М1. В.ОД 2. Методология и методы педагогических исследований — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

М1. В.ОД 2. Методология и методы педагогических исследований

2017-08-24 242
М1. В.ОД 2. Методология и методы педагогических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель дисциплины: овладение основами методологических понятий общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управлен­че­ских задач; иметь представление об основных направлениях и перспективах развития образования и педагогической науки.

В задачи обучения данной дисциплины входит:

1) формирование представления о роли методологии педагогики и психологии в системе непрерывного образования;

2) знакомство с современными методологическими проблемами педагогики и возможностями педагога в их решении;

3) раскрытие особенностей научно-педагогического исследования, соотношения общенаучной и частнонаучной методологии в его проведении;

4) ознакомление с общей характеристикой методов исследования, способами их отбора, модификации, исходя из конкретных задач теоретической и практической деятельности педагога;

5) обучение способам сбора, обработки, анализа, интерпретации и оформления научных данных;

6) формирование умения представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

7) развитие у магистрантов способностей к творческому самовыражению, самореализации и самоутверждению в проведении научного исследования.

Основными формами организации учебного процесса являются лекции и семинарские занятия, в которых применяются интерактивные методы: (творческие задания, деловые игры, учебные дискуссии, работа в стационарных парах и парах сменного состава, работа с интернет источниками, работа в группах и макрогруппах)..

Итоговой формой контроля по дисциплине «Методология и методы педагогических исследований» является зачет, в который входят защита реферата и ответ на вопрос теории.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Методология и методы педагогических исследований» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины магистры используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения курсов «Общие основы педагогики», «Теория Воспитания». «Дидактика», «Возрастная психология»

Требования к усвоению дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

2) профессиональными компетенциями (ПК)

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- общие методологические подходы к педагогическому исследованию.

- современные методологические проблемы педагогики,

- особенности научно-педагогического исследования,

- общую характеристику методов исследования;

- способы выбора методов исследования;

- различные модификации методов исследования; исходя из конкретных задач теоретической и практической деятельности педагога;

уметь:

- использовать теоретические знания о проблемах, подходах, методах научно-педагогического исследования для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управлен­че­ских задач.;

владеть:

- навыками организации исследовательской деятельности в области педагогики;

- методами основными методами обработки результатов научно-педагогического исследования.

Содержание дисциплины. Функции психолого-педагогических исследований в системе образования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования. Объект, предмет, гипотеза, концепция исследования. Понятийный аппарат. Общая логика и структура психолого-педагогических исследований. Классификация методов исследования. Малоформализованные и высокоформализованные методики. Определение оптимального комплекса методов. Надежность и валидность. Обработка и интерпретация научных данных.

Общая трудоёмкость дисциплины – 2 зачётные единицы (72 часа).

Срок освоения дисциплины. В соответствии с учебным планом дисциплина «Методология и методы педагогических исследований» изучается в 1 семестре.

Составитель рабочей программы дисциплины: Железнякова О.М. доктор педагогических наук, профессор.

 

М1. В.ДВ Дисциплины по выбору

М1. В.ДВ.1 Менеджмент в образовании

Цели и задачи освоения дисциплины:

- помочь будущему учителю:

- познакомиться с современными проблемами теории и практики менеджмента в образовании;

- изучить основные принципы, методы, формы, технологии управленческой деятельности;

- сформировать мотивацию к профессиональной педагогической деятельности.

Задачи дисциплины:

Изучение курса «Основы менеджмента в образовании» призвано помочь студентам:

- составить представление о целях и задачах менеджмента;

- изучить теоретические основы организации работы по управлению образованием;

- раскрыть сущность современных концепций менеджмента;

- познакомиться с инновационными процессами в этой сфере.

Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Основы менеджмента в образовании» предусматривает установление межпредметных связей с основными дисциплинами психолого- педагогического цикла, предусмотренными основной образовательной программой.

