Новый мировой информационный порядок», как парадигма современных коммуникационных практик. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Новый мировой информационный порядок», как парадигма современных коммуникационных практик.

2017-09-10 1271
Новый мировой информационный порядок», как парадигма современных коммуникационных практик. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В принятии концепции «нового мирового информационного порядка» главную роль сыграла Организация Объединенных Наций и ее структуры.


Стоит отметить, что ООН всегда уделяла большое внимание проблемам международного обмена информацией. В период с 1946 по 1947 год были приняты несколько резолюций о свободе информации, включая резолюцию 110 (II) от 3 ноября 1947 года «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды поджигателей войны и 127 (II) от 15 ноября 1947 года «ложная и извращенная информация. В них организацией были осуждены все виды пропаганды войны и агрессии, а также констатировано, что развитие мирных и дружественных отношений между государствами полностью несовместимо с распространением ложных и извращенных сообщений.

 

В следующем, 1948 году в Женеве были установлены права и обязанности и практики, которые были включены в понятие «свобода информации». В заключительном документе того же года была определена общая концепция свободы информации, закрепленная западными странами, имевшими большинство голосов и монополизировавшими мнение в области информации до середины 60-х годов. В частности, проект Великобритании стал основой обсуждения вопросов международного обмена информацией и базисом для разработки проекта конвенции о свободе информации. Проект Соединенных Штатов касался интересов иностранных журналистов и их доступа к различным источникам информации.

 

В послевоенное время, а именно в 1968 году Генеральной Ассамблей была принята резолюция 2448 (XXIII) «Свобода информации», в которой отмечалось, что свободный доступ к информации должен поощряться в тех случаях, когда информация используется для разоблачения нацизма, расизма или колониализма.

 

После Второй мировой Войны и крушения колониальных империй и в условиях двухполюсного мира на мировой арене сложились условия для решительного и усиленного отстаивания прав и интересов слаборазвитых и малых государств, которые испытывали тяжелейшие последствия господства развитых мировых держав в предыдущие исторические периоды.

 

Наряду с требованием нового политического порядка и желанием перемен начала складываться концепция «нового информационного и коммуникационного порядка». Главной и централизующей идеей этой концепции стала «деколонизация» информационной среды в целом, путем преодоления исторически сложившегося западного доминирования в международных коммуникациях, которые закрепляли позицию неравноправия и экономической зависимости за целым рядом стран.


Идеи нового информационного порядка и демократического потенциала, присущего ему, вскоре стали восприниматься как проект общей демократизации в международных отношениях, а не только как ответ на существующий тренд деколонизации.

 

Именно поэтому, проблематика «нового международного информационного и коммуникационного порядка» постоянно находилась в центре дискуссий по вопросом глобальной коммуникации в ООН и ЮНЕСКО.

 

Конвенция о свободе информации, разработка которой была начата в 1948 году, была принята лишь частично в 1973 году. А именно, Третий комитет Генеральной Ассамблеи одобрил четыре статьи проекта и преамбулу. К этому моменту проект был несколько изменен. В статьях, принятых Генеральной Ассамблеей, были рассмотрены обязанности государств по обеспечению права человека на информацию, а также права на плюрализм источников информации. Дискриминация в этом вопросе являлась недопустимой. Допускалось определенное ограничение доступа к информации для нормализации процессов международных отношений, поддержания общественного порядка и обеспечения основных прав и свобод граждан. Однако, эти ограничения не могли быть использованы в целях цензуры при выражения политический мнений или иных ограничений критики правительства.


В 1978 году ЮНЕСКО был разработан проект Декларации о средствах массовой информации – первого крупного документа, который отражал новые тенденции в развитии международных процессов обмена информации.

 

21-я сессия Генеральной конференции выработала основные принципы НМИП, которые были изложены в резолюции С/4/14 от 27 октября 1980 года.


Основными принципами в ней являлись:

1. Ликвидация любых барьеров, как внутренних, так и внешних, которые могли препятствовать свободному обмену и более широкому и сбалансированному распространению информации и точек зрения.

2. Многообразие источников информации

3. Свобода информации и печати

4. Свобода журналистов и всех специалистов в области коммуникации.

5. Способность улучшать свое положение развивающимся государствам, в частности путем улучшения своих инфраструктур и обеспечения средствами информации и коммуникации, которые бы отвечали нуждам.

6. Уважение культурной самобытности и права каждого народа информировать общественного о своих интересах, устремлениях, социальных и культурных ценностях.

7. Уважение права всех народов участвовать в международном обмене информацией на основе равенства.

8. Право всех народов участвовать в международном обмене информацией на основе равенства, справедливости и взаимной заинтересованности.

 

В резолюции указывалось, что «новый мировой порядок в области информации и коммуникации должен базироваться на основополагающих принципах международного права, которые были закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций».

 

Одним из главных идейных вдохновителей НМИП стал член комиссии ЮНЕСКО («комиссии Ш. Макбрайда») М. Масмуди, занимавший в тот период пост министр информации Туниса. В резолюции, принятой на тунисской встрече представителей неприсоединившихся стран в 1976г., отмечалось: «Принимая во внимание дисбаланс в международных обменах телепрограммами, благоприятствующий некоторым и игнорирующий других, долгом неприсоединившихся и других развивающихся стран является изменение сложившейся ситуации и деколонизация информации».

На деле это вылилось в формирование собственного, арабского медиаполя.

 

Идея создания коллективной организации спутникового телевидения, обеспечивающего формирование общеарабского информационного пространства, получила практическое воплощение после того, как в апреле 1976г. министры коммуникаций арабских стран подписали в Каире соглашение о создании под эгидой ЛАС Арабской системы спутниковых коммуникаций – Арабсат (Arab Satellite Communications Organization) как межгосударственной организации, обеспечивающей телевизионные трансляции, телефонные переговоры через спутники связи и стимулирующей развитие коммуникации и информационных обменов между странами-членами ЛАС.

Аналогичные процессы шли и в других постколониальных ареалах мира – в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке.

 

Уже в новом веке под влиянием идей НМИКП был создан коллективными усилиями кубино-венесуэльский спутниковый телевизионный канал «ТелеСур», обеспечивающий освещение событий в регионе и мире через «латиноамериканскую призму».

 

ЮНЕСКО также провела большую работу по изобретению теоретических и практических предпосылок НМИКП.

 

Одним наиболее важных документов, регулирующих деятельность средств массовой информации в соответствии с нормами и принципами международного права и Устава ООН явилось принятие Софийской декларации под названием «Укрепление независимых и плюралистических средств информации (особенно в странах Центральной и Восточной Европы)». Декларация принята 13 сентября 1997 года Департаментом общественной информации Организации Объединенных Наций (ДОИ ООН) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

После ключевого и полного изменения геополитической ситуации в конце 1980-х и 90-х годов в связи с распадом СССР и исчезновением «социалистического лагеря», дискуссии о НМИКП стали считаться исчерпанными.

 

Случилось это ввиду влияния глобализации и движению идеологического неолиберализма, который уповал на силу свободного рынка и идеи более демократичного и справедливого международного порядка в области массовых коммуникаций.

 

Поэтому идеи и НМИКП стали считаться полностью относящимися только к проблематике «третьего мира». Для последних НМИП является антиколониалистской концепцией. Международно-правовое регулирование в информационно-коммуникативной сфере и является составной концепцией многих развивающихся стран, получив название «право на развитие».

 

Оставаясь необязательными по своей юридической природе, документы, касающиеся роли информации для развития, представляют собой систему политико-правовых актов, развивающих принципы международного права, в первую очередь принцип самоопределения наций и народов.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.