Темы курсовых и дипломных работ — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Темы курсовых и дипломных работ

2017-09-01 178
Темы курсовых и дипломных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Разделы:

 

I. История западной философии от античности до наших дней по этапам, щколам, темам, проблемам и персоналиям.

II. История отечественной философии от возникновения до наших дней по этапам, темам, проблемам и персоналиям.

III. Генезис и специфика христианского интеллектуализма.

 

В особенности:

 

1.Возникновение древнегреческой философии как начало европейского интеллектуализма. Проблема перехода от мифа к логосу.

2.Школы, темы, проблемы и специфика умозрения древнегреческой натурфилософии.

3. Темы, проблемы и особенности теоретизирования софистов.

4. Темы, проблемы и особенности теоретического любомудрия Сократа.

5. Платон и традиции Академии: темы, проблемы, особенности теоретизирования.

6. Аристотель и традиции перипатетизма: темы, проблемы, особенности теоретизирования.

7. Философские школы эпохи эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм): персоналии, темы, проблемы, особенности теоретизирования.

8. Философия эпохи поздней античности, в особенности: Академия, перипатетизм, стоицизм; неоплатонизм.

9. Генезис и специфика христианского интеллектуализма.

10. Апологетика и патристика как предпосылка западноевропейской средневековой философии: персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования.

11. Восточная патристика: персоналии, собственные темы, проблемы и специфика теоретизирования.

12.Линии влияния восточной патристики на западную средневековую философию, на отечественную культуру и интеллектуальную традицию.

13. Начало средневековой философии. Северин Боэций: учение, влияние на последующую западноевропейскую философию и культуру. В особенности: проблема человека, свободы, вечности и времени, человеческого совершенства и счастья.

14.Главные направления западноевропейской средневековой философии – схоластика и мистика: персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования.

15. Фома Аквинский – центральная фигура средневековой схоластики. В особенности: адаптация Аристотеля к католицизму и связанные с этим трансформации интеллектуализма; учение о вере и разуме; аксиологические и мировоззренческие следствия онтологических и ноологических построений Фомы.

16. Кризис средневековой философии и возникновение возрожденческого интеллектуализма: этапы возрожденческой философии, персоналии, темы, проблемы и культургенетические следствия.

17. Первые европейские мыслители новой формации – Галилей, Бэкон, Декарт: мотивы интеллектуальных занятий, изобретение новых философем, интеллектуального инструментария, категориально-понятийного аппарата; онтология, антропология, гносеология, этика, социальная философия; культургенетические, социально-политические и духовные следствия.

18. Основные течения новоевропейской философии – эмпиризм и рационализм: причины выделения, персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования, культургенетические, социальные и духовные следствия.

19. Специфика святоотеческого интеллектуализма православия: персоналии, темы, проблемы, особенности теоретизирования; восприятие отечественной культурой и интеллектуальной традицией.

20. Зарождение интеллектуальных традиций в Древней Руси и их развитие в Московском царстве.

21. Формирование традиций светского философствования в России 17-18 вв.: персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования.

22. П. Я. Чаадаев – основоположник русской национальной философии: мотивы умственных исканий, приемы и специфика интеллектуальных построений, основные выводы и их культургенетические, социальные и духовные следствия.

23. Славянофилы и западники: причины различения, персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования.

24. Классическая русская философия от В.С.Соловьёва до Зеньковского: персоналии, темы, проблемы, специфика теоретизирования, культургенетические, социальные и духовные следствия. Влияние русской классической философии на судьбу России.

 

Формулировка конкретной темы курсовой или дипломной работы осуществляется после беседы со студентом с учетом его личных интересов и наклонностей.

 

Вопросы для самопроверки:

Следующий список терминов представляет ключевые понятия учений новоевропейских мыслителей, изучение которых предусмотрено программой курса. Студентам предлагается в ходе прослушивания лекций и подготовки к семинарам обратить особое внимание на эти термины и научиться объяснять их смысл по образцу определений глоссария.

По указанным терминам может быть проведен экспересс-опрос или контрольная работа с выставлением оценки в обоих случаях.

