифами. Средь бурного моря не знает покоя моряк-скиталец («Летучий голландец»). Рыцарь томится в гроте Венеры, пленённый её чарами («Тангейзер»). В старинных преданиях Вагнер находил нити, связывающие их с современной ему жизнью. Особенно остро эта связь проявилась в грандиозном цикле из четырёх опер под общим названием «Кольцо нибелунга» (1854 – 1874). С огромной силой воплощена здесь трагедия мира, гибнущего из-за безудержной страсти его обитателей к золоту.

На протяжении жизни взгляды Вагнера менялись. Но до конца дней он остался художником, для которого искусство – великая сила, призванная «облагородить нравы народа». Вдохновенным гимном народному искусству является его опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867).

В строении музыкальных драм Вагнера отсутствует принятое в традиционных операх деление на номера – арии, дуэты… Внутри сцен и действий музыка, тесно связанная со словом, течёт непрерывным потоком. Свободно развитые вокальные партии сплетаются с оркестром, роль которого, как никогда прежде в опере, велика. Симфонические картины из опер Вагнера нередко исполняются и в концертах: Вступление к «Лоэнгрину», Вступление «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда», «Полёт валькирий» и «Шелест леса» из «Кольца нибелунга».

Мощь, красота и новизна музыки Вагнера побудили П. И. Чайковского назвать композитора одной из самых замечательных личностей второй половины XIX в.

Ø Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание).

 

В музыке слышатся грусть и смятение, скорбь или тревога, значит, такие чувства вложил в неё композитор, а мы вслед за ним испытываем их и ещё нечто большее, для чего и создано искусство, – чувство сострадания, сопричастности чему-то большому, что возвышает и облагораживает душу. В своём переживании музыки человек становится больше самого себя, он как будто забывает собственные горести и беды, собственное несовершенство, поднимаясь в чистые высоты бескорыстия и великодушия.

Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара: «Золотая лира, совместное достояние Аполлона и темнокудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества; твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На Зевсовом скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову чёрным облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая ему вежды. Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес, далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью: вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств».

Вокально-хоровая работа.

ü А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).

IV. Итог урока.

Волшебные инструменты, заставляющие подчиняться звукам музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями» многих сказок различных народов мира. О состязаниях певцов слагаются легенды. Из всего этого множества вымышленных и правдивых историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

 

***

Урок 7


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.