Бонсай как прием терапии творческим общением с природой в работе с шизоидами и психастениками — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Бонсай как прием терапии творческим общением с природой в работе с шизоидами и психастениками

2017-06-29 217
Бонсай как прием терапии творческим общением с природой в работе с шизоидами и психастениками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Терапия творческим общением с природой является одной из творческих методик, которые преподаются и показываются пациентам на индивидуальных и групповых занятиях наряду с необходимыми сведениями о душевных расстройствах и характерологических радикалах. Терапия творческим общением с природой имеет свои особенности для шизоидов и психастеников.

Для шизоидов характерны философские, сложно-символические, эстетизированные отношения с природой. Представляется, что именно в этой области нередко можно достичь особого успеха в лечении декомпенсации шизоидной психопатии. Шизоидным психопатам, обычно безразличным к «сухой» психотерапии, к общим словам и рекомендациям, нужны образы и явления, обращенные к тонкой аналитичности и ранимой поэтичности этих людей. По П. В. Волкову (1992, с. 61), «лучше всего говорить с ними (имеются в виду аутистические натуры. — Т. Г.) поэтическими схемами». Идея, выраженная природой, нередко оказывается той самой поэтической схемой, которой лучше всего говорить с шизоидом, особенно с шизоидом сложным, богатым духовно.

Для шизоида символ — это живое отражение действительности; для шизоида он нередко имеет такую же жизненную силу и яркость, как сама действительность. Но символ отличен от действительности: действительность в символе и сам символ подвергаются мыслительной обработке (соответствующей Внутренней Гармонии конкретного шизоида). Кроме того, символ, выражаясь словами А. Ф. Лосева (1995), «становится острейшим орудием переделывания самой действительности».

Такого рода символом в терапии творческим общением с природой для шизоида может оказаться бонсай (о котором пойдет речь ниже).

Говоря вообще, многим аутистическим натурам сочетание парциальной холодноватости (анэстетичности) со сверхчувствительностью (гиперэстетичностью) сообщает утонченную тягу к холодной, неживой природе — минералам, звездам, скалам, ледникам, вулканам. Или к особым, редким, экзотическим видам лишайников, мхов, насекомых, птиц и т.д. Редкие шизоиды счастливы тем, что находят себя в общении с любимым предметом, становясь альпинистами, геологами и т.д., но не каждый имеет подобную возможность, и, более того, не каждый шизоид до конца понимает себя. Многие из них живут, окруженные с детства миром чуждых им интересов, дел, вещей, воспринимая это как нечто нерушимое, нелюбимое, но «правильное», инкапсулируясь, пытаясь найти выход в мистике.

Занятие в группе по теме бонсай может быть предложено наряду с занятиями о минералах, горах, о произведениях японских поэтов, писателей и живописцев, посвященных природе, с занятиями, посвященными описаниям природы у К. Паустовского, Г. Гессе; с занятиями, посвященными работам (фотографиям, слайдам, стихам, прозе) и коллекциям самих пациентов. Это одно из занятий, в котором рассказ о творческой методике сочетается с рассказом об аутистическом характерологическом радикале и сопровождается показом конкретного материала.

Бонсай как тема занятия выбран из-за сочетания его доступности со сложной символичностью, это именно способ философского отношения к природе, тот случай, когда сам символ «становится острейшим орудием переделывания самой действительности».

Занятие, посвященное бонсай, проходит в группе, где, как уже было сказано выше, собираются и шизоиды, и психастеники. Как и всякое занятие, оно включает в себя существенный минимум знаний о предмете.

Бонсай — (от японского «то, что растет в плошке») — выращивание карликовых деревьев, реже кустарников и трав. В традиционном искусстве бонсай на выращивание одного карликового дерева уходят десятки и сотни лет. Однако существуют приемы (которые мы и рекомендуем пациентам), позволяющие добиться результата через несколько месяцев. Бонсай исторически появился в VI веке в Японии[148]. В настоящее время существует «Международная ассоциация бонсай» — около 120 организаций в 30 странах мира; в частности, клуб «Бонсай» находится в Москве.

