Терапия творческим самовыражением как научно-методическая основа христианской психогигиены — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Терапия творческим самовыражением как научно-методическая основа христианской психогигиены

2017-06-29 204
Терапия творческим самовыражением как научно-методическая основа христианской психогигиены 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отсчет времени в истории формирования в системе практического здравоохранения Одессы христианской психогигиены — нового направления профилактической медицины, основанного на синтезе-взаимопроникновении научных психогигиенических знаний и христианской просветительной этики, очевидно, следует вести с лета 1992 года, когда технолог по образованию и социолог по интересам А. К. Геник начала собирать группы работников одного из предприятий города для проведения собеседований по остро возникшей в коллективе проблеме нормализации психологического климата.

Руководствуясь эмпирическими наблюдениями и данными литературных источников, свидетельствующими, что конфликты между людьми в большей части обусловлены фактором психологического различия людей, имеющих разные характеры и, как следствие этого, разное (виртуальное в психологическом аспекте) представление о реальности, эти собеседования, обозначенные как семинар виртуальной психологии, имели целевую установку, емко выраженную высказываниями двух писателей — Андре Моруа: «Если бы мы знали других так же, как самих себя, самые предосудительные их поступки казались бы нам достойными снисхождения» и Томаса Манна: «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть».

Первоначально А. К. Геник проводила занятия по методике коррекции межличностных отношений, предложенной литовским педагогом Аушурой Аугустинавичюте (в кн. Е. С. Жарикова и Е. Л. Кру-шельницкого «Для тебя и о тебе», 1991 год).

Психологическая методика Аушуры Аугустинавичюте, разработанная на основе психолого-аналитической концепции К. Г. Юнга (о психологических типах, «индивидуации», «самости»), представлялась А. К. Геник максимально валидной решению поставленных задач (технология проведения занятий заключалась в ознакомлении слушателей с особенностями взаимоотношений 16-ти условно очерченных характеров, обозначенных именами исторических деятелей, писателей и героев литературных произведений, что в конечном счете предполагало возможность коррекции межличностных отношений путем выбора оптимальных способов общения).

Однако уже первый опыт проведения семинара виртуальной психологии выявил недостаточную практическую состоятельность методики Аушуры Аугустинавичюте — типы характеров, выделенные ее автором, с трудом воспринимались лицами мало компетентными в вопросах истории и литературы. Ярко манифестировалось и другое несовершенство методики — ее замкнутость исключительно на абстрактных психологических понятиях. Включение в программу занятий элементов просветительной этики мировых религий (для «поисков души», предполагавшего, по мнению К. Г. Юнга, отыскание смысла и цели жизни человека, формирование его ценностных духовных ориентаций и обретение внутрипсихического «символа Бога») лишь в известной степени устраняло этот недостаток, ибо объединенные в группу люди разных характеров и, соответственно, разных убеждений воспринимали морально-этические принципы религиозных традиций неоднозначно.

Такая ситуация закономерно стимулировала поиск путей усовершенствования технологии проведения занятий.

С начала 1993 года по совету академика А. Е. Штеренгерца и автора настоящей работы программа семинара А. К. Геник подверглась реконструкции — в ее основу вместо психологической методики Аушуры Аугустинавичюте был положен профилактический вариант клинического метода Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно (Методические рекомендации «Терапия (профилактика) творческим самовыражением...» (1988)).

Убеждающим аргументом для принятия такого решения служил приобретенный одесскими специалистами десятилетний опыт использования с психопрофилактической целью приема ТТС (в группе «Вдохновение» Городского центра психогигиенических знаний (Е. А. Поклитар, А. Р. Терлецкий), в клиническом санатории им. Октябрьской революции (А. Е. Штеренгерц), Южно-Украинском университете им. К. Д. Ушинского (В. И. Ян), в одной из общеобразовательных школ города (Т. Е. Конрад-Вологина, Е. А. Поклитар)), показавший, что клинический метод М. Е. Бурно, являясь по своей психологической сущности своеобразным способом удовлетворения духовных потребностей личности, обладает (помимо лечебных) эмергентными гуманитарно-культорологическими возможностями реально способствовать духовному росту и культурному развитию человека, формировать его творческую индивидуальность и повышать уровень жизненной активности.

