Сенсорное развитие ребенка от двух до трех лет — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сенсорное развитие ребенка от двух до трех лет

2017-09-01 326
Сенсорное развитие ребенка от двух до трех лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чувственный опыт малыша – это основа познания окружающего мира. Важно так организовать жизнь ребенка, чтобы он мог познакомиться с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками, звучанием родной речи. В первую очередь у малыша должны сложиться представления об основных цветах спектра – черном и белом, далее основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), о пяти формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), двух разновидностях величины (большой и маленький).

Игрушки двух-трехлетнего ребенка должны быть яркими, но не пестрыми.

Исследуя предмет и сравнивая его с другим, ребенок использует способ соотнесения объектов (например, все круглое – это мяч, а все, что в бумажке, - это конфета). Малышу очень трудно усвоить названия цветов, формы, т.е. связать сам предмет и слово, которое его обозначает (если это круглое, то почему оно называется «шар», а не «мяч»). Родителям нужно терпеливо исправлять ошибки, чтобы не допустить закрепления неправильного понятия об этом признаке формы. Лучше всего ребенок воспринимает и запоминает новые сведения, когда ему удается потрогать, переложить предметы, которые с этими сведениями связаны.

Сначала научите ребенка соотносить однородные предметы по одному признаку (цвет), затем – разнородные тоже по цвету. Далее можно предлагать осуществление выбора объектов указанных цветов.

Полезно научить ребенка рисовать красками – это формирует у малыша отношение к цвету как к важнейшему свойству предмета.

Играя с кубиками, пирамидками, рамками-вкладышами, ребенок учится соотносить объекты по величине и форме.

Малышу нужно объяснять и показывать, что предметы бывают твердые, мягкие, хрупкие, прочные и т.д. Главное – накопление впечатлений.

Вывод: развитие восприятия происходит следующим образом: сначала малыш просто играет, манипулирует скакими-либо предметами и получает о них первое представление, затем он исследует свойства этих предметов – рассматривает, разламывает, пробует. В этот момент необходима помощь взрослого, который объяснит, какого цвета предмет, какой он формы. Расскажет, что шарики можно катать, колечки – крутить, а из кубиков лучше строить стенки, башенки, домики. Размер можно показать на примере машинки и кубиков: большого и маленького. Кубик размером больше, чем машинка не поместится в кузове.

Далее восприятие начинает происходить в основном в сознании ребенка и превращается в умственное действие.

Если ребенка не обучать систематически, его представления о мире окажется похожим на лоскутное одеяло – что заинтересовало, то и выяснил. Хаотично разбросанные образы и представления – не лучшая основа для сознательной деятельности.

 

 

Практическиерекомендации

Упражнения для развития сенсорных способностей ребенка

От рождения до года

От рождения до трех месяцев

«Где пищит?» Предложите малышу рассмотреть одну или две яркие игрушки-«пищалки». Покажите, как можно с ними поиграть. Потом спрячьте игрушки за спину и «попищите» ими. Попросите ребенка, ориентируясь на звук, поискать игрушки (может быть, малыш попытается до них дотянуться).

«Что гремит?» Покажите ребенку барабан, постучите в него: сначала громко, затем тихо. Затем возьмите малыша за ручку и постучите его ручкой в барабан: сначала громко, потом тихо.

«Что звенит?» Повесьте малышу на ручку колокольчик, а потом тихонько потрясите этой ручкой, чтобы малыш обратил внимание на звенящий колокольчик. Повторите несколько раз. Затем перевесьте колокольчик на другую ручку.

«Какие разные игрушки» Предлагайте малышу самые разнообразные игрушки: пусть малыш их рассмотрит, потрогает, подержит. Важно подбирать игрушки, которые отличаются по форме, материалу, цвету… Играя с ребенком, рассказывайте их название, какие они на ощупь, для чего они…

«Достань игрушку» Положите малыша на животик на твердую поверхность (ковер), а перед ним на расстоянии вытянутой руки – поставьте мягкую игрушку. Постарайтесь убедить малыша потянуться за игрушкой и достать ее.