Суть бонсай: карликовые деревья (от 10-15 см до 1 метра) сохраняют свою естественную природную форму и видовые особенности. Для бонсай подбирают виды деревьев, легко переносящих деформацию ствола и ветвей, обрезку кроны и корней, небольшой объем почвы (береза, бук, граб, клен, сосна, кизильник, можжевельник, туя, дзель-ква, криптомерия, аралиевая пальма, толстянковый фикус). Настоящие ценители бонсай предпочитают местные формы растений.

Существует несколько основных стилей бонсай.

Теккан — прямостоячее хвойное вечнозеленое дерево, с вертикальным стволом, симметричными ветвями, с кроной в виде треугольного, с направленными в четыре стороны корнями. Символизирует надежность.

Моеги — свободное прямое дерево, его вершина должна быть точно над основанием ствола. Сам же ствол слегка изогнутой формы, с наибольшим изгибом в нижней части.

Хокидати — «метла». Ствол дерева абсолютно прямой, а ветви образуют крону, напоминающую раскрытый веер или метлу. Нижняя треть ствола должна быть без ветвей. Стиль относительно прост для формирования и поддерживания.

Кэнгай — «каскад». Ствол и ветви растения (сосны, кизильника, можжевельника) направлены резко вниз. Символизирует дерево, растущее на крутой скале, подвергающейся частым обвалам, воздействию мощных ветров.

Сокан — «растущие вместе». Дерево состоит из двух полностью разделенных или сросшихся у основания стволов с общими корнями. Для этого формируют два молодых побега: один — более мощный (основной), другой — меньших размеров, слегка наклоненный в сторону.

Нэцуранари — «стоящие солдаты». Дерево укладывают на дно контейнера, а ствол присыпают землей. Новые побеги ветвей направляют вверх, со временем они образуют как бы отдельно стоящие деревья, напоминающие лес.

Есэ-уэ — «из многих деревьев». Стиль имитирует лесной ландшафт из березы, бука, клена, сосны и т.д.

Иситэуки — «цепляющиеся за скалу». Один из самых сложных стилей бонсай. Представляет растения на вершинах гор или на пустынных морских островах. Для его формирования сначала подбирают камень, имитирующий скалу или остров, а затем растения (клены, сосны), у которых несколько лет выращивают корни, впоследствии обвивающие «скалу» или «остров». Иногда делают углубление в камне и высаживают туда одно растение или группу одного вида. Камень погружается в поднос с водой.

Можно рассказать пациентам и о национальных особенностях, возникших в связи с распространением бонсай в разных странах. Так, почти у всех народов мира существовал культ дерева, приносящего счастье, благополучие, долголетие, охраняющего от злых духов (в Китае — персик, в Японии — сосна, слива, персик, в Египте — платан, в Иудее — финиковая пальма, в странах Европы, у древних славян, кельтов, германцев — береза, дуб, ясень, кипарис, липа, падуб). Традиционный бонсай, встретившись с национальными особенностями других стран, изменился, возникли стилизации под бонсай, в которых смысловой акцент приходится на изначальные национальные особенности конкретной страны.

Рассказывая об этом пациентам, можно таким образом, метафорически, дать понять, что и каждый человек, принимая близкое ему, созвучное по Духу нечто традиционное, может так же изменить в этом что-то, чтобы еще более сделать своим, обогатить это своим духовным началом.

Опыт показывает, что практически все шизоиды оказываются заинтересованными бонсай. Некоторые из них (часть — по собственному желанию, часть — по предложению психотерапевта) начинают заниматься бонсай, увлекаясь с течением времени все больше и больше. Наблюдения показывают, что длительные самостоятельные занятия бонсай являются одним из факторов, способствующих достижению компенсации у декомпенсированных шизоидов. Так, например, у выращивавших бонсай и увлеченных этим шизоидов смягчалась имевшаяся до этого неврозоподобная симптоматика (в частности, смягчались навязчивости и общее чувство напряженности).

Сами пациенты отмечали, что чувства тепла и нежности, появившиеся у них к выращиваемому и формируемому ими особым образом растению как бы расширялись, захватывая и другие предметы, растения, людей. Отвлеченно-аутистическое переживание природы как бы конкретизировалось, и вместе с этим появлялась способность получать удовольствие от того, что раньше оставляло равнодушным. У шизоида появлялась уверенность в мире, в котором наглядно росла как бы материализовавшаяся часть Его Идеи, Его Духа, но в то же время развивающаяся по своим собственным законам (клен и сосна, получая особые формы, все-таки оставались кленом и сосной).

