Управление и его характеристики. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Управление и его характеристики.

2017-06-25 231
Управление и его характеристики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дисциплина «Основы менеджмента»

Лекционный материал.

Введение:

Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.

Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.

Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.

(Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)

Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.

Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.

Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.

 

 

Общая теория управления.

Это законы, принципы, правила.

Всеобщими принципами управления являются:

1. системность.

2. детерминированность (определяемость, однозначная определенность).

3. управляющий параметр или параметры (параметры, на которые можно оказывать прямое воздействие в соответствии с теми или иными требованиями).

4.обратная связь.

5.направленность.

 

Взаимодействие компонентов или элементов социально-экономической системы происходит по кибернетической модели менеджмента.

Управление в рыночной экономике.

Роль экономического «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок.

Его основной принцип, принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения — что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями.

Проблемы управления в рыночных условиях:

- ориентация на спрос и конъюнктуру рынка.

- производство тех видов товаров, которые пользуются наибольшим спросом

и гарантируют получение прибыли.

- обеспечение эффективности в деятельности.

 

 

Менеджмент как современная теория управления социально- экономическими системами.

Развитие бизнеса показывает,

что спрос на хороших

менеджеров растет

быстрее чем

возможности их

подготовки.

Питер Друкер

03.05.

Становление и развитие менеджмента как науки.

 

Наиболее признанными являются четыре подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления:

1. Подход, основанный на выделении различных школ. (включает 4 школы.)

2. Процессный подход к менеджменту (управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

3. Системный подход к организации (организация и внешняя среда, в которой она функционирует, рассматривается как одно целое).

4. Ситуационные теории (основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией).

 

 

I подход:

 

Год – рождение менеджмента.

  1. Это время перехода американского рыночного капитализма от торговой стадии к промышленной.
  2. Появилась свобода получения прибыли, что усилило долевую активность промышленных капиталистов.
  3. Благодаря исследованиям американского инженера Фредерика Тейлора, наука управления была выделана в отдельную область знаний.

Анри Файоль считается «отцом научного менеджмента», объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, кроме того он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто.

Школа административного управления возникла в ответ на рост крупных организаций. Она занималась выработкой механизма управления крупными промышленными гигантами с позиций верхних уровней управления.

Анри Файоль (француз) был управляющим угольной компании и

приложил основные принципы управления фирмой с точки зрения администрации:

1. Принцип единогласия, когда полная ответственность за работу любого экономического объекта должна быть возложена на его руководителя.

2. Любой экономический объект имеет иерархическую структуру уровней управления, во главе каждого элемента – руководитель.

3. Подчинение индивидуальных интересов общим.

4. Централизация власти.

5. Порядок и дисциплина.

6. Равенство.

7. Принцип инициативы.

8. «Честь мундира» и т.д.

III подход

Системный подход

Усиление взаимодействия и переплетение всех сторон деятельности

организации, в том числе производственной, финансовой, маркетинговой,

социальной привело к формированию в середине ХХ века так называемого

Системного подхода.

В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга воздействие.

Системный подход — это:

- применение теории систем в менеджменте;

- способ мышления менеджеров по отношению к организации и управлению.

Чтобы понять, что системный подход помогает руководителю более эффективно достигать целей организации, необходимо определить, что такое система.

Усвоим, система -это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.

Все организации являются социотехническими системами, так как в них наряду с техникой работают люди.

Системный подход предполагает рассмотрение организации в виде открытой

системы, которая характеризуется взаимодействием с внешней средой.

В соответствии с этим подходом любая организация является открытой для внешней среды социально-технической системой, которая может быть представлена в виде канонической модели.

Кибернетическая

IY подход

Ситуационные теории

Центральный момент ситуационной теории- ситуация.

Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время.

Ситуационный подход к управлению организацией основывается на ситуационных различиях (переменных) между организациями и внутри самих организаций.

Авторы ситуационных теорий предлагают увязывать методы и приемы управления с конкретными ситуациями, для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Соответственно организации по виду делятся:

1. Статическая (пространственная). Она определяет состав между образующими целое частями, затем состав самих частей их размещения и взаимное расположения, т.е. она устанавливает строение и ее частями является структура, спецификация (перечень, список), площадь, коммуникации.

2. Динамическая, которая определяется во времени последовательной реализации связей между частями целого, и их распределения во времени.

Целым в такой организации является процесс, а элементами действия и правила их выполнения.

 

Внутреннее строение организации помимо кибернетической модели может быть представлена в виде иерархической или сетевой модели взаимодействия элементов системы.

 

Иерархическая модель.

Система (предприятие, фирма, корпорация)

 

Элементы (участки, бригады,)

 

 

Иерархия это тип структуры, при которой наиболее мелкие части располагаются на более низких уровнях или ступенях и подчиняются более крупным стоящим на более высоких уровнях частям.

Система управления имеющая два уровня управления называется плоской, более двух уровней управления высокой структурой управления.

Сетевая модель.

О - факты свершения событий процессы, этапы, стадии трудовой деятельности.

→ - процесс трудовой деятельности.

 

Сетевая модель всегда имеет исходные и завершающие события.

 

Например,

если предприятие функционирует в стабильной внешней среде, то рекомендуется использовать методы и способы классической концепции управления.

Если внешняя среда обладает высокой степени неопределенности и быстрой изменчивостью, то эффективно применять методы неоклассической концепции.

Таким образом, менеджеру необходимо правильно проанализировать ситуацию, для чего используется как внешние переменные (ситуационные факторы), так и внутренние переменные.

