Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1)

2017-07-01 6889
Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

 

и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не выта­ щить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.

 

Ответ:.

 

55. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, наместе которых в предложении должны стоять запятые.

 

На тенистом острове сначала матери понравилось (1) и (2) чтобы сидеть на берегу реки (3) она приказала принести большую кожу (4) потому что никогда не садилась прямо на большую траву (5) говоря (6) что от неё сыро (7) и что в ней множество насекомых.

 

Ответ:,

 

56. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, наместе которых в предложении должны стоять запятые.


 


Задание 19

 

Мне сказали (1) что (2) как только заканчивается кось­ ба (3) галки и вороны подбирают разных букашек (4) которые прежде скрывались в густой траве.

 

Ответ:.

 

57. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, наместе которых в предложении должны стоять запятые.

 

Мне так было весело на сенокосе (1) что (2) хотя отец уже звал меня (3) мне не хотелось даже ехать домой (4) так что ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу.

 

Ответ:.

 

58. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, наместе которых в предложении должны стоять запятые.

 

Опыты научили меня (1) что мать не любит рассказов о полевых крестьянских работах (2) о которых она знала толь­ ко понаслышке (3) а (4) если и видела (5) то как-нибудь мель­ ком или издали.

 

Ответ:.

 

59. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, наместе которых в предложении должны стоять запятые.

Дворовая девка Параша слушала неравнодушно (1) и (2)

 

Когда дело дошло до колотого сахару (3) то она вспыхнула и сказала (4) что даже столбовые дворянки его крадут.

 

Ответ:.

 

60. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, наместе которых в предложении должны стоять запятые.

Мы с отцом хотели подойти к тётушке (1) собирающей

 

Грибы (2) но она не допустила нас близко (3) говоря (4) что это её грузди (5) и что она нашла их.

 

Ответ:


 

 


ЗАДАНИЯ 20-24

 

В А Р И А Н Т 1

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-24.

 

(1)Великое это дело — душевный такт, верная интонация. (2)Вскоре после войны один из крупных наших писателей, признанный художник слова, бичуя в газетной статье звери­ ную суть гитлеризма, обронил такие слова: фашисты, мол, рады были «упиться детской кровцой». (З)При всём уважении к автору не могу не вспомнить: сказанное в таком контексте, по такому поводу словечко кровца было невыносимо. (4)Осиротевшим матерям — да и не только им — оно резало слух и душу.

 

(5)Стихи о трагических событиях поэт начал так: (6)У матери грузди

 

в кадушке давно усолились,

 

а сын её рухнул

 

на красном снегу уссурийском. (7)Рифма — звонкая, что и говорить. (8)И, наверно, поэт

хотел потрясти нас силой контраста: вот, мол, мать готовила сыну мирную закуску к возвращению... (9)А поразил душев­ ной глухотой.

 

«(10)...Сейчас он был похож скорее на праздного гуляку, чем на работника (!) гестапо».

 

(11)Это написал талантливый, своеобразный писатель, у которого, судя по всему, и голова, и сердце на месте. (12)Как же мог он соединить такие несочетаемые, несовместимые сло­ ва? (13)Как можно было рядом с гестаповцем поставить пуш­ кинского Моцарта» хотя бы и поменяв местами «гуляку» и


 


Задания 20-24

 

«праздного»? (14)Конечно, эти два слова не остались навечно и только собственностью Пушкина, но так естественно слиты с ним в сознании читателя, что рядом с гестапо видеть их не­ стерпимо.

 

(15)Так же невозможно, оскорбительно звучит в романе отечественного автора: «Красная площадь зазывно влекла к себе, — но мы направились в противоположную сторону».

 

(16)Ох, как осторожно надо обращаться со словом! (17)Оно может исцелить, но может и ранить. (18)Неточное слово — это плохо. (19)Но куда опасней — слово бестактное. (20)Мы виде­ ли: оно может опошлить самые высокие понятия, самые ис­ кренние чувства.

 

(21)Человек перестаёт ощущать окраску слова, не помнит его происхождения и говорит «охранники природы» вместо «хранители».