Психастеники обычно с вниманием слушают о разных стилях бонсай, но сами увлекаются им редко. Нежно-тревожным одухотворенно-реалистичным психастеникам оказывается ближе живая, простая, незамысловатая (и этим милая) природа.

Им часто созвучнее разведение (также в домашних условиях) маленького огорода и сада, их радуют выращенные ими в квартире овощи, зелень, цветы, грибы.., живые и в то же время нередко оказывающиеся «полезными».

И шизоиды, и психастеники с удовольствием разводят дома экзотические фруктовые деревья (не растущие в нашем климате в грунте): инжир, кофейное дерево, финик, карликовый гранат, комнатный апельсин, лимон, виноград. Обычно шизоидов тут привлекает экзотическая красота этих растений в духе повестей А. Грина, К. Паустовского и т.д.; психастеники же отмечают, что сама экзотика их трогает меньше (а иногда даже оказывается чужеродной), но им бывает приятно получить от товарища по группе саженец инжира или лимона и потом заботиться о нем, а кроме того, с комнатных фруктовых деревьев можно 1-2 раза в год собирать урожай.

Икэбана

Занятие в группе творческого самовыражения по теме «Икэбана» имеет следующий план:

1. Домашнее задание по теме занятия;

2. Доклад (рассказ) члена группы по теме занятия;

3. Обсуждение в группе;

4. Комментарии психотерапевта.

Выбор темы обычно продиктован личностью конкретного члена группы аутистического склада.

Домашнее задание (обязательное для всех членов группы) включает в себя знакомство с основами икэбаны. Члены группы (из соответствующей литературы и индивидуальных бесед) получают элементарные знания о том, что под икэбаной понимается особое, изначально японское традиционное искусство составления букета, а также сам букет, составленный по принципам икэбаны. Членам группы предлагаются принципы составления икэбаны, начальные знания о формах японской аранжировки, их линейных конструкциях (основу конструкции составляет разносторонний треугольник, представляющий отношение Небо — Человек — Земля). В частности, все члены группы при желании могут ознакомиться с учебными схемами школы Согэцу и девятью положениями кэндзана, следуя которым, композиции строят из основных и дополнительных ветвей. Основные ветви — СИН, СОЭ, ХИКАЭ — имеют указанную выше символику, смысловую нагрузку.

СИН — самая высокая ветвь — символ неба, самый сильный и важный элемент, в переводе означает «истина», «правда», «справедливость», «настоящий», «подлинный».

СОЭ — ветвь средней величины — символ человека, находящегося между небом и землей.

ХИКАЭ — самая короткая ветвь, олицетворяющая землю.

Получают члены группы перед занятием и сведения о том, что икэбана для японцев — не столько средство украшения помещения, сколько часть духовной жизни народа, символ живой одухотворенной природы, ее фрагмент, привнесенный в дом, часть древней синтоистской религиозной системы, согласно которой одушевлялся и обожествлялся любой природный объект. При этом всем членам группы предлагается составить к занятию свою икэбану, в которой необязательно подражать японским мастерам и выполнять все философско-эстетические требования настоящей, традиционной икэбаны, достаточно отразить свои взгляды на окружающий мир, может быть, найти прекрасное в простом и обыденном. Оговаривается, что икэбану можно не только принести, но и нарисовать на бумаге или даже описать (письменно или устно).

Впоследствии на занятии докладчик (например, пациентка аутистического склада, имеющая своим образованием или хобби аранжировку цветов) более подробно рассказывает уже подготовленной группе о художественно-композиционных и смысловых принципах икэбан и других видов аранжировок, о школах и стилях икэбаны — например, о первоначальном, традиционном стиле Рикка (школа Икенобо, 16 в.) («стоящие цветы»), стиле Чабана (16 в.) («чайные цветы»), стиле Нагеире («брошенные в сосуд цветы», куда первоначально относилась и Чабана), о развитии икэбаны в разных странах.

Затем, обсуждая икэбану докладчика и икэбаны других членов, группа и психотерапевт косвенно говорят о характерологических чертах лиц, представивших свои икэбаны.