Требования к усвоению дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

1) способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

2) готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

3) способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

4) способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

5) готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

6) способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

в области управленческой деятельности:

7) готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

8) готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

9) готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

10) готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

11) готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

12) способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

в области культурно-просветительской деятельности:

13) готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- историю становления менеджмента как теории и практики управления;

- современные тенденции развития образовательных систем;

- методологические и теоретические основы менеджмента в образовании;

- его специфику в условиях модернизации образования:

- овладеть управленческими функциями:

- различные авторские подходы в педагогическом менеджменте, как в России, так и зарубежные,

уметь:

- планировать образовательный процесс;

- осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;

- использовать системный подход при изучении деятельности руководителей школ, колледжей, лицеев;

- овладеть методическими умениями в повышении эффективности управления ОУ.

- осуществлять оптимальный выбор различных мнений в управлении;

- анализировать педагогическую деятельность руководителей.

Владеть:

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

- способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

Содержание дисциплины. В структуре курса выделены три модуля:

1 модуль, «Теоретические основы менеджмента в образовании», призван познакомить студентов с историей становления менеджмента как теории и практики образования; подготовить студентов к решению практических вопросов по управлению образовательными системами; вооружить их методикой педагогического анализа и самоанализа.

2 модуль, «Основы конфликтологии», раскрывает природу и причины конфликтов а также способы их разрешения. Изучение курса «Основы конфликтологии» обусловлено необходимостью подготовки выпускников магистратуры к осуществлению эффективного взаимодействия в системе учитель-ученик в рамках гуманизации образования и реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания.

3 модуль, «Юридические и экономические аспекты менеджмента в образовании», знакомит студентов с основами трудового законодательства и с особенностями управления образовательными учреждениями в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности.

Общая трудоёмкость дисциплины – 2 зачётные единицы (72 часа).

Срок освоения дисциплины. В соответствии с учебным планом дисциплина «Менеджмент в образовании» изучается в 1 семестре.

Составитель рабочей программы дисциплины: Хмарский С.И., кандидат педагогических наук, доцент.

М1. В.ДВ.1 Культура профессионально-личностного саморазвития и самоопределения педагога

Цели и задачи освоения дисциплины:

Целевыми ориентирами данного курса и обеспечиваемого им этапа профессионально-личностного самоопределения являются: развитие самосознания магистра, продвижение его обретению своей целостности, осознанию различных сторон своего «Я» через призму профессиональной деятельности и во взаимодействии с другими, определение перспектив и планов профессионально-личностного самоопределения и саморазвития, формирование гуманистических профессионально-ценностных ориентаций.

Задачи:

- присвоение магистрами знаний, необходимых для дальнейшего профессионально-личностного самоопределения;

- развитие личностной и экзистенциальной рефлексии магистров;

- развитие позитивного самовосприятия, осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального и духовного) в контексте профессионально-педагогической деятельности;

- развитие смысложизненных ориентаций и определение профессиональных целей и планов;

- овладение способами проектирования и планирования своего жизненного и профессионального пути;

- определение основных направлений профессионально-личностного роста;

- освоение некоторых техник работы с самосознанием и способов самопознания, профессионально-личностного саморазвития;

- формирование ценностного отношения к педагогической профессии, к личности учащегося, к изучению психолого-педагогических и других образовательных программ;

Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Культура профессионально-личностного саморазвития и самоопределения педагога» предусматривает установление межпредметных связей с основными дисциплинами психолого- педагогического цикла, предусмотренными основной образовательной программой.

Требования к усвоению дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:

14) общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой общекультурный и общеобразовательный уровень(ОК-1);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования и изменению научного профиля своей профессиональной деятельности(ОК-3);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности(ОК-5);

- -готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6);

15) профессиональными компетенциями (ОПК, ПК):

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной полити (ПК-3);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

Знать:

- систему духовно-антропологического знания (философского, психолого-педагогического, психотерапевтического), обеспечивающую свободный выбор гуманистических идей, концепций, подходов как основ самопознания, самопонимания, смыслообразования и смыслостроительства;

- опыт работы со своим внутренним миром и приобретаемые в процессе него умения и навыки самопознания, самоосознания, саморегуляции и самоорганизации жизнедеятельности;

- способы альтернативного выбора в проблемных ситуациях принятия жизненно и профессионально важных решений;

- опыт самоопределения в ситуациях межличностного взаимодействия.