 

(22)Герой одного рассказа вернулся в город своей юности, смотрит, вздыхает: «Ничтожный город, но столько ему отдано сердечных сил, что сколько ни уезжай от него, сколько ни живи в других городах, а от этого уже не оторвёшься». (23)Городок маленький, городишко крохотный, но презри­ тельное «ничтожный» тут невозможно!

 

(24)Известный, уважаемый автор призывает молодёжь любить, беречь родное слово и литературу. (25)И вдруг: «Пре­ тенциозная пошлость лишается пропуска, едва лишь наступа­ ет комендантский час для талантов».

 

(26)Странное, даже страшное сочетание! (27)Если комен­ дантский час объявлен для талантов, то, пожалуй, как раз им-то и не будет ходу, а вовсе не пошлости!

 

(28)И опять же, рассказывая с уважением, с нежностью о девушке-санитарке, хороший писатель вдруг обмолвился: «Эту «фронтовую сестричку» мы увидим, почувствуем, полю­ бим как необыкновенно прекрасную добрую женскую особь». (29)А слово это куда уместней хотя бы в примере из словаря


 


Задания 20-24

 

Ушакова: «Белуга очень крупная рыба: отдельные особи дос­ тигают 1200 кг».

(ЗО)Ну, а если пишет не профессиональный литератор? (31)Видный военный вспоминает о взятии Берлина. (32)В

 

отрывке, который опубликовала молодёжная газета, среди прочего сказано так:

 

«(ЗЗ)Маленькие берлинцы подходили к походным кухням, протягивали худенькими ручонками свои чашки и плошки и смешно просили: «Кушат». (34)«Кушать» — было первым русским словом, которое они научились произносить».

 

(Зб)Разумеется, автору воспоминаний вовсе не казалась смешной сама просьба жалких голодных детишек. (Зб)Оче-видно, они смешно, забавно её выговаривали. (37)3абавным казалось то, как неправильно произносили они русское слово. (38)И, разумеется, прославленный военачальник не обязан быть стилистом. (39)Но одно неловко поставленное слово ис­ кажает всю интонацию, в ложном свете рисует чувство рас­ сказчика, поневоле на этой не очень тактичной интонации спотыкаешься.

 

(40)Статья о событиях за рубежом. (41)«Я шокирован гес­ таповскими порядками подавления демонстраций!» — вос­ клицает крупный политический деятель, если верить журна­ листу. (42)Но шокирована может быть светская дама, какая-нибудь тётушка Форсайт, когда гость пришёл не в цилиндре, а в мягкой шляпе. (43)3десь же смысл и тон английского зЬоскей совсем иной...

 

(44)Ещё Флобер — едва ли не строжайший стилист во всей мировой литературе — говорил, что нет хороших и плохих слов. (45)Всё зависит от того, верно ли выбрано слово именно для это­ го случая. (46)И самое хорошее слово становится плохим, если сказано не к месту.

 

(47)Тут-то и нужен такт, верное чутьё.

 

(По Я. Галь)


 


Задания 20-24

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию тек­ ста? Укажите номера ответов.

1) Поэт хотел потрясти читателя силой контраста, но по­ разил душевной глухотой.

 

2) Со словом можно обращаться как угодно.

 

3) Неправильно употреблённое слово может исказить ин­ тонацию текста.

 

4) Писателям и поэтам необходимо чутьё к языку.

 

5) Писатель Флобер утверждал, что есть хорошие и плохие слова.

 

Ответ:.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верны­ ми? Укажите номера ответов.

 

1) В предложениях 11-14 представлено рассуждение.

 

2) Предложение 17 объясняет суждение, высказанное в предложении 16.

 

3) В предложениях 39-41 представлен описательный фрагмент.

 

4) В предложении 33 представлено описание.

 

5) В предложениях 45-46 приведена аргументация вы­ сказанного в предложении 44 утверждения.

 

Ответ:.

 

22. Из предложений 1-5 выпишите слово со значением: «От­ носительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания».

 

Ответ:.