Вот некоторые примеры икэбан и композиций.

Г., психастеник. Композиция представлена кактусами различных разновидностей: маленькие, побольше, большие. Кактусы окружают камешки, песок, мелкие ракушки. Преимущественная форма кактусов — типа пушистых веточек, один кактус (по словам Г., «случайно») с небольшим цветком. Г. отмечает, что старалась следовать не принципам икэбаны, а чувству внутреннего созвучия, и важно для нее — что кактусы «живые», «чтобы они росли и рядом стояли».

И., психастеник. Икэбана представлена сосновой ветвью, садовой ромашкой и ивовыми веточками. Соблюдены принципы икэбаны, но для И. важнее внутренняя нежность и схожесть этих растений с собственным внутренним миром, какая-то особая жалость к этим растениям, из которых сосна символизирует небо, садовая ромашка — человека, а ивовые веточки — землю.

С., шизоид. Скорее композиция, чем икэбана, хотя и составлена из трех символов икэбаны. «Земля» представлена как основа и состоит из папоротника, ландыша и болотного мха. «Человек» — высокие ромашки и тюльпаны. «Небо» — ветви орешника, березы и клена, стебли камыша. Композиция размещена на стене, и в центре ее расположена морская раковина, скрепляющая землю, человека и небо.

Т., шизоид. Икэбану составляют небольшое дерево (бонсай) — «небо», крупный щербатый камень — «человек», разноцветные маленькие камни — «земля».

Обсуждая икэбаны, члены группы обычно отмечают их характерологическое, познавательное и лечебное значение. Говорится о том, что составление композиций воспитывает вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий и красок, развивает наблюдательность, но главное — то, что икэбана оказывается своего рода прикладным изображением характера создавшего ее человека, что можно показать себя через икэбану (что важно для застенчивых, замкнутых, ранимых, робких людей, которым тяжело показать себя «вживую») и затем увидеть себя глазами членов группы и косвенно понять — по их отношению к икэбане — отношение к некоторым своим характерологическим чертам. Некоторые пациенты сказали, что их икэбана задевает больше, чем принесенная в группу фотография, — одних потому, что икэбана «конкретнее», других — потому, что она «личностнее», позволяет совмещать несовместимое в живой природе. Многим шизоидам импонирует символичность, схематичность, эстетизированность икэбаны, ее двойственность (она одновременно и природа, и искусство). Один пациент (аутистического склада) сказал, что икэбана не только развивает воображение и ассоциативное мышление, позволяет не просто выразить себя, но и «создать обстановку в Своем Духе» (позволяет как бы расшириться своим Духом на территорию группы).

Другой пациент (также аутистического склада) отметил, что ему показ его собственной икэбаны и знакомство с другими икэбанами ощутимо помогают стать коммуникабельнее.

Сравнивая живые, мягкие, одухотворенно-реалистичные, тревожно-нежные и как бы застенчивые композиции психастеников и эстетизированные, холодновато-возвышенные, проникнутые Духом, своеобразной Гармонией, Схемой композиции шизоидов, и психастеники, и шизоиды обычно отмечают, что икэбана помогает им наглядно увидеть и почувствовать разницу между реалистическим и аутистическим восприятиями мира, но одновременно — и обогатиться «другим» взглядом.

Некоторым аутистическим натурам занятие по икэбане впоследствии открывает возможность серьезно погрузиться в икэбану самостоятельно.

Лес, парк, Пришвин

7. 2. 5. 1. Как помогает лес

Однажды ко мне обратилась не старая еще, миловидная женщина с жалобами на существенные расстройства настроения. Она рассказала, что читала о Терапии творческим самовыражением, попробовала почти все ее методы, но без заметного результата. Теперь оставался лес, она почему-то верила, что лес непременно поможет.

— Но не могу же я ехать в лес одна, — говорила она, — а проводить меня некому.

Этими ее словами заканчивалась почти всякая наша беседа. Тогда я решил сам ее проводить. Выбрали подходящий день и поехали в знакомые мне места. Утро было тихое и солнечное, а электричка еле ползла, так что в вагоне становилось душно. Тем более резким оказался контраст, когда мы вышли на платформу: тишина с отдаленным пением птиц, свежий прохладный воздух, роса на траве, листьях и, кажется, даже на иглах сосны.