Однако решающим фактором, определившим выбор ТТС в качестве нового фундамента семинара виртуальной психологии, явилась предназначенность этого метода оказывать адресную помощь в поиске своего места в жизни лицам конкретной — защитно-оборонительной (дефензивной) структуры личности (нерешительным, застенчивым, стеснительным, слабовольным, неуверенным в себе, тревожно-мнительным, душевно инертным, малодушным, робким, непрактичным), особенно чутко и болезненно реагирующим на стресс-факторы. Такая целевая установка ТТС импонировала руководителю семинара, истинно верующему человеку, своим созвучием с апологетикой христианского гуманизма, обращенного, прежде всего, к «нищим духом» — убогим и ущербным, униженным и оскорбленным.

«Священник, — писал в 1989 году в книге «Безвольная личность: выход из тупика» М. Е. Бурно, — помогает человеку узнать не осознанное прежде содержание страданий и этим осознанием смягчиться, но в отличие от религии ТТС помогает пациенту проанализировать, осознать свои смутные переживания клинически, то есть исходя не из замкнутой религиозной ориентации, а из особенностей его личности и, стало быть, его взаимоотношений с людьми, его характерных реакций на травмирующие душу события». В пору, когда М. Е. Бурно высказал это суждение, официальная медицина в условиях господства в науке идей коммунистического гуманизма не могла признавать связь, а тем более взаимопроникновение научных медицинских знаний и религиозной апологетики. Однако одесские специалисты не усмотрели в ссылке автора ТТС на «замкнутость» религии какого-либо противоречия между религией и медицинской практикой — в реконструированной программе семинара виртуальной психологии дидактический материал приема ТТС сочетался с наставлениями пророков Ветхого завета, Нагорной проповеди Спасителя и апостольских посланий, обладающими, по опыту многих поколений верующих, «чудесной властью самые невыносимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье» (У. Джеймс).

В новой конструкции семинар А. К. Геник, по сути, превращался в один из видов «групповой терапии», направленной, по определению Ф. Столлера, на «развитие и изменение поведения человека, формирование лучшего понимания им обстоятельств своей жизни и жизни других людей» (цит. по Дж. Наэму в кн. «Психология и психиатрия в США», 1984).

Вместе с тем, усовершенствованный семинар, преследуя цели, аналогичные целям других видов «групповой терапии», решал их на принципиально ином методологическом подходе (не психолого-аналитическом, а клиническом) с использованием средств религиозной просветительной этики и был ориентирован не на всех без выбора людей, а исключительно на лиц защитно-оборонительной (дефензивной) структуры личности. Одновременно с этим, как мероприятие, основанное на медицинском методе, он предназначался для оказания не только психологической, но и медицинской — психогигиенической помощи. Все это определило его новое наименование — семинар христианской психогигиены — и закономерно потребовало участия медицинского специалиста — консультанта в проведении занятий.

Определенные М. Е. Бурно психопрофилактические задачи ТТС — избавление от мешающей жить и работать напряженности, выход на свою «вдохновенную целебную жизненную дорогу» — решались в три этапа: на первом — занимающийся познавал характеры людей; на втором — определял свой характер и осознавал присущие ему склонности и устремления; на третьем — выбирал для себя (сообразно своему характеру) соответствующий образ жизни (без вредных привычек и поступков, наносящих ущерб своему и других людей душевному здоровью и физическому благополучию).

Программа семинара христианской психогигиены первоначально включала в себя 7 занятий, проводимых с использованием методик психопрофилактики разъяснением и убеждением, сократического диалога, активирующей психотерапии и эмоционально-стрессовой психотерапии В. Е. Рожнова-М. Е. Бурно.

Целевые наблюдения, выполненные в процессе апробации программы семинара христианской психогигиены (1995-1996 гг.) на базе Одесского областного противотуберкулезного диспансера, показали, что участники семинара, через понимание своего характера и других характеров, осознав свое виртуальное миропонимание и мироощущение, находят свое место среди людей, свой смысл жизни. Тем самым они обретают душевные и волевые потенции для оптимального в условиях реальной действительности разумного удовлетворения присущих им биологических, социальных и духовных потребностей, равно как и преодоления возникающих на пути их реализации препятствий, что в конечной счете формирует их психологический иммунитет против внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) стресс-факторов — стресс-резистентность.

