Бог создает нас всех неповторимыми по существу строения тела, внешности, комплекса характеризующих качеств, складу ума и внутренней духовности. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Бог создает нас всех неповторимыми по существу строения тела, внешности, комплекса характеризующих качеств, складу ума и внутренней духовности.

2017-06-29 428
Бог создает нас всех неповторимыми по существу строения тела, внешности, комплекса характеризующих качеств, складу ума и внутренней духовности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бог создал Землю и все живое на земле красивым и чистым. Также он создал и человека, корни которого идут от Адама (мир ему) и Хавы (да будет доволен ею Аллаh). Человек изначально создан чистым внутренне и внешне, наделенный духом, и постепенно получающий нравственное развитие. В наше современное время очень трудно людям, а особенно детям оставаться чистыми внутренне. Под влиянием общества и семейного общества, нередко ребенок получает неблагополучное воспитание, с отсутствием правильного и нужного нравственного воспитания. На кружковых занятиях написания шамаилей путем арабской вязи дети научаться, не только рисовать и писать, но и очищаться не только внешне, но и внутренне.

Известно, что человек – самое прекрасное, самое благословенное создание из всего, созданного во Вселенной. Эта красота проявляется не столько в материальном смысле, сколько во внутреннем – духовном.

Никакими глубокими изысканиями и исследованиями невозможно достичь образца красоты наших нравственных ценностей, пока мы, люди, не покоримся нашему Создателю.

Человек, пришедший в этот мир как сгусток божественных прелестей, в зависимости от своей природы, свободен совершать и хорошее, и плохое; он предоставлен сам себе и в прегрешениях, и в вопросах чести и совести. Однако наш Создатель самым главным нашим украшением сделал благочестие и нравственную красоту.

А создание плохого характера было нужно для того, чтобы сохранить смысл, логику и ценность тех испытаний, которые преподносит жизнь.

Об этом говорится и в аяте: «…Кто внушил ей и её распущенность, и её благочестие: преуспел тот, кто её очистил. А потерпел поражение тот, кто утаил её грехи»[11, 29; 91:8-10].

Значит, качество, которое делает человека человеком, – это добрый характер, ограждение себя от дурных деяний, от потери человеческого лица, от грехопадений.

Человеческое дитя словно компас, его желания, свобода действий – как стрелка этого компаса: куда она будет направлена, так о человеке и будут судить. По его благочестию будет и результат.

Человек, живя на Земле, является гостем этого мира, вобравшим в себя божественные ценности. Формирование своего превосходства и его сохранение – это пожизненная обязанность каждого человека. Истинное счастье – это то, что гость мирской жизни проводит её, полностью следуя законам добра. Главное условие нормальной человеческой жизни – религия и нравственность. Самая последняя религия – ислам, самый последний образец нравственности – почтеннейший Мухаммад Мустафа, (да благословит его Аллаh и приветствует).

В 21 аяте суры «Аль-Азхаб» говорится: «В Посланнике Аллаhа для вас был прекрасный пример – то есть для тех, кто надеется на Аллаhа и верит в Последний День, и много поминает Аллаhа».

Говоря в своём Священном хадисе: «Меня воспитал Аллаh, и очень красиво воспитал», – Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллаh и приветствует), ставит акцент на высокую нравственность.

Ещё в одном Священном хадисе Пророк, (да благословит его Аллаh и приветствует), говорит: «Я был ниспослан для того, чтобы помочь достичь высокой нравственности», тем самым отмечая самые великие качества религии и пророчества.

В следующем Священном хадисе написано: «В вере и набожности самый превосходный из мусульман тот, кто нравственно красив».

Действительно, совершенство веры и высшая точка нравственной красоты формируются нравственной красотой Пророка, (да благословит его Аллаh и приветствует). Добрый характер может сформироваться лишь в том случае, если человек следует воле Единого Бога. Ценность нравственности сокрыта в её божественности.

Жить в мире, который создал Бог, пользоваться его дарами и при этом противодействовать его повелениям, запретам – это дремучесть, в результате которой рождается страшная безнравственность.