Спинозизм –

Монизм –

Causa sui –

Атрибуты –

Модусы –

Аффект –

Человеческое рабство –

Интеллектуальная любовь –

«Опыт о человеческом разуме» -

Качества первичные и вторичные –

Естественное состояние –

Разделение властей –

Лейбницеанство –

Плюрализм –

Монада –

Предустановленная гармония –

Малые перцепции –

Берклианство –

Esse est percipii –

Законы природы –

Юмизм –

Впечатления и идеи –

Ассоциация идей –

Отношение причинности –

Тождество личности -

 

 

ГЛОССАРИЙ

(к истории философии Средних Веков и Возрождения)

Поздняя античность – заключительный этап эпохи античности (7 в.до н.э. – 6 в. н.э.), который продолжали со 2 по 6 вв. новой эры. В результате прекращает существование Западная Римская империя и появляются первые раннесредневековые государства и признаки средневековой культуры

Средние века – эпоха в истории культуры и цивилизации Европы между Античностью и Возрождением. Продолжается с 6 по 14вв. Основные особенности: в экономике – основное средство производства – земля, основная форма собственности – крупное землевладение (феод); на начальных этапах натуральное хозяйство; в сфере социальной – господство отношений личной зависимости в системе феодальной иерархии (вассалитет); в политической – возникновение и развитие монархии; в культурной – господство христианской религии.

Апологетика – время деятельности христианских авторов, которые ставили себе цель защиты христиан и христианства от жесточайших преследований со стороны властей Римской империи (2 – 3 вв. н.э.). Делится на грекоязычную и латиноязычную. Первые апологеты Марциан Аристид и Конрад (конец 1 – нач. 2 в н. э.). Первый крупный апологет – св. Иустин Философ и мученик (2 в). Крупнейшие апологеты 3 века св. Ириней Лионский (грекоязычный) и Квинт Септимий Тертуллиан (латиноязычный). В светских исследованиях истории средневековой философии апологетику называют первым этапом формирования средневековой философии (Г.Г.Майоров, 1979г, с).

Патристика – период в истории христианства (3 – 6 вв), который связывается с деятельностью так называемых Отцов Церкви – крупных деятелей Церкви и выдающихся Учителей, которые выработали не только догматику христианства, организационно обеспечили единство христианской Церкви, но и разработали универсальное мировоззрение с точки зрения христианского вероучения.

В светских исследованиях приводятся имена семи Отцов Церкви: четыре восточных (Григорий Богослов, Василий Великий,) и три западных ().

Некоторые исследователи полагают возможным считать патристику вторым этапом формирования западноевропейской средневековой философии (Г.Г.Майоров, 1979г., с).

Схоластика (shole) –школьная философия. Течение средневековой философии, представители которого по вопросу о соотношении веры и разума, философии и религии обосновывали точку зрения, что разум полезен для веры или даже есть условие веры, буквально производит её (Эриугена). В связи с тем, что средневековя философия сразу возникает как схоластика (основоположника средневековой философии Северина Боэция (480 – 526) называют последним римским философом и первым схоластом), и вплоть до 9 в. нет явных признаков её деления на какие – либо течения, и в связи с тем, что после выделения в ней в 9-10 вв. явных различий между схоластикой и мистикой схоластика остаётся господствующим течением, очень часто всю средневековую философию называют схоластикой. Во многом это верно. Но в течение 9-го в. в оппозицию схоластике формируется мистика.

Мистика – течение средневековой философии, представители которого по вопросу о соотношении веры и разума, философии и религии выработали и различными способами обосновывали точку зрения, что разум ниже веры и не может ей ни в чём помочь, и поэтому философия не только не может помогать религии, но даже может и навредить ей.

Реализм – течение внутри западноевропейской средневековой схоластики, представители которого по вопросу о природе универсалий (категорий, понятий или, попросту, общего) разработали учение о том, что универсалии существуют реально, в качестве идеальных сущностей (причин) индивидуальных вещей и так или иначе производят их к существованию.

Номинализм – противоположное реализму течение схоластики, представители которого по вопросу о природе универсалий (или общего) выработали учение о том, что универсалии (общее) до и независимо от индивидуальных вещей не могут существовать вообще. А то, что философы привыкли называть универсалией, в действительности представляет собою только имя (nomine) ряда одинаковых индивидов.