«Игрушка-пищалка» Вложите в ручку малыша яркую резиновую игрушку со свистком. Легонько сожмите ее пальчиками ребенка – игрушка запищит. Возьмите другую похожую игрушку и покажите, как извлечь из нее звук. Попросите малыша сделать то же самое.

«Погремушка» Поднесите к малышу яркую погремушку и предложите ему взять ее. Когда малыш зажмет в кулачке погремушку, возьмите его за ручку и легонько потрясите. Повторяйте упражнение несколько раз.

«Веселые игрушки» Повесьте над кроваткой ребенка несколько игрушек, которые при прикосновении к ним издают звук (бубенчики, колокольчики, погремушки). Возьмите малыша за ручку и дотроньтесь его пальчиками до игрушек – они начнут звенеть и вращаться. Повторите несколько раз. Дотроньтесь до игрушек ножкой малыша. Они снова начнут звенеть и крутиться.

С трех до шести месяцев

«Зеркало» Поднесите малыша к большому зеркалу, в котором он сможет увидеть себя во весь рост. Поговорите с ним. Покажите ему, где в зеркале он, где у него ручки, ножки, глазки. Покажите, где мама, его ручками покажите мамины глазки, носик, …

«Ку-ку» Закройте свои глаза руками, затем уберите их от лица и скажите: «ку-ку!» Возьмите ручки малыша в свои руки и его ручками закройте его глаза. Затем уберите его ручки и скажите: «ку-ку!» Спрячьте свое лицо за платком, спрячьте лицо ребенка за платком.

«Где игрушка?» Привяжите какую-нибудь яркую игрушку на узкую ленточку и медленно повращайте ее вокруг ребенка. Вскоре ваш малыш запомнит, откуда появляется игрушка, и будет ждать ее появления.

С шести до девяти месяцев

«Возьми игрушку» Положите ребенка на животик на палас, поставьте перед ним новую интересную игрушку. Заинтересуйте ребенка доползти к ней, взять ее в руки.

«Найди игрушку» Спрячьте игрушки за подушками, вызовите у ребенка интерес, найти игрушки.

«Веселый мячик» Посадите ребенка на пол, сядьте напротив и покатите в сторону ребенка мяч. Попросите ребенка оттолкнуть мяч в вашу сторону.

«3 игрушки» Дайте малышу в каждую ручку по игрушке. А затем достаньте новую игрушку и покажите ее ребенку. Игрушка должна заинтересовать малыша и вызвать желание взять ее. Ручки у ребенка заняты, поэтому ему придется сначала положить одну игрушку, а только потом взять новую.

«Спрячь шарик» Приготовьте красивую коробочку с крышкой. Снимите с коробочки крышку, положите в нее шарик и закройте коробочку крышкой. Затем снова снимите крышку и опять покажите шарик, приговаривая при этом: «крышку закрыли – шарик спрятался, крышку открыли – шарик нашелся».

«Найди игрушку» Возьмите в руки небольшой платок и любимую игрушку вашего ребенка. На глазах у малыша спрячьте эту игрушку под платок, но так, чтобы ее было немного видно. Посмотрите, как малыш будет доставать ее.

«Машинка» Покатайте машинку перед ребенком, попробуйте предложить малышу самостоятельно покатать машинку.

«Юла» Предложите ребенку хорошенько рассмотреть юлу. Покажите, как можно с ней играть. Теперь возьмите своей рукой ручку малыша и повторите те действия, которые производили сами. Попросите ребенка самостоятельно запустить юлу.

С девяти месяцев до года

«Матрешка» Возьмите матрешку. Откройте ее и достаньте из нее меньшую матрешку. Поставьте их рядом. Затем возьмите маленькую матрешку и спрячьте ее в большую. Потом предоставьте ребенку действовать самостоятельно. Обязательно похвалите ребенка.

«Покатай куклу» Вместе с малышом посадите в машинку с кузовом куколку или мягкую игрушку и покатайте ее.

«Пирамидка» Покажите малышу собранную пирамидку. На глазах у ребенка снимите с нее кольца, затем снова наденьте. Все свои действия сопровождайте речью. Несколько раз покажите малышу, затем предложите самому проделать все необходимое.

«Башенка» Из небольших деревянных кубиков постройте башенку (2-4 кубика) на глазах у ребенка. Разберите, повторите несколько раз. Предложите ребенку выполнить самостоятельно.

