Понятие о личности, ее развитии и формировании — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Понятие о личности, ее развитии и формировании

2017-06-26 640
Понятие о личности, ее развитии и формировании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Когда рождается ребенок, говорят, что родился человек, но не личность. Становление человека как биологического существа находит выражение в развитии скелета, внутренних органов и систем и проявляется в возрастных этапах его развития и поведения (детство, отрочество, юность, зрелость и старость). Биологическое развитие сочетается с приобретением социальных свойств и качеств, которые характеризуют человека как социальное существо: знаний, моральных норм и правил, привычки следовать моде, способности выполнять какую-либо работу и т.д. Все эти социальные свойства и качества формируются у человека прижизненно.

Т.о., понятие «человек» объединяет в себе как его биологические, так и социальные свойства и качества, т.е. человек – это биосоциальное существо. Понятие же «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека (речь, сознание, различные привычки и т.д.). Т.о., понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств.

Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обсуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

Одним из наиболее существенных признаков личности, по выражению знаменитого отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, является «способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности». Отечественный философ В.П. Тугаринов относил к числу важнейших характеристик личности следующие:

q разумность – способность обдумывать свои поступки и поведение;

q ответственность – способность нести ответственность за свои поступки и поведение;

q свободу – способность к автономной (независимой) деятельности;

q личное достоинство;

q индивидуальность – непохожесть, своеобразие, отличие одного человека от другого, определяемое особыми чертами характера и темперамента;

q общественную активность;

q устоявшееся мировоззрение.

Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, необходимо раскрыть сущность понятий «развитие» и «формирование личности».

Развитие – это прежде всего процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности, однако, главным в развитии человека как личности являются качественные изменения, происходящие в нем, поэтому под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения и нравственности.

Формирование – это результат развития личности, который обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

Личность ребенка является одновременно и объектом педагогической деятельности специально подготовленного для этой деятельности взрослого – педагога, и субъектом воспитательных отношений, поскольку воспитание требует от ребенка осознанного отношения к педагогическим воздействиям. В роли объекта воспитательных отношений ребенок – это индивидуальность, развиваемая и преобразуемая в соответствии с педагогическими целями. Однако какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ученика, без собственного труда он мало чего достигнет. Поэтому очень важна роль ребенка как субъекта педагогического процесса. С этой позиции он – развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих интересов, стремлений и потребностей, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным и воспитательным процессом. Следовательно, при правильно организованном воспитании школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект, то есть активный участник собственного воспитания.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.