Уметь:

- использовать методы психологической и педагогической диагностики в работе по развитию культуры профессионально-личностного самоопределения педагога;

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные культурологические особенности обучающихся;

- осуществлять работу по формированию культуры профессионально-личностного самоопределения и саморазвития педагога в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

- -использовать в работе по развитию культуры профессионально-личностного самоопределения и саморазвития педагога современные технологии обучения.

Владеть:

- способами установления контактов и поддержания культуры взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки в целях развития культуры профессионально-личностного самоопределения и саморазвития педагога;

- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения с целью формирования, развития и совершенствования культуры профессионально-личностного самоопределения и саморазвития педагога.

Программа позволяет выстроить следующие этапы деятельности, направленной на становление культуры профессионально-личностного самоопределения будущего учителя:

1) осознание цели и предназначения своей собственной жизни, своего человеческого и профессионального призвания на основе осмысления студентами ведущих философских концепций смысла жизни;

2) познание и осознание своего «Я», своих возможностей и способностей;

3) построение жизненных и профессиональных перспектив;

4) совместное определение требований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности педагога на основе построения моделей его деятельности и личности;

5) соотнесение с данными моделями своих возможностей и потребностей;

6) определение программы профессионально-личностного саморазвития;

7) овладение способами профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования;

8) определение роли изучаемых дисциплин в профессионально-личностном росте и становлении магистра.

Содержание дисциплины. Понятие о самоопределении и саморазвитии личности. Самоопределение и саморазвитие как проявления свободы и субъектной активности личности. Сущность и специфика личностного самоопределения и саморазвития. Сущность и специфика профессионального самоопределения и саморазвития. Профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие педагога как непрерывный, целостный процесс.

Культура профессионально-личностного самоопределения и саморазвития как системное образование личности педагога. Структурные компоненты культуры профессионально-личностного самоопределения. Профессионально-ценностные ориентации педагога. Смысложизненные ориентации и профессионально-личностная перспектива. Рефлексивный компонент культуры профессионально-личностного самоопределения педагога. Критерии и уровни сформированности культуры профессионально-личностного самоопределения.

. Смысл жизни и его роль в профессионально-личностном самоопределении и саморазвитии педагога. Смысл жизни и призвание педагога.

Индивидуальная работа с заданием «Альтернативный выбор». Философия «долженствования». Философия существования (экзистенциализм). Философия космизма. Концепция этической духовности. Способы осознания своих состояний и саморазвития: релаксация, концентрация, визуализация, рефлексия, самовнушение, самоубеждение. Сущность «Я-концепции» и ее роль в становлении личности педагога. Условия формирования позитивной «Я-концепции». Принятие себя. Самораскрытие. Эмоциональная культура личности и ее роль в становлении педагога. Способы саморегуляции своих эмоциональных состояний и развития эмоционального мира. Эмпатия и эмоциональная идентификация как свойства личности педагога. Эмпатийные способы помощи. Педагогическое мышление и его специфика. Свойства педагогического мышления. Педагогические задачи и условия их решения.

Понятие о культуре педагогического общения, ее составляющих. Индивидуальный стиль общения педагога. Принципы и правила педагогического общения.

Сущность понятия «профессионально-личностный рост». Характеристика основных барьеров профессионально-личностного роста: профессиональные деформации, профессиональные кризисы. Способы превращения профессионального кризиса в ресурс развития. Пути предупреждения и преодоления профессиональных деформаций.

Общая трудоёмкость дисциплины – 2 з. ед. (72 часа).

Срок освоения дисциплины. В соответствии с учебным планом дисциплина «Культура профессионально-личностного саморазвития и самоопределения педагога» изучается в 1 семестре.

Составитель рабочей программы дисциплины: Шубович М.М., доктор педагогических наук, профессор.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.