Проекты, как правило, начинаются с идеи, которая воплощается в материал путем эскизов. Именно эскизы помогают раскрыть суть идеи, и, найти истинно правильное решение – от стилизации до более раскрепощенного рисунка. Карандашные зарисовки используются как в начале работы над созданием проекта, так и в конечном этапе. Эскизы составляются любыми материалами – доступными, легкими в использовании, и простыми для понимания цели и задач данного проекта.

Размеры эскизов буквально размещаются на альбомном листе, где необходимо показать общую структуру, целостность идеи. Все необходимо делать как и в теории – от общего к частному. Параллельно работая над эскизами, подбираем материал будущего проекта, экспериментируем, и, приходим к окончательному результату. Без экспериментов не возможна работа как над дипломным проектом, так и в жизни – работа над собой.

Композиционное и пластическое решение всего проекта отражает сущность автора, динамичность в сочетании со статикой, контрастность и родственность цветовых оттенков, выразительность и сочетание строения текста, выбор направления и нахождение общей связующей нити.

Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллаh и приветствует), сказал:

«Кто запомнит 99 имен Аллаhа и будет часто повторять их, тот обязательно войдет в Рай».

Наглядное изображение в правильном пластичном решении написания текста дает возможность каждодневно воочию видеть и повторять имена Аллаhа.

«У Аллаhа есть 99 имен, которые мы упоминаем в дуа. Кто учит и читает их, тот войдет в Рай».

При помощи данного текста имен Аллаhа человек (независимо от возраста) читая искренне и осознанно, просит и молит о помощи в этой жизни и загробной.

«Как трение о землю очищает железо от ржавчины, так и повторение имен Аллаhа очищает наши сердца от всего плохого».

Человек независимо от национальности, веруя в Единого Бога, очищается духовно от грехов при помощи молитвы (намаза) и повторения в любое свободное время имен Аллаhа.

Изречения благочестивых людей:

«Помогите себе, повторяя Имена Аллаhа».

«Самый быстрый путь к Богопознанию это регулярное постоянное поминание сердцем».

Для полного познания Аллаhа необходимо осознать для чего мы рождены, для чего даются испытания, при завершении которых наступает облегчение – именно осознание при помощи постоянного поминания и понимания сердцем можно достигнуть полного духовно-нравственного крепкого стояния на ногах.

«Каждую секунду, при каждом вздохе вспоминайте Аллаhа».

«Вода, которая очистит ваше сердце – это имена Аллаhа».

Все жизненные переживания и психологические расстройства происходят от забывания и отрицания Того, Кто дал возможность нам появиться в этом мире.

«Где бы вы не были, вы должны вспоминать Аллаhа».

Система образования в нашей стране переживает серьезные изменения. Новая методика воспитания и обучения человека должна сложиться в процессе широкого обмена мнениями и научными идеями между представителями самых разных направлений и взглядов в области педагогики и гуманитарной науки в целом. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение процессов возобновления, становления и развития религиозного образования в России. Актуально раскрытие специфики религиозного образования, выявление его педагогического потенциала относительно всей системы образования, сложившейся в стране. Глубокий анализ концепций просвещения и образования в различных конфессиях и этнических культурах, представленных в обществе, может обеспечить взаимопонимание, необходимое для диалога и взаимообогащения народов, и все большее их сближение.

В исламе обучение и воспитание ориентируют на пророка Мухаммада, (да благословит его Аллаh и приветствует), как совершенного человека, дающего пример для подражания, что происходит по воле Всевышнего: «В Посланнике Аллаhа был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаhа и Последний день и премного поминает Аллаhа» [11, 29; 33:21]; «Воистину, твой нрав превосходен» [11, 29; 68:4]. Соответственно, образом поведения являются слова и мысли пророка, (да благословит его Аллаh и приветствует). Под образованием в исламе понимается обучение знанию, предназначенному для разума, для человека. Знание ниспосылается Богом, но каждый человек приобретает его разными путями, истолковывает их по-своему. Знание не является лишь свойством человеческого разума, и, следовательно, возникающие на основе разума науки не являются продуктом только человеческого мышления и опыта, наоборот, знания и науки прежде всего должны основываться на положениях и общих выводах Божественной истины и сверяться с ними: «Нравственно ли это с точки зрения ислама, не несет ли данное научное открытие людям зло?» [55, с. 48-50].