 

23. Среди предложений 16-20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоиме­ ния. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:


 

 


        Задания 20-24          
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе  
текста, который Вы анализировали, выполняя задания  
20-23.                        
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенно­  
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецен­  
зии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г)  
цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запи­  
шите в таблицу под каждой буквой соответствующую  
цифру.                        
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ  
№ 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточ­  
ки, без^^ро&елоё3_з^шяпшx^^друш     с приведёнными в  
Каждую цифру пишите в соответствии  
бланке образцами.                  
24. «В слове скрыта могучая сила, и в лексике  
(А)       «исцелить» — «ранить» (предложение  

 

17) отражают его возможности. Что же необходимо, чтобы слово обладало спасительной силой? Отвечая на этот во­

прос, Н. Галь использует лексическое средство —
(Б) «нужен такт, верное чутьё» (пред­

ложение 47). Они помогают читателю понять авторскую позицию по поднятой проблеме: если писатель лишён внутренней культуры, душевно глух, то «одно неловко по­ ставленное слово искажает всю интонацию, в ложном све­

 

те рисует чувство рассказчика». Этот троп —
(В) передаёт впечатление вдумчивого чи­

тателя, ощущающего смысловой оттенок слова. А позицию

 

автора вновь отражает лексическое средство —
(Г) («хорошее слово становится плохим, ес­

ли сказано не к месту»): душевная глухота может служить причиной «искажения всей интонации» написанного».

 

Список терминов:

 

1) контекстные антонимы

 

2) метафора


 


Задания 20-24

 

3) синтаксический параллелизм

 

4) сравнение

 

5) эпитет

 

6) фразеологизм

 

7) контекстные синонимы

 

8) метонимия

 

9) антонимы

 

А БВГ

 

 

ВАРИАНТ 2

 

Прочитайте текст и выполните задания 20—24.

 

(1)У нас в девятом классе был странный предмет. (2)Он на­ зывался «Машиноведение». (З)Это потому, что в школах тогда насаждалось «политехническое» образование. (4)Из всего курса я запомнил всего лишь два слова, хотя и, говорят, очень важных, — «допуск» и «посадка». (5)На этих уроках, прово­ димых два раза в неделю, мы занимались чем угодно, но толь­ ко не поиском различий между допуском и посадкой. (6)А уж такие дикие слова, как, например, «станина», и вовсе проле­ тали со свистом мимо ещё не увядших юных ушей.

 

(7)Учитель был довольно незлобивый, хотя иногда багро­ вел и начинал на нас кричать. (8)Но его всё равно не боялись.

 

(9)И имя-отчество было у него что-то вроде Ивана Моисее­ вича. (Ю)Кажется, именно так его и звали.

(11)И выглядел он жалко: треснутые очки, перекручен­ный, всегда один и тот же галстук, короткие брюки— (12)И говорил он довольно смешно. (13)Нас, например, приводило в


 


Задания 20-24

 

 

исступлённое состояние слово «отверствие». (14)А ещё он го­ ворил «шеШнадцать миллИметров».

(15)В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростко­ вом языке, «доводили». (16)Доводили его со всей доступной нам изобретательностью. (17)Старались, например, с самым невинным видом задать такой вопрос «по теме», чтобы в отве­ те непременно прозвучало «шешнадцать». (18)Были у нас да­ же признанные специалисты в этой малопочтенной области.

 

(19)На его уроках в полный голос разговаривали, пулялись жёваными промокашками, пускали под потолок бумажные самолётики, вальяжно фланировали по классу... (20)Как он всё это выдерживал, до сих пор ума не приложу.

 

(21)Иногда он на нас кричал, но сразу как-то смущённо спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет просидевший по причине близорукости на пер­ вой парте: «Ребята, ну нельзя же так!»

 

(22)Если я скажу, что при этих словах я начинал испыты­ вать уколы совести, то мне скорее всего не поверят, и пра­ вильно сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Ещё чего!

 

(25)«Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы ещё из неё не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из неё выходить. (ЗО)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год.

 

(31)Всё это я пишу, если кто ещё не понял, про Гоголя, про Николай Васильича. (32)И к этому мне добавить особенно не­ чего.

 

(33)А что наш непутёвый Иван Моисеевич был однажды избит и ограблен, что с него было снято новое зимнее пальто, что он шёл до дому пару километров по морозу в одном пид-


 


Задания 20-24

 

 

жачке, что он на месяц-полтора слёг с воспалением лёгких и что это обстоятельство несказанно повеселило и обрадовало наш чудесный 9-й «А», я вовсе не выдумываю. (34)Так и было...

