Обследование анатомического состояния артикуляционного праксиса — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Обследование анатомического состояния артикуляционного праксиса

2017-08-07 479
Обследование анатомического состояния артикуляционного праксиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение состояния артикуляционного аппарата начиналось с обследования его анатомического состояния:

1) губы:

· норма;

· врожденная скрытая левосторонняя расщелина верхней губы;

· врожденная скрытая правосторонняя расщелина верхней губы;

· врожденная частичная левосторонняя расщелина верхней губы;

· врожденная частичная правосторонняя расщелина верхней губы;

· врожденная полная левосторонняя расщелина верхней губы;

· врожденная полная правосторонняя расщелина верхней губы;

· врожденная частичная двухсторонняя расщелина верхней губы;

· врожденная полная двухсторонняя расщелина верхней губы;

· губа после хейлопластики справа;

· губа после хейлопластики слева;

· губа после двухсторонней хейлопластики;

2) зубочелюстная система:

· норма;

· ортогнатический прикус;

· дистальный прикус;

· мезиальный прикус (ложная прогения);

· передний открытый прикус;

· боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний, двухсторонний);

· диастема;

· неправильное строение зубов (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги);

3) язык:

· норма;

· массивный;

· гипертрофия корня языка;

· позиция в полости рта (норма, кончик языка сдвинут кзади); врожденное западение корня языка;

4) уздечка языка:

· достаточной длины;

· укорочена;

· короткая;

5) уздечка верхней челюсти:

· достаточной длины;

· укорочена;

· короткая;

6) нёбо:

· норма;

· врожденная несквозная скрытая расщелина нёба;

· врожденная несквозная частичная расщелина нёба;

· врожденная несквозная полная расщелина нёба;

· врожденная сквозная левосторонняя расщелина нёба;

· врожденная сквозная правосторонняя расщелина нёба;

· врожденная сквозная двухсторонняя расщелина нёба;

· готическое, узкое нёбо;

· низкое, плоское, широкое нёбо;

· куполообразное нёбо;

7) увуля:

· норма;

· расщеплена;

· отклоняется в сторону;

8) глотка:

· норма;

· врожденное увеличение глоточного пространства;

9) альвеолярный отросток:

· норма;

· расщеплен;

10) голосовые складки:

· норма;

· гиперемия, гиперплазия, узелки;

· напряжение:

а) нормальное;

б) слабое;

в) чрезмерное;

· смыкание:

а) нормальное;

б) неполное;

в) очень сильное;

· форма голосовой щели;

· состояние вестибулярных складок;

· состояние межчерпаловидного пространства;

· стенки трахеи;

· черпалонадгортанные складки;

11) дыхательная система:

· жизненная емкость легких (ЖЕЛ);

· тип дыхания:

а) ключичное;

б) ключично-грудное;

в) грудное;

г) нижнедиафрагмальное;

д) смешанное;

· носовое дыхание:

а) норма;

б) затруднено;

в) отсутствует;

г) возможность дифференциации носового и ротового дыхания;

д) невозможность;

· ротовая воздушная струя:

а) сформирована;

б) слабая;

в) короткая;

г) отсутствует;

д) достаточной длины;

· координация вдоха и выдоха:

а) норма;

б) нарушена (укорочение фонационного выдоха);

· фонационное дыхание:

а) наличие эмиссии воздуха через нос;

б) отсутствует.

Оценивалось анатомическое состояние артикуляционного аппарата:нормальное строение артикуляционного аппарата; с дефектами артикуляционного праксиса (указывается, какое звено артикуляционного аппарата страдает).

Обследование анатомического аппарата начиналось с наблюдения за мимической мускулатурой в покое:

1) отмечалась выраженность носогубных складок, их симметричность;

2) открыт рот или закрыт; наличие слюно­течения;

3) характер линии губ и плотность их смыкания;

4) имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходили к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо было установить особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Исследование двигательной функции

Артикуляционного праксиса

Все задания выполнялись при многократном повторении требуемого движения.

Прием Œ. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводилось после выполнения задания по показу.

Содержание заданий – ребенку предлагалось:

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы, как при произношении звука «о», — удержать позу;

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», — удержать позу;

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;

е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;

ж) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;

з) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

и) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

Отмечался характер выполнения: выполнение правильное; диапазон движений ограничен; наличие содружественных движений; чрезмерное на­пряжение мышц; истощаемость движений; наличие синкинезий, саливации, гиперкинезов; снижение участия правой и левой сторон губ, смыкание губ с одной стороны.

Прием .

Содержание заданий – ребенку предлагалось:

а) широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», и закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо;

в) сделать движение нижней челюстью влево;

г) сделать движение нижней челюстью вперед.

Отмечался характер выполнения: правильное; движения челюсти недостаточ­ного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удалось.

Прием Ž. Исследование двигательных функций языка по показу и словесной инструкции.

Содержание заданий – ребенку предлагалось:

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла в левый угол, касаясь губ;

г) выдвинуть язык «лопаткой», «иголочкой»;

д) оттопырить правую, затем левую щеку языком,

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;

д) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу;

е) движение языком вперед-назад.

Отмечался характер выполнения: правильное; движения языка имели недо­статочный диапазон; в мышцах появлялись содружественные движения; язык двигался неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имелись отклонения языка в сторону, язык удерживался в определенном положении; истощаемость движений; наличие тремора, гиперкинезов, саливации.

Прием . Исследование двигательной функции мягкого неба.

Содержание заданий — ребенку предлагалось:

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Отмечался характер выполнения: правильное; объем движений ограничен; наличие содружественных движений, малой подвижности нёбной зана­вески, гиперкинезов, саливации; движение не удалось.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.