— Боже, я не слышала пения птиц целую вечность, — воскликнула моя спутница и стала припоминать, когда была последний раз в лесу. Припомнить ей это не удалось, потому что вспоминались все неприятные обстоятельства, о которых она и стала мне рассказывать. При этом она смотрела не на лес, ради которого приехала, а на собеседника, то есть на меня. И так было во все время нашей прогулки. Тщетно пытался я обратить ее внимание на то особенное разноцветье, которое только и бывает в это время. Она рассеянно взглядывала на белые или голубые островки цветов, говорила, что это прелестно, и продолжала свой печальный рассказ. Между тем, мы сделали порядочный круг по лесу и снова вышли к той же платформе, а вскоре сели в подошедшую электричку. Моя спутница так устала, что почти тотчас уснула, как только поезд тронулся, а проснувшись в конце пути, сказала, что чувствует теперь себя совсем хорошо и понимает, как помогает лес. Я хотел возразить и сказать, что это обычное благотворное действие прогулки на свежем воздухе, а не творческое общение с природой, но промолчал, чувствуя, что не смогу так сразу этого объяснить, только огорчу. На том и расстались.

Говоря сейчас о творческом общении с природой, я бы привел этот эпизод не иначе как в качестве курьеза, если бы не одно обстоятельство: во время прогулки моя спутница время от времени фотографировала. И когда проявили пленку и отпечатали снимки, я без труда узнал знакомые места, но видел их как бы по-новому, а сами снимки больше походили на живописные миниатюры — так они были своеобразны, интересны, хороши. Получалось, что она и за разговором видела и чувствовала лес, причем видела глазами художника с определенным типом характера, то есть творчество было налицо.

Но все же мне это представляется исключением. Во всяком случае, я сам за разговором не вижу и не чувствую как следует леса, а значит, не получаю той глубинной поддержки, которую он способен дать. Вот почему я иду в лес (или в парк) один, когда нуждаюсь в такой поддержке, иду, заранее отказываясь от соблазна поискать грибов или ягод, иногда не беру даже и фотоаппарат. Все это, вероятно, надо пояснить, но я сделаю это чуть позже. Входя в лес, я прежде всего оставляю какие-либо специальные рассуждения и отдаюсь целиком на волю тех впечатлений, которые встречают меня в лесу. Я осматриваюсь, прислушиваюсь, обращаю внимание на запахи — вообще на все то, что только доступно моему вниманию. Настроение неважное — потому, собственно, я и пришел в лес за помощью, в которую, кстати, в этом состоянии не веришь, просто по опыту знаешь, что лес наверняка поможет. А пока впечатления самые рядовые: вот мальчик гонит коз — сейчас многие их завели, вот ветер зашумел в листве, а когда стих, за спиной послышался далекий шум поезда, вот пропищал комар, синички перелетают с ветки на ветку, пролетела зеленая стрекоза, пахнуло чем-то знакомым... Равнодушно подвигаюсь дальше. У пересечения двух просек образовалась в окружении берез и елок небольшая чудесная лужайка, вся усыпанная желтыми цветочками калгана. Золотой березовый листок падает вниз и застревает в паутинке. Я оглядываюсь и замечаю, что уже много таких листочков застряло в паутинке или просто лежит на ветках елок — осень близко. Эта картина что-то меняет в душе — я начинаю чувствовать себя как дома, то есть чувствовать себя самим собой. Я хожу по этой лужайке и жду, что будет еще лучше. Но тут в стороне слышится какой-то странный тихий шум — это приближается мелкий теплый дождик. Я укрываюсь под большой елью, а мелкие, легкие белые капельки дождя вижу на фоне другой ели. При этом слышится мягкий нежный шорох, а на душе так хорошо... Словом, не прошло и часа, а лес помог — я снова мог вернуться к работе, но теперь уже без спешки и нервотрепки. Но что же тут творческого? Не будучи любителем определений, сошлюсь на чувство: во всех этих «лесных» улучшениях ясно чувствуется творческое. Что же касается партнера, то все мое внимание сосредоточивается невольно на нем, то есть получается общение с человеком, а это уже другое дело, мы говорим здесь о лесе. Азарт же собирания ягод или грибов в моем случае, при моем характере в самом начале сковывает и ограничивает творческое начало — облегчения не получается. Особое место занимает здесь фотографирование (в лесу), но вопрос взаимодействия двух видов творчества в терапии представляется мне темой отдельного разговора.