Процесс приобретения знаний, то есть образование, всегда имеет этическую цель, познающий приобретает не только знания, но и получает воспитание, приобретает то, что накоплено до него – хорошее, лучшее, мудрое. Изучая историю образования и педагогики, Безрогов В.Г. пишет: «Каждая педагогическая система ставит своей целью воспитать человека, встроившего свое Я в более общую систему, принявшего систему ценностей, где есть некое высшее начало, которое необходимо принять, с которым необходимо соотносить себя и которому следовать. …Любая педагогика «религиозна» потому, что прививает любовь и уважение к высшему. В этом смысле духовное образование в любой системе, будь она религиозна или атеистична, – это, прежде всего, воспитание и обучение в вере в абсолютную высшую ценность» [16, с. 116-117].

Движущей силой образования является стремление к самосовершенствованию. «Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.» [52, с. 26]. Самодисциплина в стремлении к высшему идеалу способствует созиданию и самосозиданию личности, приближающейся к идеальному образу. Видение такого образа у верующего связано с Богом. В современной светской образовательной системе сущность образования как педагогическая категория понимается как процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны [55, с. 28]. В современном понимании слово «образование» комментируется и в других значениях, например, как создание у обучающихся образа мира, образа жизни.

Понимание особой значимости духовности в жизни общества подводит к мысли о том, что следует искать, находить, осмысливать и внедрять пути духовного совершенствования, воспитания и развития человека. Как подметил А. Клизовский: «Из воспитания человечества изъят главный фактор развития жизни – воспитание духа. Человечество переживает небывалый кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, из-за утери своих духовных ценностей. Экономическое обнищание есть результат обнищания духовного. Никогда не может наступить в современном положении улучшение, если люди будут продолжать растрачивать последние крохи духовного блага, которое отчасти еще в них имеется». В основных положениях Доктрины Образования современной России декларируется, что образование в России определено как ведущий механизм развития российского общества, его общественного интеллекта – науки, культуры и самого образования, как основа воспроизводства духовного потенциала России, всестороннего, гармонического, творческого, универсально-целостного, профессионального становления и развития личности в российском обществе – патриота, гражданина, специалиста, нравственно-духовного человека.

Новая идея образования исходит не только из установки «классической педагогики» на подготовку подрастающего человека к жизни, предполагающей вооружение его всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, сколько из идеи вовлечения личности в активный процесс открытия, освоения мира миров. С точки зрения С. Г. Вершловского, «образованный человек – это не столько человек знающий, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире». По мнению В. М. Розина, современное образование должно предполагать работу, «направленную на самого себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытия себя, «выслушивания» своей природы и духовности, взращивания в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний».

В современном обществе человек не столько наследует определенный тип поведения, сколько избирает его в соответствии со своими представлениями о сущем и должном, достойном и недостойном, со своей системой ценностей. Ценности обступают человека со всех сторон. Их не надо изобретать. Они не являются домыслом чьей-то досужей фантазии. Но обнаружить и признать их необходимо. Личности для этого нужна эмоционально-интуитивная активность, ибо, пытаясь распознать ценность, опираясь на интеллект, равносильно желанию увидеть звук. «Только в человеческой деятельности, – пишет С. Ф. Анисимов, – ценность получает свое актуальное существование».

Все стороны духовности взаимосвязаны, причем ведущее место и определяющее значение среди них принадлежит нравственности, которая пронизывает и наполняет смыслом все другие стороны и любые проявления духовного. «Но можно вполне определенно сказать, – пишет В. Н. Шердаков, – что нравственность является сердцевиной духовности, рациональное знание дает Истину и правый путь, эстетическое начало связано с воплощением Добра и Истины, Жизнь есть Любовь (добро), любовь движет познанием («познаем настолько, насколько любим» – Августин Аврелий), определяет, вернее, должна определять красоту нами содеянного». Но духовность и нравственность различаются как общее и особенное. Если духовность – это проявление высшей красоты и гармонии, высшие качества, свойственные человеку, его жизни и творчеству, то в нравственности подчеркивается и характеризуется поведение человека во всех сферах жизни. «В целом же, – пишет Г. И. Гайсина, – нравственность – это «часть» духовности, это проявление красоты в поведении человека».