 

(По Л. Рубинштейну)

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию тек­ ста? Укажите номера ответов.

 

1) Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно, только не самим предметом.

 

2) Учитель жаловался директору на плохое поведение учащихся на уроках.

 

3) Ученики издевались над Иваном Моисеевичем.

 

4) Рассказчика мучит позднее угрызение совести за своё недостойное поведение.

5) Иван Моисеевич был злым человеком, его боялись уче­ ники.

 

Ответ:.

 

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верны­ ми? Укажите номера ответов.

 

1) В предложении 11 представлен описательный фраг­ мент.

 

2) Предложение 19 объясняет суждение, высказанное в предложении 15 текста.

3) В предложениях 22-28 представлено рассуждение.

 

4) Предложение 21 подтверждает суждение, высказанное в предложении 12 текста.

 

5) Предложения 17-18 противопоставлены по содержа­ нию.

 

 

Ответ:


 


Задания 20-24

 

22. Из предложений 20-23 выпишите любой фразеологизм.

 

23. Среди предложений 19-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повто­ ра. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе
текста, который Вы анализировали, выполняя задания
20-23.            
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенно­
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецен­
зии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г)
цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запи­
шите в таблицу под каждой буквой соответствующую
цифру.            
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ

 

№ 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточ­
ки, бе^^об^ю^^шьщп^^иЗш^^-^^^Ш^Ш^^^
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в
бланке образцами.  

 

24. «Отношение девятиклассников к учителю передаёт при­
ём — (А) («доводили» в предложениях 15
и 16); в синтаксисе — (Б) (предложе­
ние 19) и троп — (В) («нескончаемый
кошачий концерт» в предложении 21).  
Запоздало раскаиваясь в своём поведении, автор использу­
ет художественный приём — (Г) (предло­

 

жения 25-30). В самом деле, несомненно сходство отношения учеников к Ивану Моисеевичу с отношением чиновников к А.А. Башмачкину, герою гоголевской «Шинели».

 

Список терминов:

 

1) аллюзия

 

2) риторическое обращение

 

3) эпитеты


 


Задания 20-24

 

 

4) метафора

5) анафора

 

6) ряд однородных членов

 

7) повтор

 

8) гипербола

 

9) олицетворение

 

А БВГ

 

ВАРИАНТ 3

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-24.

 

Нужны ли хорошие манеры?

 

(1)Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитать, во что обходится стране сумма плохого настрое­ ния, раздражённости, порождаемых грубым или просто не­ любезным поведением людей, они, эти машины, сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.

 

(2)Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обще­ стве своих сограждан, во много раз работоспособнее того, ко­ торый должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамст­ во. (З)Хорошие манеры, как проявление внутренней деликат­ ности и культуры, — необходимый атрибут человеческого общества.

 

(4)Основы дурных манер лежат, как правило, в психоло­ гии и взглядах человека. (5)Что же это за основы?

(б)Во-первых, заниженное представление о своих обязан­ ностях — убеждение, поселившееся в некоторых, душах, что «всё сойдёт»...


 


Задания 20-24

 

(7)Во-вторых, притуплённое чувство справедливости. (8)Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитыва­ ют. (9)Ребёнок с развитым чувством справедливости, по суще­ ству, овладевает очень многим. (Ю)Прежде всего, он приуча­ ется к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ перед своими товарищами. (П)Затем он пости­ гает полезнейшее для его дальнейшей жизни умение поста­ вить себя на место соседа и с этих позиций оценивать свои по­ ступки.

 

(12)Если заглянуть в душу каждого хамящего, грубящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды.

 

(13)Это, прежде всего, наплевательское отношение к своему ближнему и ко всему роду человеческому, к его мнению и удоб­ ствам. (14)Твёрдая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют. (15)И в результате — вместо веры в справедли­ вость — убеждение: урвать от жизни как можно больше, не считаясь с чужими интересами.

 

(16)Подобный взгляд на жизнь может проявляться в большом и малом. (17)Крупные поступки, вытекающие из этой «идеологии», называются уголовными преступлениями. (18)Мелкие — дурными манерами.

