Тема: Искусство – память человечества — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема: Искусство – память человечества

2017-09-10 724
Тема: Искусство – память человечества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

Ø А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Искусство – память человечества».

III. Работа по теме урока.

Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься: сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. И в жизни отдельного человека, и в жизни всего человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего, изжившего себя. Как и в старые времена, поёт в произведениях композиторов волшебная лира Орфея, происходят сказочные чудеса, вновь и вновь возрождаются древние молитвенные песнопения. Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. Примечательно, что на заре цивилизации, в античной Греции, фантазия людей поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню памяти.

Существует предание: вблизи пещеры Трофиния – предсказателя человеческих судеб – находились два источника, имеющие названия Лета и Мнемозина. Испивший из первого источника забывал свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал всё, что видел и слышал. Эта двойственность источников глубоко символична: богиня забвения Лета, именем которой названа также река в царстве мёртвых, уносит воспоминания о земном и переходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку великую созидательную силу – увековечить каждое мгновение жизни. Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне: способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются. Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар сердца какого-нибудь неведомого нам средневекового рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам искусством. Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли страсти, но их живое дыхание и сегодня веет на нас неповторимым ощущением времени, в котором нам не довелось жить, но которое мы помним главной памятью, данной человеку, – памятью души.

Образ средневековой старины дан как воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Состояние вневременности, вечности передано в музыке с особой статичностью всех её выразительных средств: однообразием ритмического сопровождения, органным пунктом – выдержанной нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы, несколько отстранённой, уже словно бы внеземной мелодией, звучащей как печальная песня трубадура.

Эта музыка, явившаяся к нам подобно призраку, как будто из другого мира, вызывает у слушателей живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями. Искусство несёт в себе не механическую память, а душу времени, и прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к современности.

ü М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Вокально-хоровая работа.

ü Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).

ü А. Рыбников, стихи И. Кохановского. Ты мне веришь? (пение).

IV. Итог урока.

В искусстве нет примитивных эпох. Каждая дала свои образцы непревзойдённой силы и величия: и блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и мечтательный РОМАНТИЗМ.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.