Осознание благодаря ТТС своей неповторимой индивидуальности, уникальных ценностных ориентаций и постижение элементарных понятий христианской апологетики о смысле человеческого бытия в мире изначального противостояния добра и зла формируют у участников семинара не только новые, адекватные своей душевной организации мировоззренческие и поведенческие установки, устремления, разумные (бесконфликтные) способы общения с другими людьми и принципы здорового образа жизни, но и особую интуитивную потребность познания сущности таинственной силы, создавшей бесконечное многообразие проявлений жизни и рационально регулирующей их взаимодействия и противоречия в природе.

Опыт показал, что этот психологический процесс взаимопотенцирующегося синергизма сознания и бессознательной сферы человеческой личности нередко завершается у многих атеистов (преимущественно лиц идеалистического склада характера) возникновением экстатического ощущения божественного вмешательства в духовную жизнь людей (обретения Бога). Последующие наблюдения в группах христианской психогигиены позволили установить, что духовный переворот «обретения Бога» в значительной степени обусловлен влиянием особого рода эмпатии, исходящей от руководителя занятий, искренне исповедующего высшую христианскую добродетель — любовь к ближнему, «чистую, ко всем равную, радостную, бескорыстную, пламенеющую одинаково к друзья и недругам» (Святитель Игнатий Брянчаннинов). Способность ТТС (основы христианской гигиены) служить целям религиозного обращения была выявлена также ее автором. «ТТС, — указывает М. Е. Бурно, — интересуются сейчас и священники, стремящиеся помочь прихожанину в соответствии со своей природой, по-своему, полнее и глубже проникнуться религиозным мироощущением, почувствовать Бога» («О терапии духовной культурой», 2000). Он же в отзыве на наш проект формирования на основе ТТС системы христианской психогигиены, рассуждая об особенностях ТТС как метода, способного пробудить в человеке, предрасположенном к религиозному мироощущению, веру в Бога, благодаря, в том числе, эмоциональной близости руководителя и участников семинара, писал: «...Эмоциональная близость в ТТС — живое, искреннее переживание психотерапевта за своего пациента, человека с душевными трудностями, переживание за то, что он болен, что трудно, тяжело ему на душе...». И далее: «Характеры здесь важно постигать для того, чтобы найти свой путь к Богу, свой — сообразно своей природе».

В 1998 году после выхода в свет Методических рекомендаций М. Е. Бурно «О краткосрочной терапии творческим самовыражением» (1997) программа семинара христианской психогигиены претерпела некоторые изменения и дополнения. В окончательном варианте она выглядит следующим образом:

Занятие 1. Стресс в жизни современного человека. Понятие о дистрессе и эустрессе. Факторы риска психических и психосоматических заболеваний. Главные греховные страсти в христианской теологии. Художественная интерпретация жизненных трудностей и искушений в картине Н. С. Фомичева «Огонь Прометея, или Двенадцатиглавый Змей».

Занятие 2. Научно обоснованные принципы здорового образа жизни и человеческие добродетели христианской апологетики. Краткая история научной психогигиены. Предмет психогигиены.

Занятие 3. Характеры людей по классификации Э. Кречмера — П. Б. Ганнушкина — М. Е. Бурно. Агрессивные и дефензивные характеры.

Занятие 4. Безвольная личность: выход из тупика. Христианский гуманизм и Терапия творческим самовыражением М. Е. Бурно.

Занятие 5. Синтонный характерологический радикал.

Занятие 6. Авторитарный характерологический радикал.

Занятие 7. Психастенический характерологический радикал.

Занятие 8. Истерический характерологический радикал.

Занятие 9. Аутистический характерологический радикал.

Занятие 10. «Мозаичные» характеры. «Полифонический» характер.

Занятие 11. Целебно-творческое общение с природой.

Занятие 12. Целебно-творческое общение с живописью художников разных характеров (синтонные, психастеники, авторитарные, аутисты, демонстративные личности, «мозаики»).

Занятие 13. Психогигиенические и психотерапевтические моменты в религии.