В исламе нравственность есть социальная добродетель человека, вытекающая из последовательного соблюдения заповедей Корана.

«У человека есть право выбора – как он хочет жить. Если он хочет любви Бога, счастья и довольства, благоденствия в этом и вечном мирах, он должен начать с себя: устанавливать мир и спокойствие у себя дома, в своем сердце и любить людей».

Путь к вере протекает через образование. Образование – это человеческая мудрость, а мудрость – это поведение, ведущее к счастью, утверждают последователи Магомеда и Корана. Цель образования – это формирование добродетельного человека. В основе приобретения нравственности человеком, по исламу, лежит подражание и слушание, необходимые для веры и дисциплины. Внутренним компонентом добродетели определяется человеколюбие, которое опирается на веру, мудрость и добродетельное поведение.

Религиозному образованию и воспитанию придают определяющее значение в нравственном и духовном развитии детей разных возрастов. В выступлениях участников Международных Рождественских образовательных чтений неоднократно подчеркивалось, что нравственное и духовное воспитание невозможно без религиозной основы, религиозное образование – это такое образование, которое основывается на религиозном мировоззрении. Ориентируясь, с одной стороны, на интуитивное образование, основанное на вере, и, с другой стороны, национальные знания, религиозное образование на первое место ставит духовно-нравственное воспитание и обучение. По словам Патриарха Алексия II, «Сугубо информативные знания не могут посеять семена добра в детской или юношеской душе, необходимо приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Необходима нравственная мотивация поступков. А для этого каждый человек должен иметь твердое представление о добре и зле, грехе и добродетели и постоянно помнить о своей ответственности перед Богом и людьми» (по материалам XIII Международных Рождественских образовательных чтений). Потенциал религии в этом отношении огромен. Религия задает человеку определенную систему ценностей, определяет нормы поведенческой деятельности, отношения между людьми в сфере семьи, в быту, в обществе. Религиозные тексты содержат и обучающие, и воспитывающие компоненты. В религиозной педагогике вопросы воспитания глубоко разработаны, они отточены веками, поэтому открытая назидательность священность текстов воспринимается без внутреннего отторжения, с особым чувством послушания. В каждой религии существует определенная система общепризнанных нравственных норм и правил. В исламе такие правила сформулированы в Коране и Сунне (примеры из жизни и изречения пророка Мухаммада, (да благословит его Аллаh и приветствует)). Приведем в пример хадисы: «Не относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдает должное тем, кто обладает знанием» (Ат-Тирмизи), «Поистине лучшими из вас являются самые благонравные» (Аль-Бухари и Муслим). Под словом «благонравие» подразумевается любое достойное нравственное качество, украшающее, очищающее и возвышающее человека. Религия регулирует духовную жизнь людей, «придает определенную направленность таким духовным чувствам, как совесть, стыд, любовь, надежда, вера, вносит соответствующее религиозное обоснование. Религией определяется, чего именно должен стыдиться человек, во что и как он должен верить, на что именно надеяться. Значение религиозного мировоззрения здесь видится в том, что эти чувства стимулируются, культивируются и развиваются, наполняются конкретным содержанием, включая и жизненные примеры» [46, с. 13].

Как отметил председатель Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий Равиль Гайнутдин, «Одной из задач религиозного образования является раскрытие значения религиозности для личного самосовершенствования, сохранения нравственной чистоты в нынешних условиях, когда перед человеком стоит нередко животрепещущая задача – оставаться человеком в условиях безнравственности и бездуховности». Духовная культура, являясь основой формирования всесторонне развитой личности, в педагогике рассматривается как цель, источник содержания и средство воспитания.