 

(19)Нередко и хорошие люди обижают своих близких. (20)И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто — по не­ досмотру, недомыслию, невниманию. (21)Потому что эти хо­ рошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выра­ ботали тех простых и полезных правил, которые при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива.


 


Задания 20-24

 

(22)Два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. (23)Первое: любезное отношение к окру­ жающим не требует больших расходов, не изнуряет человека. (24)Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жиз­ ни, причём позже, когда оно входит в привычку, производит­ ся уже автоматически и не теряет при этом своего благотвор­ ного воздействия. (25)Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет ра­ дость им, но и сам получает от такого поведения громадное удовольствие.

 

(26)Следовательно, хорошие манеры и правильно вырабо­ танное поведение не только большой вклад человека в общест­ во. (27)Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход — хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

 

(По Н. Акимову)

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию тек­ ста? Укажите номера ответов.

1) Хорошие манеры — необходимый атрибут человече­ ского общества.

 

2) Хорошие люди часто обижают своих близких с намере­ нием унизить или оскорбить.

 

3) Хорошее отношение к окружающим доставляет чело­ веку большое удовольствие.

4) Люди с дурными манерами убеждены, что им всё сой­ дёт с рук.

5) Хорошие манеры требуют больших усилий.

 

Ответ:.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верны­ ми? Укажите номера ответов.

 

1) В предложениях 1-4 представлено рассуждение.


 


Задания 20-24

 

2) Предложения 23-25 объясняют суждение, высказанное в предложении 22 текста.

 

3) В предложениях 12-15 представлено повествование.

 

4) Предложения 10-11 являются аргументами к мысли, высказанной в предложении 9.

5) В предложениях 19-21 представлено описание.

 

Ответ:.

 

22. Из предложений 14-16 выпишите антонимы (антонимиче­ скую пару).

 

Ответ:.

 

23. Среди предложений 7-12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова и личного место­ имения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ:

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе
текста, который Вы анализировали, выполняя задания
20-23.            
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенно­
сти текста. Некоторые термины, использованные в рецен­
зии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, В, В, Г)
цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запи­
шите в таблицу под каждой буквой соответствующую
цифру.            
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ

№ 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточ­ ки, й^ЖШ^МОвл_загшты^икдр^ш^дойолн^^

 

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

24. «Психологию хамящего человека передают в лексике и

 

(А) «урвать*, «наплевательское отно­
шение», и (Б) (предложение 16), кото­

 

рые показывают, в чём это поведение проявляется. А ведь


 


Задания 20-24

 

«любезное отношение к окружающим» творит чудеса, и это подчёркнуто тропом — (В) ^благо­ творное воздействие», «громадное удовольствие». Согла­ситесь, испытывать радость от общения с окружающими гораздо лучше, чем находиться в том состоянии, которое

 

передано выразительным лексическим средством —

 

(Г) (предложение 2)».

 

Список терминов:

 

1) разговорные слова

 

2) анафора

 

3) диалектизмы

 

4) антонимы

 

5) эпитеты

 

6) цитирование

 

7) синонимы

 

8) сравнительный оборот

 

9) фразеологизм

 

А Б В Г

 

В А Р И А Н Т 4

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-24,

 

Костёр возле речки

 

(1)Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и уби­ рает.

 

(2)Нет, не на родине встретил, не в Сибири. (3)В Подмос­ ковье встретил.


 


Задания 20-24

 

 

(4)Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спор­ тивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчат­ ках и тоже с мешком.

 

(5)Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в ме­ шок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё — всё, чем сорит вокруг себя человек.

 

— (б)Видал чокнутых? — почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву. (7)Я поглядел на него вопросительно.

 

— (8)Академик с бабой своей. (9)Дача у них тут недалеко. (10)Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и ло­ пату. (П)Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. (12)Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-и-о-оты-ы! (13)Да разве за на­ ми, за поганцами, всё приберёшь? (14)И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы!..

 

(15)Он резко крутанул руль. (16)Двое пожилых людей ис­ чезли за поворотом.

 

...(17)Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, — жгут мусор возле речки.

 

(По В. Астафьеву)

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию тек­ ста? Укажите номера ответов.

1) Шофёр с гордостью показал рассказчику семейную пару, убирающую мусор в берёзовой роще.