7. 2. 5. 2. Ваш ключ

Как-то прошлой весной поехал я на дачу. Вышел утром из душной электрички, увидел весенний лес, услышал пение птиц, вдохнул полной грудью свежий воздух, но все это не произвело на меня ровно никакого впечатления. И в таком безразличии ко всему на свете шел я минут десять, как вдруг послышался приглушенный шум поезда вдали. Я слушал этот знакомый звук и вспоминал почему-то самых моих близких умерших людей. Прежде всего вспомнилась мать, которая очень любила нашу природу, особенно зимнюю, стремилась поехать на дачу в любую погоду; вспомнил затем тетку Клавдию Васильевну, которая, напротив, к природе была равнодушна, но подолгу жила с нами на даче... Эти воспоминания что-то неуловимо переменили в душе — жизнь стала теперь наполняться ощутимым смыслом: захотелось пойти в лес, захотелось и в саду поработать, и музыку послушать, и пофотографировать, и, главное, написать, как получилась эта светлая перемена — словом, жить захотелось как следует. Я почувствовал себя почти счастливым.

Вот это вспомнилось, когда я читал небольшой рассказ Пришвина «Ключ к счастью», который заканчивается так: «Сегодня в хаосе цветов и звуков роскошного луга синей фацелии один солнечный лучик попал на венчик крохотной гвоздики, и она вспыхнула рубиновым огнем и привлекла мое родственное внимание ко всему миру цветов и звуков. Венчик крохотной гвоздики в этот раз и стал ключом моего счастья». А в моем эпизоде таким ключом был отдаленный звук поезда. Вообще все в этом рассказе Пришвина чудесно относится к психотерапии в той ее части, которая связана с творческим самовыражением. Разумеется, этот ключ в другой раз может и не открыть заветные ворота. В самом деле, поезда у нас ходят часто, но далеко не каждый раз возникает тот целебный эффект, о котором я рассказал.

«Но ты продолжай вертеть каким-нибудь ключом, в этом весь твой метод — вертеть, трудиться с верой, любовью, — и замок тогда непременно откроется сам», — говорит Пришвин. Он был творческим человеком и, следовательно, имел в виду творческую работу. И тут я вижу первую трудность, поскольку творчество нередко понимают ложно, по-газетному. Но что такое творчество на самом деле? Не берусь давать определения, а просто расскажу такой случай. Как-то сидя в коридоре психотерапевтической амбулатории, я рассматривал запылившийся уже стенд фотографий, среди которых были и мои снимки. И тут только я впервые подумал, что вот прожил жизнь, а нет у меня ничего такого, что было бы для меня более свойственно, характерно, чем эти нехитрые снимки. Они просты, но повторить их все же невозможно — это я знал по опыту. Они, вероятно, весьма далеки от технического и тем более художественного совершенства, но привлекают все же внимание людей. А раз фотография, вообще работа имеет эти признаки, то есть характерна, оригинальна, интересна для других, то это, наверное, и есть творчество.

И хорошо, что Пришвин в своем рассказе не говорит, как и какими ключами надо вертеть, а то бы мы копировали его и теряли бы на этом время напрасно, поскольку приемы и ключи должны быть свои. И тут я вижу другую трудность. У разных людей могут быть совсем разные, так сказать, области целебного творчества. Это, к примеру, хорошо видно по реакции творческой группы на чтение или слушание рассказов Пришвина. Одни оживают, находят себе в этом подкрепление, другие скучают (как это бывает со мной на классе рисования), третьи и вовсе засыпают, тихонько посвистывая носом. Действительно свою область найти далеко не всегда просто, но, главное, можно. И среди множества областей по меньшей мере одна кажется мне пригодной для всех без исключения — это творческое общение с живой природой, хоть и говорит иной, что цветочки и насекомые его не интересуют. Как-то больной сказал мне, что дважды побывал по моему совету в лесу, но лес не помог. Я отвечал, что надо побывать еще и еще и приноровиться как-то так, чтобы лес помогал, а потом написать, как это получилось, рассказать, разумеется, по-своему. Да, мои опыты показывают, что целебное действие имеет в первую очередь личностная сторона работы, а не художественная, не практическая или техническая. Почему именно личностная? Не знаю, как не знал до конца Пришвин, при каких условиях открываются ворота в желанный мир, но у меня есть еще сколько-то времени.