Теория «двух истин» – учение о соотношении религии и философии, которое в определённой (четкой и ясной) форме выработал выдающийся западноевропейский средневековый мыслитель Сигер Брабантский (). Основная идея этого учения в том, религия и философия – два разных вида знания. Они отличаются по тому, что постигают: религия – знание о Боге, а философия – о сотворённом Им мире; по источнику знания (как постигают): религия получает знание через Откровение Самого Бога, а философия при помощи естественного человеческого разума; и по назначению знания (для чего постигают): религия нужна, чтобы указывать человеку путь ко спасению к жизни вечной в соединении с Богом, а философия даёт возможность увидеть красоту и величие мира – творения Бога – и благодаря этому постичь силу и всесовершенство Творца. Но раз религия и философия столь различны, то они не должны вмешиваться в дела друг друга, иначе это будет приводить к столкновению несовместимого…

Пантеизм – религиозно-философское учение, которое на почве христианства впервые разработал западноевропейский средневековый мыслитель Давид Динанский (). Он тщательно обосновал формулу, что «Бог есть разум всех душ и субстанция всех тел», онтологический смысл которой в том, что все сотворённые вещи Бог создал непосредственного из Самого Себя. И таким образом всё существующее есть Сам Бог, что и составляет значение слова «пантеизм».

Аввероизм – восторженная приверженность многих средневековых западноевропейских философов 12в. знаменитому арабомусульманскому мыслителю Ибн-Рушду (Аввероэсу), который был блестящим знатоком и выдающимся комментатором сочинений Аристотеля. Благодря страстному увлечению Ибн-Рушдом западноевропейские средневековые мыслители познакомились почти со всеми сочинениями Аристотеля, да ещё снабжёнными великолепными комментариями Ибн-Рушда. С этого времени в Средние Века в Западной Европе Аристотеля стали называть просто Философ, а Ибн-Рушда – Великий Комментатор.

Возрождение – культурно-историческая эпохав Западной Европе, сменившая культуру Средневековья.Стала непосредственной основой и подготовкой культуры Нового времени. Хронологические рамки – конец 13-го – начало 17-го вв. Возникает и интенсивно развивается в итальянских приморских городах-коммунах (Венеция, Флоренция, Генуя), а к началу 15в. распростарняется практически по всей Западной Европе. Основные особенности: секулярность – освобождение культуры от непосредственного авторитета церкви и христианской догматики; гуманизм – культивирование всевозможными способами (для чего создаются часто совершенно новые отрасли культуры – живопись, музыка, театр …) не только права, но и обязанности человека на достойную жизнь на земле; религиозная свобода – утверждение права человека на личное, без посредника (церкви) общение с Богом.

Гуманизм – во многих исследованиях, как зарубежных, так и в особенности отечественных определяется как особенность культуры западноевропейского Возрождения, состоящая в том, что эта культура превозносит человека в качестве высшей ценности, в связи с чем и культивирует человечность (любовь к человеку, заботу о нём – что и составляет смысл слова «гуманизм») в качестве обязательной нормы. Данное понимение гуманизма неплохо коррелируется со многими фактами, представляющими культуру Возрождения, но оно не вполне соотвествует современному состоянию культурологической теории. Согласно самому общему представлению о сущности культуры она есть способ существования человека и потому не может быть античеловечной. Однако не только разные культуры, но и одна и та же культура на разных этапах её развития выдвигает разные ценности для человека, что и отличает человечность одной культуры от человечности другой. Поэтому теоретически более корректно говорить о гуманизме античном, средневековом, возрожденческом и т.п. Суть возрожденческого гуманизма в том, что к ценности Царства Небесного, культивируемой в Средние века, он добавляет ценность земной жизни человека и выдвигает установку – право и обязанность для человека добиваться счастья и блаженства здесь, на земле…

Утопизм – течение западноевропейской мысли, возникшее в эпоху Возрождения и представляющее собой умственное (теоретическое) моделирование такого общества, которое обеспечивает достойную, обеспеченную и благую (душевно благоустроенную) жизнь каждому человеку.Основоположники: Томазо Кампанелла и Томас Мор.

Реформация – сугубо западноевропейское явление эпохи Возрождения, возникает в 15в. и представляет собой совокупность усилий реформировать догматику и церковную организацию католицизма. Реформация удалась, и в её результате от католической церкви отделилась протестантская.

Протестантизм – в начале (15в.) религиозное движение, в ходе которого была осуществлена Реформация ( католицизма ), а затем и по настоящее время западноевропейская христианская конфессия, основополагающая идея которой в том, что церковь как организация не является необходимым посредником между человеком и Словом Божиим (Священным Писанием). Каждый человек, опираясь на собственный разум, в состоянии сам понять и наставиться Словом Божиим. Уже в самом начале протестантизм в зависимости от своих идеологов и вождей разделился на лютерантство (последователи Лютера в Германии) и кальвинизм (последователи Кальвина в Швейцарии). Затем в Англии оформилась независимая от Рима церковь протестантского свойства – англиканство.