Система религиозного образования находится во взаимодействии не только с религиозным объединением, но и с государством, обществом, личностью, наукой (Метлик И.В). Таким образом, религиозное образование в современном понимании можно определить как целенаправленный процесс обучения и воспитания на мировоззренческой основе определенной религии, осуществляемый в интересах личности, семьи, религиозного объединения, общества и государства.

Все люди равны перед Всевышним. Ислам не делит людей по расовым и этническим признакам. Священная книга является источником духовного единства мусульман. Духовная культура является основой формирования всесторонне развитой личности. Провозглашая физическое совершенство, ислам проповедует здоровый образ жизни, призывает к внешней и внутренней чистоте.

Все религии призывают к миру и согласию. Миротворческие традиции религии должны умело использоваться во всех социальных сферах, особенно в деле укрепления нравственности и формирования чувства толерантности у молодого поколения. В мусульманском образовательном процессе уделяется большое внимание воспитанию личности в духе миролюбия, воспитанию патриотических чувств.

«В условиях современного общества педагогика в самом широком смысле совпадает с теорией гуманистического воспитания. Использование в педагогике теоретических выводов этики и данных социальной психологии обогащает методы воспитания, научный арсенал воспитателя, создает предпосылки для научного подхода к решению стоящих перед ним практических задач, для глубокого понимания социально-психологических процессов в жизни общества, которыми он призван управлять».

Конечная цель образования в исламе заключается в формировании нравственной личности – благонравного человека, ответственного за свои деяния. Приобретенное знание должно передаваться другим людям. Об этом свидетельствуют хадисы: «Поистине, Всевышний Аллаh и Его ангелы благословляют – и все живое на небесах, и даже рыбы в море, и даже муравьи на земле молятся за тех, кто обучает других благому» (Аль-Бухари).

Мирные условия жизни дают возможность обучать детей, передавать следующему поколению не только знания, но и культурный опыт, миропонимание, духовные ценности. Поддержка со стороны государственных властей всегда способствовала развитию системы образования.

Познание себя и познание Аллаhа

Одним из первых шагов человека, который решил встать на путь духовного совершенствования и исправления своих моральных качеств, является самопознание. Без самопознания достижение духовного совершенства попросту невозможно. Неужели можно подняться на вершины добродетели, исправить свои пороки и навсегда освободиться от отрицательных нравственных качеств, не познав себя должным образом? Разве больной обращается к доктору, не познав того, что он болен? Разве путник начинает искать верную дорогу, не поняв того, что он заблудился? Конечно же, нет. Точно также человек, который не познал себя должным образом, который не осознал того, что у него имеются пороки и недостатки, никогда не возьмется за исправление своей души, он никогда не встанет на путь самосовершенствования, он никогда не обратится к духовной программе небесной религии.

Связь между самопознанием и очищением души

По нескольким причинам познание человеком самого себя влечет за собой очищение его внутреннего мира от пороков и последующий духовный рост:

1. Встав на путь самопознания, человек начинает осознавать, насколько величественна и безгранична человеческая душа. Он начинает понимать, какой огромный потенциал заложил в нее Всевышний Аллаh, какие возможности присущи этому божественному творению. Он приходит к выводу, что драгоценную душу нельзя променять на мирское, нельзя продать ее за непродолжительные и преходящие радости ближнего мира. Он понимает, что душу необходимо готовить к вечному счастью нетленного загробного мира. Ведь только те люди находятся в неведении о значимости души человека, кто погряз в пороках и запятнал свою душу мерзостью и грехами.

2. Встав на путь самопознания, человек ближе узнает о страстях и желаниях, присущих потомкам Адама. Он узнает о причинах, которые способны пробудить эти страсти, могущие затем превратить человека в своего раба, а также узнает о путях борьбы с ними. И в этом случае он уже не будет являться слепым, невежественным и бессильным рабом своих желаний. Нет, он будет воином, контролирующим все свои страсти. Тот же, кто не познает страстей и причин их возникновения, никогда не сумеет противостоять им так, как учит небесное писание.