Но как сообщить работе личностный характер? Мне кажется, что для этого прежде всего необходимо душевное равновесие. Впрочем, Станиславский считал необходимыми даже для начала творчества, как минимум, четыре условия: внимание, доброжелательство, спокойствие и, кажется, бесстрашие. Мне же, напротив, думается, что эти условия как раз возникают в процессе творчества. Так или иначе, — но нужно стремиться к душевному равновесию, кестественности состояния. Но как быть тому, кто вообще не ведает такового, вечно пребывая в угнетенном состоянии или же беспрестанно переходя от угнетенности к болезненной возбужденности? Тогда, я думаю, тоже нужно обратиться к живой природе. «Чувство природы врожденно нам от грубого дикаря до самого образованного человека», — говорит С. Т. Аксаков. И я думаю, знаю по опыту, что длительное (по нескольку часов кряду) пребывание в лесу, в поле, у реки или озера способно пробудить это чувство, чувство естественное, которое, пробудившись на время, далее может служить основой и ориентиром на нашем пути к душевному здоровью. Замечу еще, что пребывание это должно быть по преимуществу созерцательное, без каких-либо утилитарных целей и посторонних рассеяний. Я даже думаю, что без созерцания хоть век живи в лесу, а действительной его красоты не увидишь и основательной помощи не получишь, во всяком случае, сам я это вполне ощутил... Впрочем, здесь я хочу прервать свои рассуждения и предложить читателям в погожий летний день пройти вверх, скажем, по речке Талице от того места, где она впадает в Ворю, до самых истоков, то есть до Муранова или хотя бы до села Софрино. И на этом пути наверняка встретится неожиданно ключ к счастью, как говорит о нем Пришвин, но теперь уже это будет ВАШ ключ.

7. 2. 5. 3. Прогулка

Яначинал свою психотерапевтическую деятельность, если можно так выразиться, среди дефензивных людей, и слова Семена Исидоровича Консторума о том, что психотерапия в некоторых случаях не бальзамическая повязка, но подобна хирургическому скальпелю (или операции), вызывали здесь по меньшей мере настороженность. В самом деле, «скальпели» наделали уже порядочно неприятностей, всем хотелось «бальзамической повязки».

Мне в то время такой «повязкой» служил до некоторой степени один только парк. Я и сейчас там бываю, был даже сегодня и вот почему хочу об этом рассказать.

Декабрь уж давно наступил, а на дворе теплынь. Пасмурно так, что писать при дневном свете можно лишь на подоконнике, что я как раз и делаю. За окном дождь, мокрые деревья, мокрые дома, лужи на асфальте, остатки снега на земле. Унылая картина, что ни говори! Да, лето было жаркое и сухое, осенью дождей было мало, поэтому хорошо, что теперь земля набирается влаги, заполняются водой всякие ямки, рытвинки и трещинки. Это хорошо, от этого лучше, спокойней на душе. Но на улице картина все же унылая.

Совсем не то в парке. Это замечаешь сразу, как только поезд метро выходит из тоннеля. Сначала видишь мокрые деревья под дождем, такие же деревья, что и на улице, но там картина унылая, а здесь — я долго не мог подобрать подходящего слова — естественная, что ли, здесь это в порядке вещей. Меняются времена года, меняется погода, как это было и во времена царя Алексея Михайловича, чей дворец окружен прудами, питаемыми речкой Серебрянкой, над которой как раз проходит поезд, так это и теперь.

За деревьями не столько видишь, сколько угадываешь, а потом и видишь недолго лесной простор под серым небом. Пришвин говорит где-то, что вот увидел большую воду, и душа стала большой. Нечто подобное испытываешь и здесь, но только поезд слишком быстро проходит мимо. Затем он входит в березовый лес и останавливается. Здесь я и выхожу.

