Воспитание и преподавание как основные виды педагогической деятельности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Воспитание и преподавание как основные виды педагогической деятельности

2017-06-26 847
Воспитание и преподавание как основные виды педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной (родители; общественные организации; руководители предприятий и учреждений; производственные и другие группы; средства массовой информации и т.д.) и профессиональной (воспитатели дошкольных образовательных учреждений; учителя школ; преподаватели училищ, техникумов, колледжей, институтов, университетов, педагоги дополнительного образования и т.д.).

Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство цели и содержания. Педагогическое действие выражает то общее, что присущевсем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них иявляется тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.

Логика педагогической деятельности: педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи, затем, опираясь на имеющиеся знания, учитель теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. Таким образом, познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя. В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи.

 


· строго определенная цель и варианты способов ее достижения; · не преследует прямого достижения цели, а лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель;
· обычно имеет жесткие временные ограничения (например: урок – 40 мин.); · цель недостижима в ограниченные временными рамками организационной работы (например: классный час) сроки;
· содержание обучения и логику преподавания можно строго запрограммировать; · содержание и логика воспитательной работы не допускают жесткой регламентации;
· преподаватель имеет дело с примерно однородным «исходным материалом»; · воспитатель вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника;
· результаты учения практически однозначно определяются деятельностью учителя (его способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика); · в воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности; в развивающейся личности очень трудно выделить результат деятельности именно воспитателя;
· результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях (оценки, отметки); · предвидение результатов тех или иных воспитательных действий затруднено, а их получение намного отсрочено во времени;
· важнейший критерий эффективности – достижение учебной цели – уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии; · важнейший критерий эффективности – позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
· преподавание имеет дискретный (прерывистый) характер – обычно оно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным. · воспитание имеет непрерывный характер – даже при условии отсутствия непосредственного контакта с педагогом воспитанник находится под его опосредованным влиянием; обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна и более значима, чем основная часть.

 

Несмотря на отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы, необходимо помнить они рассматриваются отдельно друг от друга лишь условно, для более глубокого их познания. В реальной педагогической деятельности они выступают в неразрывном единстве, т.к. неотъемлемым компонентом содержания образования наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считается опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным.

Кроме того, опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные процессы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.