3. Встав на путь самопознания, человек постигает свои возможности, он постигает скрытые способности своей души. Ведь Всевышний Аллаh мудр и милосерден, поэтому Он вложил в человеческую душу огромный потенциал, при постижении которого и правильном использовании человек может с легкостью идти по пути сближения с божественным светом. Душевный потенциал – драгоценный клад, использовать который способны лишь познавшие себя. Тот же, кто пребывает в неведении относительно своей души, подобен человеку, в чьем доме скрыты многочисленные драгоценные камни и дорогие ювелирные украшения, но он не знает об этом. Возможно он будет голодать и страдать от своей бедности, но не будет знать о том, что в стенах его дома запрятан клад, посредством которого можно обогатить не только себя, но и тысячи других людей.

4. Корни нравственных качеств – и положительных, и отрицательных – берут свое начало в глубинах человеческой души. Встав на путь самопознания, человек распознает корни присущих ему отрицательных качеств, а распознав их, ему будет легче избавиться от них. Распознав же корни положительных нравственных качеств, он приобретает замечательную возможность в полной мере способствовать их дальнейшему росту.

5. Но самая важная причина заключается в том, что, встав на путь самопознания, человек познает своего Господа, о чем будет сказано далее. А познание Аллаhа, познание Его бесподобных качеств является самым эффективным стимулом для последующего духовного развития, для воспитания в себе наиболее прекрасных моральных качеств, обладание которыми возвышает душу человека над всем мирозданием. Верное познание Аллаhа освобождает человека из плена страстей и низменных желаний, избавляет его от одеяний порока и греха.

К сказанному выше можно добавить, что отрицательные нравственные качества словно пелена заволакивают человека и разрушают его жизнь. А если таких людей становится много, а их действительно много, то общество погружается в духовный кризис и начинает воспитывать еще более морально низких и подлых людей, что усугубляет имеющиеся трудности. Одно это указывает на важность самопознания, на необходимость распознания отрицательных нравственных качеств и причин их возникновения и развития. Данной теме придают значение не только религиозные деятели. Многие современные мыслители в своих трудах призывают человечество обратить внимание на эту проблему. Один из них пишет в своей книге: «Самопознание заключается в том, чтобы человек познал свои хорошие и плохие стороны, положительные и отрицательные силы, присущие ему. Если человек будет изучать лишь свои хорошие стороны и только положительные силы, не придавая должного значения изучению своих отрицательных сторон, то очень скоро последние испортят жизнь и ему, и его окружению». Автор другой книги пишет: «К огромному сожалению современная цивилизация не уделяет должного внимания изучению человека, а точнее глубокому изучению его внутреннего мира. Поэтому человек, несмотря на то, что обладает неисчерпаемым моральным потенциалом, так и не достиг счастья в современном мире. Без сомнений, если бы величайшие ученые прошлого и современности уделяли значение не только естественным наукам, но и духовному миру человека, то мы жили бы сейчас в совершенно ином мире. Человек забыл самого себя».

Именно по этой причине Всевышний Аллаh обещает наказание грешникам за то, что те забыли Аллаhа, предали забвению самих себя, не познали должным образом свою сущность. Аллаh обращается к мусульманам: «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаhа и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» [11, 29; 59:19].

Самопознание в исламских хадисах

Посланник Аллаhа, (да благословит его Аллаh и приветствует), и безгрешные имамы из его рода призывали верующих к познанию самих себя, дабы посредством самопознания они смогли стать высоконравственными людьми и достичь требуемых духовных вершин. Они всегда напоминали им о том, что забвение собственной души не принесет человеку ничего, кроме несчастья и бед. Они учили, что до тех пор, пока человек не пройдет стадию самопознания, он не сумеет добиться значительных духовных побед.

1. Повелитель правоверных имам Али, (да будет доволен им Аллаh), сказал: «Тот, кто познает самого себя, достигнет величайшей победы» (Гурар аль-хикам).

2. Этот же имам говорил: «Тот, кто не познает себя, потеряет путь спасения, он погрузится в заблуждение и невежество» (Гурар аль-хикам).

