Возможности применения Терапии творческим самовыражением в работе с заикающимися дошкольниками — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Возможности применения Терапии творческим самовыражением в работе с заикающимися дошкольниками

2017-06-29 248
Возможности применения Терапии творческим самовыражением в работе с заикающимися дошкольниками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заикание — сложное речевое расстройство, в клинической картине которого проявляются в единстве нарушения физиологического и психологического характера. Фиксированность внимания на своем дефекте усиливает заикание, что в свою очередь еще больше приковывает внимание заикающегося, создавая порочный круг. Многие исследователи отмечают у такой категории детей в разной степени выраженные тревожность, боязливость, страх перед речью. Понимание своего дефекта и желание его скрыть порождают у заикающихся разнообразные уловки, стремление к уединению, неуверенность в себе, стеснительность, подозрительность, угнетенность, что ограничивает коммуникативные возможности детей. Исследования личностных особенностей заикающихся выявляют также тревожно-мнительный характер, пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

Одним из моментов, имеющих важное значение в становлении личности в дошкольном возрасте, является трудовое воспитание, формирующее у детей нравственные ориентиры, трудолюбие, понимание общественной полезности труда, способствующее саморазвитию и компетентному выбору в будущем своего жизненного пути. Р. Н. Дзарасовым была экспериментально доказана взаимосвязь между отношением к труду в дошкольном возрасте и особенностями поведения в этом и последующих возрастных периодах. Формирование потребности в труде расценивается им как условие профилактики возможных деформаций в социальном становлении личности ребенка. Положительное отношение к труду способствует появлению личностных свойств, значимых для дальнейшего развития ребенка. Формирование его происходит на основе естественного стремления ребенка к самостоятельности. Дошкольный период, являющийся сенситивным для воспитания положительного отношения к труду, приобретает особое значение в личностном развитии заикающихся дошкольников, их социальной адаптации. Для этих детей очень важно осознание полезности труда и его результатов для жизненного пути. Появляется возможность самоутверждения через практическую деятельность, что способствует повышению самооценки и уважения к себе. Умение видеть свои достоинства в работе, ценность ее результатов всегда будут служить психологической поддержкой страдающим заиканием детям, надежной опорой в жизни.

В процессе разнообразной самостоятельной деятельности выявляются наклонности, способности детей, их интересы. Для каждого имеет большое значение увидеть свои положительные черты и развивать их. Направление ребенка на интересную, соответствующую его индивидуальным особенностям и потребностям деятельность, удовлетворение его интересов, расширение знаний и представлений окажет положительное влияние на развитие его личности, будет способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности в будущем. Поиск себя, дела по душе, отвечающего способностям, в котором можно добиться наиболее высоких результатов, оказывается особенно важным для заикающихся детей, которым предстоит утвердить себя самостоятельной личностью в жизни, оказаться конкурентоспособными в условиях свободного рынка.

Творческое самовыражение в процессе самостоятельной деятельности окажет психотерапевтическое действие на заикающихся дошкольников. Дети могут выполнять работу по-своему, проявляя свой характер, свою индивидуальность. Каждому ребенку важно увидеть, что у него получается хорошо, лучше, чем у других. Автор метода Терапии творческим самовыражением Марк Евгеньевич Бурно пишет, что «в творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое». В творчестве (в самом широком смысле) человек ощущает себя поистине самим собой. «Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно-полезного по-своему) обнаруживает, укрепляет самобытность творца, прокладывая ему дорогу к людям, которым интересна, созвучна его духовная индивидуальность». «Творческое углубление в себя само по себе (в смысле уяснения своих особенностей в творчестве) действует, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, беспомощности, расстройство настроения» (Бурно М. Е., 1999, с. 75).

Увлеченность ребенка деятельностью, отвлекая его от мыслей о своем дефекте, будет способствовать положительному самочувствию ребенка, укреплению уверенности в себе, своих силах, а взаимодействие детей в процессе совместной деятельности — созданию благоприятного микроклимата в группе. В ходе самостоятельной, свободной, творческой работы у ребенка снимается напряжение, мешающее развитию моторики.

Использование элементов Терапии творческим самовыражением в работе с заикающимися дошкольниками окажет положительное влияние на развитие его личности, что в свою очередь будет благоприятствовать преодолению заикания.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.