Приобщение детей к художественной литературе — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Приобщение детей к художественной литературе

2017-06-29 379
Приобщение детей к художественной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, от­личают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические про­изведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного ге­роя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других поэтов).

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скорого­ворки, загадки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымыс­ла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X. К. Ан­дерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева «Малыш и Жучка»; А. Гай­дар «Чук и Гек»; Л. Толстой «Косточка»); произведения о взаимоот­ношениях в мире людей и животных (Л. Толстой «Лев и собачка»; Г. Снегирев «Отважный пингвиненок» и др.); юмористические рас­сказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С. Ге­оргиев и др.).

Как и прежде, читать детям надо ежедневно. Это правило не долж­ны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, ког­да ребенок не посещает детский сад.

Уже в средней группе вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толс­той» книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»; Т. Алек­сандрова «Домовенок Кузька»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и т. п.).

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осу­ществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы.

• В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самосто­ятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр про­изведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В на­чале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

• Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в про­изведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначе­ние. Например, перед чтением сказки Н. Телешова «Крупеничка» предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением это­го растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами- семенами).

• Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать пред­положения о содержании книги. Например: «Новая сказка Бориса Заходера называется „Серая звездочка". Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмури­лись и руками замахали?»

Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содер­жания способствуют перечисленные ниже приемы.

• Вопросы воспитателя.

• Рассматривание иллюстраций к произведению.

• Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.

Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Затем он показывает рисунок. «Это не он, — говорят дети,— у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное ко­пытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Воспита­тель еше раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (коз­лик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящих фанти­ков (комочки).

• Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить се­бя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие кар­тинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказыва­ния, воспитатель задает уточняющие вопросы.

• Чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, язы­ка произведения, воспитатель может предложить им:

— рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страш­ном и т. п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: «Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три... Пора было ложить­ся спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы» (К. Паустовский «Кот-ворюга»);

— рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подроб­нее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают кон­цовки предложений: «Марьюшка была хороша — красавица писаная, и от доброты... (краса ее прибавлялась)» («Финист — Ясный сокол», русская народная сказка). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цве­ти, молодейся... (добрым людям на радость). А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся — будь ты... (всем людям на угоду).» (Н. Телешов «Крупеничка»);

— драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые де­ти с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор На­таши с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александро­вой «Домовенок Кузька»),

Домовенок. Дряпать тоже не будешь?

Наташа. А что такое дряпать?

Домовенок (смеется, прыгает, веселится). Дряпать — это царапаться.

Наташа. Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.

Домовенок. А свориться не будешь?

Наташа. Свориться — это что?

Домовенок (прыгает, пляшет, причитает). Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь — не по разуму, что ни молвишь — все попусту, что ни спросишь — все без толку!..

Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное от занятий время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тог­да, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ мо­жет принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям чи­тают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: «Как вы думаете, почему сказ­ка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется „За­яц-хвастун"?» (русская народная сказка, обработка О. Капицы).

Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требую­щие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, дол­жен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы де­ти чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.

Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с прис­казки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На мо­ре-океане, на острове Буяне...»

Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

И я там был,

Мед, пиво пил,

По усам бежало,

В рот ни капли не попало.

Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней на­мек! Добрым молодцам урок!»

Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми пес­нями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).

В списках литературы много стихотворений, посвященных приро­де. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседнев­ной жизни (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.

 

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом облака.

И. Бунин «Первый снег».

Еше прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

А. Пушкин «Евгений Онегин».

В списке программных произведений перечислены стихи, реко­мендованные для заучивания и для чтения в лицах.

Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим обра­зом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на за­учивание, последовательный анализ логически завершенных отрыв­ков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3—5 чело­век); чтение воспитателем стихотворения целиком.

Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаше слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При ин­дивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость ре­чи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример.

«Чудесное стихотворение, не правда ли? — спрашивает педагог, прочитав сти­хотворение И. Сурикова „Зима". —Что в нем необычного, что вам особенно запом­нилось?

Как надо читать про снег, который кружится в воздухе и тихо ложится на зем­лю? (Понизив голос, медленно, передавая интонацией кружение снега и его медленное приземление.)