Негустой березовый лес хорош во всякое время года и при любой погоде. Не пройдешь и десяти шагов, как глаз отыскивает любезную сердцу отдаленность, смягчающую душу картину. Воздух здесь кажется необычайно нежным. Тропинка от тепла и дождя размякла и очень удобна для ходьбы, снег весь усыпан прелестным лесным мусором. И все время слышен в тишине убаюкивающий шорох дождя на снегу...

Но вот и опушка. На открытом месте видишь засохшую траву вроде полыни и пырея, а справа кусты ивняка и черной ольхи. На веточках висят прозрачные дождевые капли, так что кажется издали, что ива зацветает...

Перехожу по мостику мутную в это время Серебрянку и с пригорка смотрю на отдаленности, на лес в дымке. И понимаешь сердцем в эти минуты, почему Чайковский говорил, что «восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Вспоминаются также удивительные слова Ушинского о влиянии прекрасного ландшафта на развитие молодой души...

Издали пытаюсь разглядеть, сбросили ли громадные лиственницы последние свои желтые иголки. А в это время вижу, как внизу промелькнула фигурка лыжника, потом другая и третья. Я-то стою на голом мокром асфальте, а там, видно, хорошая лыжня... И вспоминается один год из давнего прошлого...

В тот год, помнится, я значительно подтянулся физически. Сдал норму второго или даже первого разряда по лыжам, освоился с перекладиной. Когда-то я и раза не мог подтянуться, при сдаче норм ГТО мне помогали, легонько поддерживая за ноги. А теперь я мог без особого труда и десять раз подтянуться и легко перелезть через любой забор, если только я мог допрыгнуть или дотянуться до его верха. Но все это никак не влияло на душевное состояние (а оно было весьма неважным), весь этот спорт ничего не давал.

Я смотрел на разноцветные шапочки лыжников и жалел о том потерянном времени и о том, что без бинокля не могу разглядеть, остались ли еще иголки на ветвях лиственниц, а подойти ближе уже было некогда — слишком много скопилось всяких мелких дел. Но уходя, я чувствовал, что буду жалеть, что не подошел к лиственницам, так уже бывало. Толстой правильно говорит, что человек, у которого слишком много обязанностей (или слишком мало сил, — добавлю я), пренебрегает обязанностями к своей душе, а это главное. Действительно, когда все время занят другим и другими, оставляя творчество, то видишь, как исподволь теряешь себя, слабеешь и все хуже выполняешь любую работу. Так что, пожалуй, я зря не подошел к лиственницам.

Возвращался я к метро быстрым шагом, спешил, но все-таки не мог не заметить, как чудесно изменяется шум дождя на протяжении всего недолгого пути. На проталине он шуршит по-осеннему в опавших мокрых листьях, у моста волшебно сливается с тихим журчанием речки возле случайного препятствия в виде зацепившейся за берег ветки, в траве мягко шелестит, шуршит в лесу на снегу, а у станции метро постукивает по железным карнизам. И эти изменения заметно смягчали напряжение спешки...

Таким образом, получается, что на природе нет гнетущего ощущения от дождливого декабря, на природе вообще всегда лучше, чем на улице. Я уже говорил об этом и буду говорить еще, потому что это не очевидно и потому, что я сам склонен это забывать. И, разумеется, все это имеет настоящий смысл в рамках Терапии творческим самовыражением и, следовательно, в русле Активирующей психотерапии С. И. Консторума, которого с благодарностью помним. Ибо без творческой активности получается то, что называют общеукрепляющим действием пребывания на природе, а нам этого совершенно недостаточно, чтобы, к примеру, потеснить депрессию, смягчить или даже вовсе снять деперсонализацию...

Конечно, мне хотелось коснуться и других тем, привести пример того, как важно, помогая другому человеку, действовать в соответствии с его характером (а не своим), особенно, если это женщина... Мне хотелось рассказать и о том, как, помогая другому, получаешь иногда нежданную помощь от природы сам, получаешь иногда гораздо больше, чем даешь. Но я робею перед такими темами и все откладываю их на будущее, а сам опять поворачиваюсь к любезному мне деревцу ольхи, покрытой сережками, или иду по лесной тропинке, усыпанной березовыми семенами-«самолетиками»...


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.