Экспериментально – математическое естествознание – исторически новая форма знания, не имеющая аналогов ни в предшествующей истории Западной Европы и нигде в мире. Возникает в конце 16 – начале 17вв. как завершение возрожденческой культуры и философии и начало новоевропейской истории. Основоположник – Галилео Галилей (). В своих трудах он достаточно явно разработал следующие идеи: 1) познание человека должно быть напралено на природу с целью подчинить её земным интересам человека; 2) для этого познание должно быть точным, и поэтому в изучении природы надо использовать математику, а не силлогистику (логику Аристотеля); 3)для изучения природы наблюдения необходимы, но их недостаточно, так как природа тщательно скрывает свои тайны от человека. Чтобы их открыть, природу надо пытать – ставить эксперименты. Эти идеи и составляют основу идеологии экспериментально-математического естествознания, которое во многом определило не только судьбу Западной Европы, но и всего современного мира.

 

 

Глоссарий

К «Истории Новой философии»

Новое время – культурно-историческая эпоха в истории Западной Европы, которая сменяет Возрождение и продолжается по настоящее время. Важнейшие особенности: в экономике – установление так называемого капиталистического способа производства (товарно-денежного, рыночного, основывающегося на частной собственности на средства производства); в политике – изобретение и внедрение современных форм правления (представительной демократии); в социальной – господство так называемых вещных отношений, когда общественно значимые взаимодействия между людьми осуществляются только через тот или иной род собственности; в культуре – господство эмансипированного (освобождённого) секуляризованного (выведенного из-под контроля религии, самодостаточного и самовластного) разума и, как следствие, культ науки, естественных прав и свобод человека, среди которых главные: неприкосновенность личности, священность собственности и свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

Буржуазно-демократическая революция – характерный для начального периода эпохи Нового времени способ социально-политических преобразований, когда устранение старого государственного аппарата, представляющего в основном экономические интересы родовой знати, осуществляется насильственным путём инициативой представителей так называемого третьего сословия и дествиями широких слоёв городских низов («народа»). В результате буржуазно-демократической революции устанавливается государственное устройство, не имеющее аналогов в истории как Европы, так и всего мира (т.е. во всех отношениях новое) – буржуазно-демократический режим, который в разной степени представляет интересы всех субъектов капиталистического производства и охраняет «ценности свободной личности».

Экспериментально-математическое естествознание – исторически новый тип знания, оформившийся к концу Возрождения и начинающий собою новою форму познания – науку, а вместе с тем и новую эпоху в истории европейской культуры и цивилизации. Специфика экспериментально-математического естествознания в том, что оно нацелено на познание природы в интересах подчинения её человеку для обеспечения основных условий его существования (питания, одежды, жилища). Для достижения именно такой цели создатели экспериментально-математического естествознания изобрели не применявшиеся ранее методы познания природы – эксперимент и математику.

Эмпиризм – течение новоевропейской философии, основоположником которого был выдающийся английский государственный деятель и мыслитель Френсис Бэкон (1564-1626). Он первый обосновал утилитарное познание природы как высшую ценность в обществе («важнейшее дело в Царстве человека»), для достижения которого доказал необходимость использовать эксперимент и новую индукцию. Источником утилитарного познания природы, доказывал Фр. Бэкон, могут быть только чувства (органы ощущений) и опыт (хорошо продуманный и специально организованный – эксперимент).

Субъект-объектная гносеология – изобретённая Фр. Бэконом гносеологическая оппозиция между познающим и познаваемым. Если предшествующая гносеология объясняла возможность познания онтологическим тождеством между познающим и познаваемым, то Фр. Бэкон выдвинул и всесторонне обсновал идею (мысль), что вещи сами по себе это одно, а формы восприятия этих вещей человеком это онтологически нечто совсем иное (и восприятие вещей органами ощущений – «великий обман чувств», и деятельность ума пленена «пустейшими идолами», большая часть которых не может быть устранена). Таким образом, именно Фр. Бэкон выработал понятия 1)познающей души до и без всяких восприятий внешних вещей и 2) «вещей самих по себе», таких, каковы они «сами по себе», до и без всякого познания. Это и есть гносеологические категории субъекта и объекта, но без использования самих этих терминов. Именно с этой разработанной Фр. Бэконом гносеологемы начинется история новоевропейской субъкт-объектной гносеологии, а вместе с тем и всякой субъект-объектной философии и, шире, субъект-объектного мировоззрения, которое составляет важнейшую особенность европейского менталитета.