3. От этого же имама приводится следующее высказывание: «Познавшим можно назвать того из вас, кто познал себя, познал свою душу и очистил ее от всего, что отдаляет ее от вечного счастья» (Гурар аль-хикам).

4. Также Имам Али говорил: «Тот, кто более других познал собственный внутренний мир, более других боится Аллаhа» (Гурар аль-хикам).

5. От него же передается: «Тот, кто познал свою душу, поднимается на борьбу со своими отрицательными сторонами. Тот же, кто пребывает в неведении относительно себя, забыл свою душу и предоставил ее самой себе» (Аль-мизан).

Самопознание – средство познания Аллаhа

Всевышний Аллаh говорит в Коране: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина» [11, 29; 41:53].

В другом отрывке небесного писания сказано: «На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» [11, 29; 51:20, 21].

Данные аяты с одной стороны указывают на важность познания человеком самого себя, который, заглянув в свою душу, может сделать многое для исправления имеющихся недостатков. С другой стороны эти аяты говорят, что в самом человеке есть знамения, и постижение этих знамений поможет ему постигнуть истину, познать Творца всех знамений. В известном высказывании Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллаh и приветствует), говорится: «Тот, кто познал себя, познал своего Господа» (Бихар аль-анвар). Такой же хадис передается от Пророка Идриса, (да будет доволен им Аллаh): «Тот, кто познал творения, познал Творца. Тот, кто познал блага, познал Благодетеля. Тот, кто познал себя, познал своего Господа» (Бихар аль-анвар).

В чем заключается смысл данного хадиса? – задаются вопросом многие люди. Это высказывание Посланника Аллаhа, (мир ему и благословение Аллаhа), преисполненное глубочайшим смыслом, издавна привлекало к себе внимание всех мусульман, стремящихся познать тайны мироздания и места в нем человека. Исламские ученые давали самые разные толкования этому хадису, приведем некоторые из них.

1. В данном хадисе содержится доказательство существования Аллаhа посредством изучения Его творений и удивительного порядка, царящего во всем мироздании. Если человек познает то, каким поразительным образом созданы его тело и душа, каким слаженным механизмом является его человеческая природа, если он постигнет тайны своего внутреннего гармоничного мира, то перед ним обязательно откроются двери для последующего познания Творца. Ибо порядок и гармония, присущие природе человека, не могут возникнуть из ничего, их обязательно создал Мудрый, Всезнающий и Всемогущий Творец. Поэтому тот, кто познал себя, то есть познал порядок и гармонию своей сущности, обязательно познает своего Господа.

2. Возможно, этот хадис указывает на следующее. Если человек внимательно изучит себя, то он поймет, что не является полностью независимым существом. Его знания, сила, возможности, разум, здоровье, да и все его бытие нуждается в опоре на независимое и ни в чем не нуждающееся начало. Он поймет, что без этой опоры он не просуществует даже короткого мгновения. Когда он познает это, то придет к выводу, что этой опорой является Всевышний Аллаh, не испытывающий нужды ни в ком и ни в чем.

3. Эти удивительные слова Посланника Аллаhа, (да благословит его Аллаh и приветствует), указывают на закон причины и следствия, на основе которого создан весь сотворенный мир. Если человек немного поразмышляет над собой, то придет к выводу, что он, то есть его душа и тело, являются следствием некой причины. Эта причина в свою очередь является следствием другой причины и так далее. В конце концов цепь причин не может быть бесконечной, должна существовать вечная и неизменная первопричина. Поэтому тот, кто познал, что является следствием, познал, что существует первопричина всего и ею является Господь миров.

4. Данный хадис указывает на религиозное чувство, присущее человеческой природе. Религиозное чувство – это зов, который тянет человека к своему Создателю. Наличие этого чувства в человеке является свидетельством величайшей милости Аллаhа по отношению к людям, который вложил в них это чувство с самого их рождения для того, чтобы тем было легче познавать Его. Многие богословы утверждают, что миссия пророков заключалась в пробуждении в людях религиозного чувства и направлении его в верное русло. Поэтому тот, кто познает себя, то есть даст положительный ответ своему религиозному чувству, познает своего Господа.

