Дифференциальная диагностика псевдобульбарной дизартрии и моторной алалии (ОНР III) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Дифференциальная диагностика псевдобульбарной дизартрии и моторной алалии (ОНР III)

2017-08-07 365
Дифференциальная диагностика псевдобульбарной дизартрии и моторной алалии (ОНР III) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дифференциальная диагностика двух сходных состояний базировалась на нейролингвистическом и нейропсихологическом анализе деформации структуры слова (слогового и звуко-буквенного уровня).

В качестве диагностических критериев были выделены:

1.Особенности нарушений структуры слова.

2.Характеристика ошибок нарушающих структуру слова.

3. Виды нарушений звуковой структуры слова.

4.Особенности восприятия и воспроизведения слуго-ритмических структур слова.

5.Ососбенности нарушений звукопроизношения.

6.Характеристика различных вариантов нарушенного произношения.

7.Особенности восприятия и дифференциации звуков.

8.Особенности фонематических процессов.

9.Особенности состояния моторной функции.

10.Особенности произвольного артикуляционного праксиса.

Особенности нарушений структуры слова у детей с дизартрией

Исследование состояния структуры слова у детей с дизартрией включает изучение состояния звучания слов различных степеней сложности (14 классов, по А. К. Марковой). Материалом исследования служили предметные картинки, предполагающие в своих названиях различные степени сложности слоговой структуры слова. В процессе предъявления картинок экспериментатор задает вопросы «Что это?» или «Кто это?».

Оценивалось следующее: речевые реакции детей на оптический раздражитель (картинку); особенности нарушений структуры слова и его ритмико-интонационный рисунок.

Для называния были предложены следующие серии картинок:

Серия 1. Односложные слова с закрытым слогом (СГС).

Оптический раздражитель (картинки): дом, мак, сыр.

Серия 2. Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов (СГСГ).

Оптический раздражитель (картинки): рука, роза, лапа.

Серия 3. Двусложные слова с одним закрытым слогом (СГСГС).

Оптический раздражитель (картинки): сахар, диван, забор.

Серия 4. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (СГССГ), (СССГС).

Оптическийраздражитель (картинки): кукла, марка, утка, арбуз.

Серия 5. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ССГС).

Оптический раздражитель (картинки): стол, стул, шкаф.

Серия 6. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (СГСС).

Оптический раздражитель (картинки): волк, тигр.

Серия 7. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (ССГС).

Оптический раздражитель (картинки): трава, брови, книга.

Серия 8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (ССГССГ).

Оптический раздражитель (картинки): клумба, гнездо.

Серия 9. Двусложные слова со стечением согласных в конце слова (СГСГСС).

Оптический раздражитель (картинки): корабль, бинокль.

Серия 10. Трехсложные слова из 3 открытых слогов (СГСГСГ).

Оптический раздражитель (картинки): панама, канава, малина, ракета.

Серия 11. Трехсложные слова с последним закрытым слогом (СГСГСГС).

Оптический раздражитель (картинки): кошелек, пулемет, телефон.

Серия 12. Трехсложные слова со стечением согласных (ССГССГСГСС), (СГСГССГ), (СГССГСГ).

Оптический раздражитель (картинки): конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист.

Серия 13. Четырехсложные слова с открытыми слогами (СГГСГСГ, СГСГСГСГ).

Оптический раздражитель (картинки): паутина, черепаха, Буратино.

Серия 14. Многосложные слова из сходных звуков (ССГСГС).

Оптический раздражитель (картинки): клубок, колосок, корзина, картина.

По результатам математической обработки были получены следующие результативные различия между выборками (см. табл. 1.).

Таблица 1

 

По данным табл. 1 видно, что у всех испытуемых обнаружены нарушения структуры слова. Анализ ошибок, допущенных детьми с легкой степенью дизартрии (ОНР III уровня), показал, что у них нарушена не слоговая, а звуковая структура слова. Наиболее характерными ошибками для данной категории детей были:

1) искажения звуков;

2) опускание стечений согласных;

3) замена звуков;

4) перестановки звуков;

5) пропуски звуков;

6) уподобление звуков;

7) смешение звуков;

8) добавление звуков.

С недоразвитием звукового анализа были связаны ошибки при произношении слов различной слоговой сложности.

Так, при произношении односложных слов с закрытым слогом (серия 1: мак, сыр, дом) были отмечены ошибки в виде искажения звуков. При произношении двусложных слов, состоящих из двух прямых открытых слогов (серия 2: рука, роза, лапа), наблюдались искажения фонем [р], [л].

При произношении двусложных слов с одним закрытым слогом (серия 3: сахар, диван, забор) имелись ошибки в виде искажения фонемы [р].

Произношение односложных слов со стечением согласных в начале слова (серия 4: стол, стул) имело нарушения структуры слова, добавление гласного звука [н], стечение [ш] и [с] и опускание стечений [ст]Þ[т].

Односложные слова со стечением согласных в конце слова (серия 6: волк, тигр) произносились с ошибками в виде опускания стечения согласных в конце слова, искажения фонем [л] и [р].