«Мисочки» Пластмассовые мисочки разной величины, из набора выбрать самую большую и самую маленькую. Прятать в большую маленькую. Перевернуть большую мисочку, на нее поставить маленькую.

«Тоннель для машинки» Из картонных коробок построить тоннель и прокатить через него машинку.

Упражнения для сенсорного развития ребенка от года до двух лет (цвет, форма, величина)

«Разные фигурки» Возьмите ведерко с крышкой и мелкие, удобные для ручки малыша игрушки разной формы и цвета: пирамидку, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, яичко, мячик, цилиндр. Размер игрушек 3-5 см.

Покажите ребенку закрытое крышкой ведерко и расскажите, что там лежит. Потом снимите крышку и предложите малышу, заглянув в ведерко, рассмотреть сложенные там игрушки. Обхватите ручку ребенка своей рукой и помогите ему достать какую-нибудь игрушку. Похвалите малыша: «Молодец! Какую красивую игрушку ты вытащил из ведерка! Это кубик». Рассмотрите вместе кубик, поиграйте с ним. Поставьте вместе кубик на стол. Напомните малышу, что в ведерке есть и другие игрушки. Обхватив его руку, доставайте их по одной, рассматривайте их, играйте с ними, ставьте на стол. Когда вытащите и рассмотрите все игрушки, предложите ребенку сложить их обратно в ведерко. Выполняйте вместе, обхватив его руку своей.

«Большой и маленький» Возьмите два ведерка (большое и маленькое) и два комплекта кубиков (3 больших и 3 маленьких). В большое ведерко сложите большие кубики, а в маленькое – маленькие. Удерживая руку ребенка, вынимайте поочередно кубики, объясняйте их различие.

«Разноцветные игрушки» Возьмите ведерко с крышкой и комплект мелких игрушек красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цвета (например: помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговик). Высота ведерка 12 см, размер игрушек 3-5 см. Покажите малышу ведерко и скажите, что там лежат игрушки. Предложите ребенку действовать самостоятельно: пусть снимет крышку и вытащит по одной все игрушки. Обязательно говорите малышу, как называется каждая игрушка. Все игрушки положите на стол в следующей последовательности: слева перед малышом красный помидор, затем оранжевый апельсин, потом желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика поставит сам ребенок. Пусть малыш рассмотрит эти игрушки. Теперь возьмите одну игрушку и опустите ее в ведерко. Остальные игрушки в ведерко должен положить ребенок.

Не забывайте хвалить ребенка!!!

«Разные формы» Возьмите коробку с двумя отверстиями: одним круглым и одним квадратным, кубики и шарики. Покажите малышу коробку с отверстиями. Обведите пальцем круглое отверстие и объясните ребенку, что в коробочке есть вот такое окошечко. Потом обведите квадратное отверстие, скажите, что это другое окошечко. Возьмите шарик и опустите его в круглое отверстие. Затем покажите кубик и опустите его в квадратное отверстие.

«Матрешки» Приготовьте две матрешки. Покажите малышу большую матрешку, потрясите ее и скажите: «Внутри что-то гремит». Потом откройте большую матрешку и покажите маленькую, которая находится внутри, вытащите ее. Закройте ее и поставьте обе матрешки на стол. Обратите внимание малыша на то, что одна матрешка большая, другая маленькая. Повторите несколько раз. Вновь открой те матрешку, спрячьте в нее маленькую и закройте большую. Можно поиграть маленькой матрешкой (например, спрятать в ладошке). Затем добавляем остальные матрешки.

«Пирамидка» Возьмите по пять колец больших и маленьких. Покажите сначала большой круг, затем маленький. Справа складывайте большие, слева маленькие, по одному. Предложите малышу разложить самостоятельно.

«Разные фигуры» Возьмите круги, квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре (по 5 штук). Рассматривайте вместе с ребенком, называйте, раскладывайте по отдельным кучкам. Помогите ребенку самостоятельно разложить фигуры.

«Цветные палочки» Возьмите палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого по пять штук. Раскладывайте по цвету, предложите разложить ребенку самому.

Будьте эмоциональны в общении и игре с ребенком!!!


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.