Педагогическая техника учителя — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Педагогическая техника учителя

2017-06-26 316
Педагогическая техника учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества.

Педагогическая техника – повторяющиеся, применяемые в разнообразных ситуациях приемы мастерства, превращенные в привычные профессиональные действия; комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в труде. Ядро элементов педагогической техники составляют умения педагогического общения, техника и культура речи (голос, дыхание, дикция, интонационная окраска, грамотность и т.д.), выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, вообще внешний облик учителя), самоконтроль, выдержка и т.д. Можно сказать, что педагогическая техника орнаментирует информацию, сообщаемую педагогом. Это те умения, которые помогают учителю через визуальную и аудиальную стороны восприятия донести до воспитанников свои мысли и чувства, способствуют творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми.

Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Прежде всего, педагог должен овладеть искусством общения с детьми: уметь выбрать правильный тон и стиль общения с ними. В отношениях с детьми важны простота и естественность. Мастер не разговаривает с ними ни искусственным, ни назидательным, ни панибратским тоном.

Составной элемент педагогической техники – умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей. В больших группах детей при значительном количестве выполняемых ими операций ничего не должно уходить из-под его контроля. Очень важно и умение по внешним признакам поведения ученика определять его душевное состояние, т.к. это составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.

Чувство темпа также должно быть присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соизмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического воздействия.

Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников или проявлению ими моральных качеств. Педагог не остается равнодушным. Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим. Его переживания всегда воспринимаются детьми как самая реальная оценка их действий. В этом смысле мастерство педагога в какой-то мере сродни мастерству актера. Обращение педагога может быть и просьбой, и осуждением, одобрением и приказом. Педагог «играет» всегда одну и ту же роль – самого себя и преследует этим одну цель – правильно влиять на воспитанников.

 

Тема 1.4 Общая характеристика системы образования Российской Федерации

 

Краткие теоретические сведения по теме:

 

Общая характеристика системы образования в Российской Федерации

Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

Основным типом института образования являются образовательные организации, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ.

Дошкольные образовательные организации (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных организациях, являются подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные организации представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

I ступень – начальная школа (3-4 года);

II ступень – основная школа (5 лет);

III сту­пень – средняя школа (2-3 года).

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводится факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Введение на этом этапе обучения дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75-80% учебного времени), факультативных курсов, системы внеклассных занятий направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. С этой целью учебный план данной ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные организации (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные организации органами управления образованием только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные организации осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, в школах открываются подготовительные классы. При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добровольных началах.

Профессиональные образовательные организации создаются для реализации профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена и программ высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образованиеможет быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, а также специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего или среднего общего образования. Оно может быть получено в профессиональных образовательных организациях (средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах).

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных организациях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) – университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования – учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

 

Концепция и стратегия развития 12-летней общеобразовательной школы

Школа как важнейший социальный институт отражает состоя­ние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою оче­редь изменения в системе общественных отношений активно воз­действуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития России в ближайшие два-три десятилетия XXI в.

Детерминанты перехода на 12-летнее общее образование

Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников. Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисцип­линам при сохранении прежнего объема учебного материала при­вело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к пере­утомлению детей.

Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежеднев­ной учебной нагрузки путем рационального использования по­явившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.

Повышение качества общего образования. Как показывают дан­ные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.

Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образо­вания.

Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.

Переход к новой структуре и содержанию общего среднего об­разования направлены на решение указанных проблем.

Достижение нового качества образования должно стать сред­ством социализации учащихся, основой их успешной деятельно­сти. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологиче­ской и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных спо­собностей, обшеучебных умений и навыков, без которых все дру­гие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повы­шение качества массового школьного образования способству­ет развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.

Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и воз­можности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержа­ния образования, создать условия для индивидуализации обу­чения.

Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992 г.), преобладающей междуна­родной практикой является 12-летнее школьное образование.

В большинстве развитых стран общее среднее образование обес­печивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее образование вве­дено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию про­граммы по основным учебным предметам учащиеся должны ос­воить за 11 лет.

Введение в России общепринятой в мировом сообществе про­должительности обучения в средней школе позволит обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.

Влияние демографических и социально-экономических факторов. По прогнозам, в 2011 г. в школах будет обучаться не 21 млн. уча­щихся, как в 2001 г., а только 13 млн., что может привести к серь­езным социально-экономическим последствиям, в первую оче­редь в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать до­полнительных финансовых затрат на обеспечение этого пере­хода.

В новых социально-экономических условиях обострились про­блемы трудоустройства выпускников школ, их социальной адап­тации. Социальный статус выпускника 16-летнего воз­раста (по сравнению с 15-летним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики будут заканчивать школу в 18-19 лет и будут обладать всеми конституционными правами граждан России.

Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преем­ственности уровней образования.

Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки и социали­зации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в стар­ших классах средней школы позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования.

Структура 12-летней общеобразовательной школы

В основе орга­низационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является ти­пология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.

В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуника­тивными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются допонятийные формы мы­шления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. К концу дошкольно­го возраста формируется познавательный интерес к изучению ок­ружающего мира и «образу себя», а также основы волевой регу­ляции, инициативности, самостоятельности. Учитывая психоло­го-возрастные особенности дошкольников, недопустимо перено­сить в дошкольные учреждения содержание и формы организа­ции обучения и воспитания, характерные для общеобразователь­ных учреждений.

I ступень – начальное общее образование, I – IV классы. Начальный возраст обучающихся – не менее 6 лет на 1 сен­тября (продолжительность обучения 4 года). В этот период проис­ходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобре­тения знаний и их применения при решении познавательных за­дач, развиваются коммуникативные умения детей.

В I – IV классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

II ступень – основное общее образование, V – Х классы. Продолжительность обучения 6 лет. В подростковом возра­сте начинается интенсивное социальное развитие личности, ста­новление нравственных норм. Подросток может ставить перед со­бой личностно значимые цели, у него возникают профессиональ­ные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.

Формируется образ Я, составляющий основу для самоопреде­ления. Основная школа предоставляет условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечи­вает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах дея­тельности.

Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.

III ступень – среднее (полное) общее образование, XI – XII классы. Продолжительность обучения 2 года. На ос­нове овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, спо­собности реально оценить свои учебные и профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

На старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. При этом могут сохраниться непрофилированные общеобразовательные классы.

Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарного, художественно-эстетического и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней общеобразовательной школы отличаются от существующей модели завершен­ностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференци­ацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.