5. Данный хадис указывает на познание прекрасных атрибутов Всевышнего Аллаhа. Если человек осознает ограниченность и несовершенство своих качеств, то поймет, что Творец обладает неограниченными и совершенными атрибутами. Посредством своего несовершенства он познает абсолютное совершенство Аллаhа. Посредством своего тленного бытия он постигнет вечность Господа. Посредством своей нужды он осознает независимость Творца. Посредством своей немощности он узнает о всемогуществе Аллаhа. Имам Али, (да будет доволен им Аллаh), говорил: «Первое в религии – Его познание. Совершенство Его познания – Его признание. Совершенство Его признание – единобожие. Совершенство единобожия – искренность. Совершенство искренности – удаление от него всех качеств (присущих творениям)» (Нахдж аль-балага).

6. Покойный Алламе Маджлиси в «Бихар аль-анвар» приводит следующее толкование данного хадиса. Он пишет, что душа человека – это возвышенная субстанция, пришедшая из нематериального мира и проявляющая себя в этом мире посредством физического тела. Душа человека десятью путями указывает на единственность и господства Всевышнего Аллаhа:

1. Душа управитель тела, значит мироздание также имеет Управителя.

2. Душа едина, значит Творец един и не имеет себе равных.

3. Душа обладает силой, чтобы двигать телом, значит Творец обладает силой и могуществом, чтобы управлять миром.

4. Душа обладает знаниями о теле, значит Творец обладает знаниями о мироздании.

5. Душа имеет власть над частями тела, значит Творец имеет власть над миром.

6. Душа существовала прежде тела и будет существовать после физической смерти тела, значит Творец извечен и вечен, Он не подвластен времени.

7. Человек не может познать истинную суть души, значит он не способен на полное и совершенное познание Творца.

8. Человек не в состоянии определить местопребывание души в теле, значит Творец не имеет определенного места, Он не подвластен пространству.

9. Невозможно познать душу органами чувств, значит с их помощью невозможно познать Творца.

10. Невозможно увидеть душу глазами, значит зрение не способно постичь Творца.

Это были лишь шесть толкований пророческого хадиса «Тот, кто познал себя, познал своего Господа». Вполне возможно, что смысл этого хадиса заключает в себе все приведенные толкования. Повторим еще раз, самопознание это путь к познанию Аллаhа и, несомненно, познание Аллаhа – это лучшее средство для духовного совершенствования. Лишь верующий человек, ведомый программой небесного учения, способен до конца пройти этот путь. Посредством познания Аллаhа верующий сможет очистить себя от отрицательных и развить в себе положительные нравственные качества, ибо Аллаh является источником самых совершенных атрибутов.

Препятствия на пути самопознания

Для того чтобы излечить телесные болезни, прежде всего необходимо распознать их. До тех пор, пока опытный доктор не возьмет анализы и не проведет тщательное обследование, он не возьмется за лечение больного. Также обстоит дело с душевными болезнями. До тех пор, пока человек не распознает в себе отрицательные качества, он не сможет избавиться от них. Огромное количество людей не обращает должного внимания на свои отрицательные качества или же вовсе не замечает их. В подавляющем большинстве случаев подобная беспечность является следствием эгоизма, надменности и высокомерия. Так как высокомерному человеку очень трудно признать наличие в себе негативных сторон характера. Многие люди, обнаружив в себе отрицательные качества, пытаются дать некое объяснение, дабы этим оправдать себя в собственных глазах и глазах окружающих. Порой они доходят до того, что не считают эти недостатки недостатками и этим лишают себя возможности духовного роста. Самопознание и признание собственных пороков и недостатков требует от человека некоторой доли смелости и решительности, в ином случае он постоянно будет прилагать усилия для того, чтобы обелить свои пороки. К сожалению, люди зачастую страшатся признать свои пороки, поэтому они не пытаются познать их должным образом, а также не пытаются познать причины их возникновения. А ведь не познав своих моральных качеств, как уже неоднократно было сказано ранее, невозможно шагать по лестнице духовного развития.

Посланник Аллаhа, (да благословит его Аллаh и при


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.