Занятие 14. Сила слабых в творческом самовыражении (творчество как лечебно-профилактический фактор). «Меланхолия» Дюрера.

Занятие 15. Подведение итогов семинара (оценка его эффективности для каждого участника по результатам индивидуального тестирования).

Каждое занятие включает в себя также обучение приемам психической саморегуляции (по системе Я. Н. Воробейчика) и завершается сеансом психологической разгрузки.

После первого и тринадцатого занятий участники семинара получают домашнее задание — заполнение анкет-вопросников для определения уровня душевного и физического здоровья. В случаях необходимости в рамках семинара врач-психотерапевт проводит индивидуальные занятия по показаниям.

Сравнительная оценка данных обследования с помощью батареи тестов (до начала и после окончания занятий) 4-х групп больных туберкулезом, находившихся на стационарном лечении в областном противотуберкулезном диспансере в 1999 и 2000 годах (общей численностью 46 человек: 31 женщина и 15 мужчин), дает основание судить о достаточно высокой психогигиенической и психотерапевтической эффективности семинара.

Если общим для психического статуса всех 46 участников семинара было наличие мощного стресса, проявлявшегося высоким уровнем напряженности и настороженности, сочетающихся с настойчивым желанием избавиться от мешающих жить пессимистических воззрений, нигилизма, апатии, ипохондричности, отсутствия перспективы в жизни и безразличия к своей судьбе, то к концу занятий у 39 человек (84,7%) душевное состояние значительно улучшилось. Уменьшилось ощущение тяжести состояния, повысился уровень активности и настроения, а 42 человека (93,4%) заявили, что благодаря семинару обрели способность легче справляться с жизненными трудностями, изменили свое пессимистическое отношение к соматическому заболеванию, обрели надежду на полное выздоровление и веру в возможность изменить свою судьбу.

К концу занятий избавились от вредной привычки курения 10 человек из 14 курильщиков (71,4%), перестали употреблять алкоголь 16 человек из 25 потаторов (64%). Согласно данным тестирования по анкете Б. М. Шенкмана, в целом по группе уровень здоровья повысился на 69 баллов.

Естественно, при оценке эффективности семинара, в конструкции которого присутствует религиозная апологетика, нас интересовало, насколько действенной является его духовная сущность. Наиболее выразительными были ответы на этот вопрос в двух отзывах: 1. Валентины Д., 47 лет (синтонный характерологический радикал): «Моя жизнь стала достойной Божественного предназначения человека на земле» и 2. Натальи Д., 23 лет (психастенический характерологический радикал): «До последнего времени я не считала себя истинно верующей. Мне не хватало силы веры, эмоциональной включенности. Я понимала, что Бог есть, скорее разумом. Сейчас я стала очень сильно ощущать присутствие Бога. Его влияние на мою жизнь. Я почувствовала, что все, что происходит вокруг меня — делается мне во благо. Спасибо Вам за то, что Вы внесли в мою жизнь. Я чувствую, что те перемены, которые происходят сейчас, направили мою жизнь в правильное русло».

Положительные сдвиги психофизиологического состояния больных, произошедшие в результате занятий по христианской психогигиене, очевидно оказались одним из факторов благоприятного течения специфического легочного процесса, по поводу которого они находились на стационарном лечении, — у подавляющего большинства из них (при общей с другими пациентами технологии антибактериальной химиотерапии) обезбацилливание, рассасывание очагов и закрытие полостей распада в легких наступало в среднем на полтора-два месяца раньше.

Представляется, что полученный нами опыт определяет целесообразность утверждения в системе профилактической медицины специализированной применительно к лицам пассивно-оборонительной (дефензивной) структуры личности методики христианской психогигиены, направленной на решение задач трех разделов психогигиены (личной, быта, общения). Такая целесообразность очевидно приобретает в современных условиях приоритетное значение в связи с опасной эволюцией психических нарушений, особенно среди дефензивных личностей.

На наш взгляд, в организационном плане методика христианской психогигиены должна стать действенным инструментом практической деятельности региональных отделений Научно-методического Центра Терапии творческим самовыражением Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и пропагандистов здорового образа жизни, проводящих занятия по учебной программе курса валеологии.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.