Тель воспринимает только через действия и поступки его ге- — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тель воспринимает только через действия и поступки его ге-

2017-07-31 271
Тель воспринимает только через действия и поступки его ге- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

роев. В связи с этим нужно помнить, что «в произведении драма-

турга потенциально должен содержаться тот эффект сопережива-

ния, то волнение зрителя, которое возникнет позднее, в момент

исполнения произведения» (3, 16).

Именно взаимоотношения между персонажами, исход этих

взаимоотношений и вызывают любопытство зрителя, его интерес

к происходящему в драматургическом произведении. Зрителю

интересно увидеть персонажей, когда они поставлены перед вы-

бором, когда им приходится принимать решения и совершать по-

ступки, достигающие крайней точки человеческого опыта. И если

эти взаимоотношения выстроены грамотно, то главная задача её

создателей - овладеть вниманием зрителя, чтобы вести его в нуж-

ном им направлении, - будет достигнута.

Внутренней основой драматической структуры является кате-

гория «драматизма». Поэтому драматическая ситуация - это «сер-

дцевина любого драматургического произведения и любого внут-

реннего мира каждого персонажа драмы», подчёркивает А. Мит-

та. И далее продолжает: «Это барьер, который надо преодолеть,

чтобы двигаться дальше» (42, 62). Чтобы вызвать сопереживание,

удержать интерес зрителя к происходящему, заставить его внима-

тельно следить за развитием событий, драматурги зачастую при-

бегают к выстраиванию интриги. Это позволяет им динамично и

ярко выразить характеры персонажей, так как возникающие раз-

личные препятствия требуют от них принятия решений и сверше-

ния всякого рода поступков, раскрывающих их характеры и их

сущность. «Интрига (от лат. intrico - «запутываю») - способ раз-

вития действия произведения, сложная, запутанная цепочка собы-

тий с выраженной причинно-следственной связью. Интригу мо-

жет специально выстраивать кто-либо из персонажей для дости-

жения своих целей, или она становится результатом стечения слу-

чайных обстоятельств.... В серьёзных и значительных по содержа-

нию пьесах интрига может быть лишь одним из элементов дей-

ствия, которое оказывается шире интриги» (79, 106).

Развивая мысль Аристотеля, А. Митта утверждает: «Тайна

магического воздействия драмы конечно, в первую очередь отно-

сится к её способности вызывать катарсис - очищение через сопе-

реживание страданию» (42, 104). Следовательно, можно сделать

вывод о том, что наибольшее преимущество драма будет иметь

эгда, когда она в ходе развития действия максимально использу-

г возможность пробудить эмоции зрителя, вызвать сопережива-

е зрителя, довести его до вершины счастья, дарованного искус-

ством, - катарсиса.

Днако, обращает наше внимание A.M. Поламишев, «если

венная цель любой пьесы будет достигнута раньше завер-

ё Действия, то вместе с этим будет исчерпан и смысл всего

а- Иными словами, если бы суть главного конфликта пьесы

полностью раскрывалась где-то в середине пьесы, то «жизнь че-

ловеческого духа» всей пьесы была бы исчерпана в её середине; и

уже к середине была бы достигнута и её нравственная цель. Ари-

стотель настаивал на том, что катарсис является результатом, ито-

гом действия всей пьесы. И вот почему для каждого драматичес-

кого писателя, очевидно, необходимо построить свою пьесу так,

чтобы интерес зрителей к событию на сцене не угасал до самого

конца» (49, 42).

Вместе с тем, чтобы это произошло, необходимо учесть следу-

ющие условия, без соблюдения которых сопереживание при вос-

приятии драматургического произведения, а вместе с ним и катар-

сиса, не возникнет:

- узнаваемость происходящего, в смысле реальности самих

человеческих отношений;

- интерес зрителя к происходящему, основанный на острой

современной проблематике и увлекательности;

-создание целостной картины, целостного образа события (3,17).