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (серия 7: трава, брови, книга) также произносились с опусканием стечения согласных, заменой согласного, искажением фонемы [р]. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (серия 8: клумба, гвоздь, гнездо) искажались путем опускания стечения согласных, замены согласного, добавления звука. Двусложные слова со стечением согласных в конце слова (серия 9: корабль, бинокль) были искажены за счет опускания стечения согласных в конце слова, опускания стечения согласных в середине слова, замены согласных, замены гласных, добавления гласного звука.

При произношении трехсложных слов с последним закрытым слогом (серия 11: кошелек, пулемет, телефон) наиболее частыми ошибками были искажения звуков, опускание фонемы [п], замена гласных, а также опускание фонемы [т]. Произношение трехсложных слов из трех открытых слогов (серия 10: панама, ракета, канава, малина) сопровождалось следующими видами ошибок: искажения звука [ г акета ], замены звука [ т анава ], уподобление звука [ ма м ина ], перестановка звуков [ ма н ила ], опускание звука [ анава ]. Трехсложные слова с последним закрытым слогом (серия 11: кошелек, тротуар, пулемет, телефон) были деформированы за счет замены звука [ т осее т ], смешения звуков [ ко с еек ], искажения звука [ т г отуа г ]. Произношение трехсложных слов со стечением согласных (серия 12: конфеты, памятник, винтовка, термометр) сопровождалось следующими видами ошибок: [ ви т овка ] – опускание стечения согласных; [ кан а феты ] –добавление звука; [ в а нто ф ка ] – замены звука; [ тегмомет ] – искажение звука; [ а нфеты ] – опускание звука.

Произношение четырехсложных слов с открытыми слогами (серия 13: паутина, черепаха, Буратино) имело ошибки в виде: уподобления звуков [ че ч епаха ]; замены звуков [ че т епаха ], [ черепата ]; перестановки звуков [ чере х а п а ]; искажения звука [ че г епаха ]; пропуска звука [ пауина ];

Многосложные слова из сходных звуков (серия 14: клубок, колосок, корзина) искажались за счет: опускания стечения согласных [ к убок ]; искажения звука [ ко г осок ]; замены звука [ ко г осо т ]; пропуска звука [ ка бок ].


На основе данных, полученных при обследовании состояния структуры слова у детей с дизартрией, можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. У детей с ОНР III уровня, обусловленным дизартрией, имеются нарушения структуры слова, связанные с дефектами произношения, вторичным недоразвитием фонематического слуха и несовершенством операций звукового анализа.

2. Нарушения структуры слова у детей с дизартрией вызваны следующими ошибками: 1) усечением стечений согласных; 2) заменами звуков; 3) искажениями звуков; 4) уподоблением звуков; 5) добавлением звуков; 6) опусканием звуков.

Особенности восприятия и воспроизведения
ритмико-интонационного рисунка слова у детей с дизартрией

Исследование восприятия и воспроизведения ритмико-интона­ционного рисунка слова у детей с дизартрией (ОНР III уровня) включает изучение состояния неречевого чувства ритма и ритмико-интона­ционного рисунка слов. Материалом исследования служили ритмические рисунки, отстукиваемые экспериментатором; ритмы ударных музыкальных инструментов (бубен, барабан и т. д.); ритмико-интонационные рисунки слов. Детям были предложены следующие виды заданий.

Серия 1. Оценка и воспроизведение ритмов:

а) выполнение ритмов по образцу. Экспериментатор задает ряд ритмов, ребенок воспроизводит их: // // // /// /// /// // /// /// // // // // // // // //;

б) выполнение ритмов по речевой инструкции. Экспериментатор задает словесно ряд ритмов («по 2», «по 3», «по 4»), ребенок воспроизводит их;

в) музыкальное «эхо». Экспериментатор ударяет в определенном ритме по ударному музыкальному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное.

Серия 2. Оценка и воспроизведение ритмико-интонационных рисун­ков слов.

а) экспериментатор воспроизводит ритмико-интонационные рисунки заданных слов, ребенок оценивает их: дом – /, лама – //, машина – ///,
стул – /, ведро – //, гнездо – //, паутина – //// и т. д.;

б) выполнение ритмико-интонационных рисунков по образцу. Экспериментатор задает ряд ритмико-интонационных рисунков слов, ребенок воспроизводит их, проговаривая;

в) выполнение ритмов по речевой инструкции. Экспериментатор задает словесно ряд ритмико-интонационных рисунков слов, ребенок воспроизводит их. Отстучи слово дом. – /. Отстучи слово каша. – //. Отстучи слово калина. – ///. Отстучи слово стол. – /. Отстучи слово игла. – // и т. д.

Оценивалось следующее: состояние неречевого чувства ритма; ритмико-интонационные рисунки слов различной степени сложности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с дизартрией (ОНР III уровня) ритмико-интонационный рисунок слова сохраняется, слоговая структура слова выдерживается, что говорит об относительно сохранной структуре слова.

Таким образом, исследование ритмико-интонационных рисунков слов у детей с дизартрией (ОНР III уровня) еще раз подтверждает наше предположение о том, что при данной речевой патологии общий ритмический рисунок слова выдерживается, слоговая структура относительно сохранна, а нарушения структуры слова вызваны ошибками звукобуквенного уровня.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.