Философема (гносеологема) – оригинальное интеллектуальное (теоретическое) построение, представляющее совершенно новый смысл, почему и не выражается ясной и чёткой терминологией, а или общеупотребимой лексикой или использованием слов в необычном значении. Иногда то же самое, что оригинальная и значимая в теоретическом отношении философская (гносеологическая) идея (т.е., мысль). Сам подобный смысл предоставляет возможность огромного количества теоретических следствий из него. Так что философема (гносеологема) может быть определена и как теоретическое ядро философского учения или теории.

Картезианство – комплекс идей, выдвинутых и теоретически разработанных французским философом Ренэ Декартом (1596-1649), а также и восприятие и развитие этих идей его последователями.

Cogito ergo sum ( лат. ) – мыслю, следовательно, существую. Основоположение метафизики, которую разработал Декарт. Оно стало первоначальным положением, относительно которого Декарт посредством специальной процедуры «радикального сомнения» установил, что оно не может дать никакого повода к сомнению, а потому является абсолютно истинным. Обоснование cogito ergo sum вместе с самой этой формулой представляет пример типичной философемы самосознания (формулой «мыслю, следовательно, существую» Декарт обнаружил категорию, или вид, бытия, которая до него в философии не выявлялась и специально не рассматривалась, и сделал её специальным предметом и даже условием нового философствования).

Рационализм – направление новоевропейской философии, начало которому положил Декарт. Он разработал гносеологию на основе той руководящей мысли, что истинное знание никак не может быть получено из ощущений (опыта, внешнего источника), а только из самого ума. Хотя рационализм обнаруживается прежде всего как гносеология, но на её основе разрабатывается и очень специфическая философия в целом, которая руководствуется, например, положением, чтот никакая философия, а вместе с ней и все науки, не могут разрабатываться без метафизики. Поэтому рационализм (как и эмпиризм) оказывается не только направлением в гносеологии, но и новоевропейской философии в целом.

Дуализм – в новоевропейской философии онтологическая позиция, разработанная Декартом, суть которой в том, что для объяснения происхождения сотворённых вещей (всего,что существует, кроме Бога) надо допустить наличие двух субстанций: мышления (духа) и протяжения (материи). Причём между ними не может быть ни одного общего элемента и потому никакого взаимодействия. Мышление (дух), считает Декарт, является основой человеческих душ, а протяжение (материя) – всех тел, включая человеческое.

Психофизическая проблема – вытекающая из дуализма Декарта проблема связи души и тела человека. Эмпирически (в личном опыте каждого человека) взаимодействие души и тела дано со всей определённостью, а, согласно дуалистической теории, его не должно быть. Теоретически эту проблему Декарт не решил (возможно, просто не успел из-за внезапной смерти), а под влиянием эмпирических обстоятельств высказывал мысль, что, возможно, связь души и тела человека осуществляется в гипоталамусе.

Гоббизм – учение,разработанное великим английским философом Томасом Гоббсом (1588-1679), а также умонастроение, возникающее в связи с принятием этого учения или его отдельных основополагающих идей.

 

Сенсуализм – гносеологическое учение, которое выводит всё познание человека из деятельности его органов ощущений, или чувств (лат.sensus). В новоевропейской философии Т. Гоббс разработал первую теоретически очень искусную и предельно последовательную материалистическую концепцию сенсуализма.

Номинализм – общее определение см. в глоссарии по средневековой философии. В системе Т. Гоббса очень эффективное теоретическое средство обоснования материалистического монизма.

Imago – образ (лат.). Важнейшая категория гносеологии Т. Гоббса, представляет феномен, составляющий основу того, что обычно называли дух (душа, или ум). В действительности, образ представляет собой eidola (идол), нечто на самом деле (до и без контакта человека с другими телами) не существующее и возникающее как кажимость при взаимодествии тела человека и других тел.

Естественное состояние – категория социальной философии Т. Гоббса. Представляет гипотетически, что в самом начале человеческой истории люди жили не в обществе, а в одиночку или небольшими группами, спорадически возникающими и снова распадающимися.

Война всех против всех – особенность «естественного состояния», состоящая в том, что люди, исчерпав жизненные ресурсы, вынуждены были вступить друг с другом в борьбу на смерть за источники существования.

Общественный договор – вынужденный страхом смерти договор людей эпохи «естественного состояния» об отказе каждым от своего суверенитета и передаче его специально выдвинутым лицам (или одному лицу), которые устанавливают правила совместной жизни людей. Так Т. Гоббс объясняет возникновение общества и государства.

 


*В дальнейшем: Соколов В.В. …

*В дальнейшем: Коплстон Ф.И. …

 

*В дальнейшем: Анология….


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.