Давайте-ка поучимся читать это четверостишие (хоровое чтение и 3—4 индивиду­альных повторения)».

Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.

Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: «Всю ночь падал снег, и под утро снегом... (поле забелело, точно пеленою все его одело)».

Три-четыре ребенка повторяют отрывок.

Педагог читает стихотворение полностью.

Третье четверостишие — самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием «Спрашиваю — отвечай!»: «Темный лес, что шап­кой принакрылся чудной»? Вопрос адресуется 3—4 детям, запоминающим стихи мед­леннее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.

Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художествен­ной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забы­вали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым сти­хотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»

Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, озна­комлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесо­образно проводить литературные викторины, литературные калей­доскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Эти уди­вительные животные!», «Небывальщина да неслыхальщина», «Ве­селые стихи» и т. д.

В планы занятий можно включить:

• викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);

• драматизации небольших отрывков из 1-2 произведений (гото­вятся заранее);

• выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступле­ния должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):

Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, русская народная сказка

Мойся, Ворчунишка, Косолапый Мишка, Чтобы Мишка чистым был, Надо, чтобы Мишка мыл Коготки и пятки, Спинку, грудь и лапки.

Т. Энгер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»

• чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);

• конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домо­вого, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрыв­ка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» детям предлагают изоб­ражать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

Появляется Муравей.

Муравей. Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха... Она... Муха...

Все. Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!

Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.

Муравей. Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.

Все. Что? Эка невидаль — муха по полю пошла. Пусть идет.

Муравей. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.

Все. Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое — денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!

Муравей. Пошла муха на базар и купила самовар.

Все. Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!

Муравей. А вон и она.

Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.

Муха. Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.

Все. Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.

Планирование занятий

«Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.

В таблице указаны номера занятий, на которых решаются конк­ретные программные задачи.

Задача Месяц, номер занятия
Развитие речи
Совершенствование диалогической формы речи На всех занятиях
Воспитание звуковой культуры речи сентябрь № 4, октябрь № 4, ноябрь № 4, декабрь № 4, январь № 5, февраль № 4, март № 7, апрель № 1, май № 6
Обучение рассказыванию: — описание предметов; октябрь № 3;
— рассказы по картине; сентябрь № 7, октябрь № 5, январь № 3, февраль № 7;
— рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием; февраль № 8, март № 2, май № 2;
— рассказы по самостоятельно создан­ной картине; ноябрь № 2, январь № 8;
— пересказ; сентябрь № 3, ноябрь № 8, декабрь № 3, январь № 6, февраль №5, март № 5, апрель № 5;
— рассказы на темы из личного опыта; сентябрь № 5, январь № 1, февраль №2, март № 3, апрель № 3, май № 7;
— творческие рассказы ноябрь № 5, 6, декабрь № 7
Лексико-грамматические упражнения сентябрь №2, октябрь № 1, 6, ноябрь № 1, декабрь № 2, 8, январь № 1, 8, февраль № 2, 6, 7, 8, март № 4, апрель № 2, 7, май № 3, 4
Обучение правилам поведения и фор­мирование словесной вежливости сентябрь № 1, октябрь № 2, 7, ноябрь № 2, январь № 4, февраль № 1, март № 1, 8, апрель № 7
Приобщение детей к художественной литературе
Чтение новых произведений: — сказок; — рассказов; — стихотворений; — произведений малых фольклорных форм сентябрь № 2, октябрь № 6, ноябрь № 3, 6, декабрь № 5, январь №4, февраль № 3, апрель № 8, май № 5; сентябрь № 8, ноябрь № 7, январь № 2, 4, март № 4, 6, апрель № 6, май № 3; сентябрь № 5, октябрь № 1, 7, ноябрь № 1, декабрь № 1, 7, январь № 4, 7, март № 1, 7, апрель № 2, май № 5; сентябрь № 1, 4, октябрь № 4, 8, декабрь № 4, январь № 3, февраль № 4, апрель № 7, май № 1, 4
Заучивание наизусть сентябрь № 6, октябрь № 7, декабрь № 6, январь № 7, февраль № 6, апрель № 4
Работа с книжными иллюстрациями октябрь № 1, ноябрь № 1, декабрь №6, январь №2, раздел «Работа с детьми в летнее время» (с. 104-109)

Планы занятий


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.