При этом, подчёркивает Д.Н. Аль, «создание целостного обра-

за события является обязательным художественным требованием

к произведению драматургии» (3, 18). Вместе с тем, чтобы дос-

тичь этой целостности, необходимо наличие трёх обязательных

элементов. «Прежде всего, надо объяснить, что происходит, где,

почему и отчего возникло столкновение. Без этого оно не будет

понятно. Надо показать развитие столкновения, его существо. И,

наконец, надо показать, к чему это развитие привело» (3,17). Только

такой подход к созданию драматургического произведения даст

положительный результат, так как позволит создать целостность и

завершённость драматургического действия, а значит, и создать

целостный образ отображаемого события. Следовательно, необ-

ходимо помнить, что основой создания структуры драматурги-

ческого произведения являются такие обязательные элементы,

как начало борьбы, ход борьбы и результат борьбы. А это зна-

чит, что возникший в начале борьбы конфликт обостряется от

события к событию, а достигнув пика борьбы, разрешается. Что

касается события, то это, как поясняет А. Митта, такая часть исто-

рии, в которой происходит «реально ощутимое изменение жиз-

иной СИТуации». Так, например, пошёл снег. Всё вокруг стало

бело и красиво. Однако это ещё не событие. Но если снег занёс

дороги и герой или героиня не могут ехать к цели - это событие.

«Событие должно быть полно смысла, который выявляется через

конфликт персонажей. Чем больше конфликт, тем важнее собы-

тие» (42, 157). Таким образом, событие - это факт, коренным

образом меняющий ход развития действия. Определяющим каче-

ством «события», которое отличает его от всех иных категорий

драмы, «является его свойство быть конфликтным для всех дей-

ствующих лиц, выводимых автором в данном сценическом отрез-

ке времени», добавляет A.M. Поламишев (49, 25). Так, последова-

тельно двигаясь от события к событию, создаётся максимальное

напряжение в развитии истории драматургического произведения.

И только тогда, когда действие выстраивается от начала до конца

как цепочка событий, мы получаем осмысленную историю произ-

ведения и достигаем полного эмоционального контакта со зрите-

лями. Б. Костелянец, рассматривая структуру действия в драме,

замечает: «Драматическое событие или цепь событий - результат

действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечения

обстоятельств, случайностей и игры неподвластных человеку сшь>

(33, 25). A.M. Поламишев, развивая этот взгляд на событие как

«событность», как на совместное бытие, добавляет, что «в конф-

ликте могут участвовать и место действия, и предметы, и явления

природы, и время суток...» (49, 47).

Таким образом, конструкция драматического произведения

представляет собой последовательную цепь событий. И если этот

логический ряд событий, инициируемый развитием основного

конфликта, будет нарушен, то конструкция драматургического

строения подвергнется деформации.

Событийный ряд пьесы Г. Товстоногов предложил членить на

'ть узловых событий: исходное, основное, центральное, финаль-

г и заключительное - главное» (45, 91). Эти события и состав-

>т основу драматургического произведения. И, прежде всего,

Фабулу пьесы.

аким образом, мы подошли к рассмотрению важных компо-

в Драмы - фабулы и сюжета, так как именно они помогают

нам отчётливо и полно представить картину разворачивающихся

в драматургическом произведении жизненных противоречий.

Именно через сюжет автор передаёт своё понимание и оценку изоб-

ражаемого конфликта, свои взгляды на поднимаемые жизненные

проблемы. При помощи сюжета драматург раскрывает перед нами

характер взаимоотношений действующих лиц, этапы и пути фор-

мирования их характеров, даёт возможность понять их различные

черты и свойства. По определению М. Горького, сюжет - это «свя-

зи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотноше-

ния людей - история роста и организации того или иного характе-

ра, типа» (24,668). Как известно, сюжет в драматургическом про-

изведении тесно связан с фабулой. Так, П.М. Ершов в своей книге

«Технология актёрского искусства» убеждает нас в том, что сю-

жет пьесы - «это основа, опора, каркас логики действий каждого

её образа» (28, 254). И здесь же поясняет, что «для того, чтобы

изучить и понять сюжет, то есть понять его во всех подробностях,

необходимо изучить фабулу, так как в сюжете пьесы тема, идея,

образы, жанр и язык слиты с фабулой и представляют одно нераз-

рывное целое» (28, 253).

Фабула в переводе с латинского значит «рассказ». Рассказ о слу-

чае, происшествии, истории, которые легли в основу драмы и о ко-

торых можно рассказать. Фабула отвечает на вопрос: «А что случи-

лось, что произошло в произведении?» Фабула - это логика и пос-


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.