 


Задания 20-24

 

2) Семейная пара возвращается домой после уборки мусора в роще с большими букетами полевых цветов.

3) Рассказчика порадовала семейная пара, убирающая мусор в роще.

4) Таксист убеждён, что невозможно за человеком убрать мусор.

5) Нашей уставшей от мусора земле необходима уборка.

 

Ответ:.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верны­ ми? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 представлен описательный фрагмент.

 

2) Предложения 10-14 объясняют суждение, высказанное шофёром в предложении 6 текста.

3) В предложениях 1-3 представлено повествование.

 

4) В предложениях 15-16 представлено рассуждение.

 

5) Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложению 2.

Ответ:.

 

22. Из предложений 1-3 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

Ответ:.

 

23. Среди предложений 6-12 найдите такие, которые связаны с предыдущими с помощью личных местоимений. Напи­ шите номера этих предложений.

 

Ответ:.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

 

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.


 


Задания 20-24

 

 

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ

№ 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточ­
ки, бещшобмОй±Шпщ!Ш2икШшШ&^  
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в
бланке образцами.  

 

24. «Эпизод, о котором рассказывает автор, очень нетипичен:гораздо чаще можно встретить тех, кто, лихо погуляв, ос­

тавляет после себя помойку: в синтаксисе —
(А) (предложение 5) позволяют увидеть

 

эту неприглядную картину. Но есть и такие, кто не может смотреть спокойно на подобное, и лексическое средство —

 

(Б) (предложение 1) — позволяет убе­ диться в этом. Однако на тех, кто свой отдых проводит так, как академик с женой, смотрят порой, мягко говоря, как на чудаков, и в лексике (В) (пред­ ложение 6) отражают это обывательское отношение. На­ верное, что-то с нами происходит, если мы нормальные по­ ступки стали воспринимать как что-то ненормальное, не укладывающееся в наши «перевёрнутые» представления о себе и окружающих.

 

Автору же радостно сознавать, что есть люди, которым небез­ различен мир, в котором они живут, и его радость передана

 

приёмом — (Г)   («встретил», предложения 1 -3)».
Список терминов:        
1) лексический повтор   6) просторечные слова
2) парцелляция   7) синонимы  
3) метонимия   8) однородные члены предложения
4) антонимы   9) термины  
5) метафора        
  А Б   В Г

 


Задания 20-24

 

В А Р И А Н Т 5

 

Прочитайте текст и выполните задания 20—24.

 

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо боль­ ше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформля­ ется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет отве­ та на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться лю­ бить. (З)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда все­ ведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о дру­ гом. (б)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, кра­ соту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрас­ ному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо нау­ читься чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

 

(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Мо­ царта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объеди­ нённые единым чувством люди откровенно льют слезы в том эпизоде, где оборвалась нить жизни великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений сует­ ных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не до­ ждутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (Н)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их


 


Задания 20-24

 

драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литера­ туре.

 

(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необ­ ходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь об­ нажается причинно-следственная связь между нашими дейст­ виями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это след­ ствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строи­ тельных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

 

(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Со­ крат сказал: «Прекрасное — трудно».

 

(Ю. Бондарев)

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию тек­ ста? Укажите номера ответов.

1) Прекрасному нужно учиться и ценить его.

 

2) Существуют такие зрители, которые посещают концер­ ты только из суетных побуждений.

3) Духовная пустота обедняет человека, делает его жизнь серой.

4) В юности человек не ищет ответы на вечные вопросы бытия.


 


Задания 20-24

 

 

5) Красота и культура могут смириться с серой и бездея­ тельной жизнью.

 

Ответ:.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верны­ ми? Укажите номера ответов.

 

1) В предложениях 1-3 представлено повествование.

 

2) В предложении 17 содержится вывод из утверждения, сформулированного в предложении 15 текста.

3) В предложениях 10-12 представлено рассуждение.

 

4) В предложении 12 содержится вывод к мысли, высказанной в предложениях 10-11.

5) Предложения 1-2 противопоставлены по содержанию.

 

Ответ:.

 

22. Из предложений 7-9 выпишите любой фразеологизм. Ответ:.

 

23. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ:         .  
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе
текста, который Вы анализировали, выполняя зада

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.31 с.