 

 

Метод Гантта

Используется для укрупненного и поэтапного планирования НИОКР.

Наличие типовых стадий, этапов, перечней необходимых основных работ с учетом трудоемкости их выполнения позволяет управлять проведением НИОКР по средствам выполнения следующего алгоритма:

1) Выявить по каждому из этапов перечень необходимых работ согласно технологии.

2) Разделить этапы (или составляющие их работы) между подразделениями и исполнителями согласно производственной структуре организации.

3) Определить по конструкторским нормативам или по информационной базе работ аналогов объемы (трудоемкости) этапов (или составляющих их работ) в единицах времени, а также их ориентировочные сметные стоимости.

4) Определить фактическое количество исполнителей.

5) Рассчитать длительность (продолжительность) цикла выполнения каждой работы (этапа) по формуле:

 

Тцi =Gi*К согл.* К перерывов/ F действит. раб.* Ri * К выполн. норм., где

 

Gi - объем, трудоемкость выполнения I-го этапа (работы) (нормо-часы, раб. Дней, недели).

К согл. – коэффициент согласования, учитывающий время на внесение изменений, дополнит. согласований., утверждений в документацию, не предусмотренные нормативами.

К согл.>=1

К пер. – коэффициент перерывов, учитывающий перерывы в работе (>=1).

F д. раб. – действительный фонд времени работы одного исполнителя; согласно трудовому кодексу РФ (с января 2002 года) 40 часов/неделю.

6. Определить сроки начала и окончания каждой работы (этапа) и составить диаграмму Гантта в виде таблицы, применяя разумно-возможное совмещение (запараллеливание), т. е. Определить оптимальное Тц НИОКР.

Для НИОКР диаграмма Гантта изображается в виде следующей таблицы:

 

Tyi = 19 недель

 

Величина G смещ. и возможного запараллеливания (совмещения) во времени может быть установлено после составления и расчета моделей сетевого планирования и управления (СПУ).

Изначально модель СПУ была разработана в США в 1968 году и стала применяться при управлении сложными проектами или комплексами работ. Ее исходное название метод РЕRT (program evalution and revier techn.) - техника обзора и оценки программы.

 

 

Этот метод имеет 2 вида:

1) PERT-time- по времени

2) PERT-cost- по стоимости

 

СПУ основана на сетевой модели (графики изображаются в виде ориентированного графа для логико-математического описания хода разработки). Она состоит из безмасштабных стрелок, обозначающих процессы работы кружков, обозначающих факт выполнения работы (свершенные события). Работы могут быть фиктивными, т.е. не требующие затрат времени или средств, а только отображающих логическую связь между событиями, тогда они обозначаются пунктирными стрелками.

 

Имеет только одно начальное и одно конечное событие, которое обозначается заглавной буквой, текущая работа обозначается маленькой буквой.

Пример:

 

При построении сетевого графика соблюдаются следующие правила:

1) Желательно направление стрелок слева на право.

2) Минимум количество пересеченных стрелок.

3) Недолжно быть тупиков и висящих событий.

4) Каждая работа определяется однозначно.

Над стрелкой проставляется оценка в единицу времени либо в единицу стоимости.

Любая последовательность работ в сетевом графике следующих друг за другом называется путем. Полный путь- это непрерывная последовательность взаимосвязи работ и событий, ведущая от исходного первого до завершающего шестого события.

Изображается полный путь h-может быть любое количество.

 

 

Полный путь имеющий максимально продолжение называется критическим, так как именно он определяет реальный срок завершения всей разработки. Все неполные пути обозначаются l.

Основной расчет параметров в сетевом графике:

  1. Критический путь.
  2. Ранние и поздние сроки свершения каждого события.
  3. Ранний и поздний срок начала каждой работы.
  4. Ранний и поздний срок окончания каждой работы.
  5. Резерв i-го этапа и работы.

Топология сетевого графика может быть как определенной, так и стохастической, т.е. вероятностной (установленной по оценке экспертов).

 

Принципы менеджмента.

Принципы менеджмента- это основные, наиболее значимые правила управления. В принципах обобщены познания, законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления.

Принципы объективны, и вытекают из самой сущности развития общества, уровня развития его производственных сил, национальной культуры и т.д.

 

Факторы, определяющие принципы управления.

 

Закономерности управления

 

 

 
 

 

 


Формы собств. Социально-полит. структура
Духовное развитие

 

 
 

 


Термин принципы управления впервые вел Ф.Тейлор в работе «принципы научного управления» 1911 год. Несколько позже А.Файоль сформулировал 14 принципов научного управления. Позже на основе обобщения практики управления в конце ХХ века учеными выработаны и другие принципы управления, среди которых наиболее значимыми являются:

 

- принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода к управлению

- принцип компетентности, обуславливающий необходимость знания менеджером системы управления

- принцип выделения ведущего звена и предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения.

- принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Дисциплина «Основы менеджмента»

Лекционный материал.

Введение:

Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.

Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.

Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.

(Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)

Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.

Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.

Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.

 

 

Общая теория управления.

Управление и его характеристики.

Само слово управление мы слышим часто, а самоуправление присутствует во всех областях нашей жизни.

Управление различными техническими средствами, различными процессами, управление страной.

И хотя английское слово «менеджмент» переводится как «управление», эти два понятия не совсем одинаковы.

В энциклопедическом словаре слово «управление» - это функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических,) обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию их целевой программы.

В связи с данным определение целесообразно рассмотреть понятие «система».

В окружающем нас мире все носит системный характер.

Пример: Системами являются элементарные частицы, транспортные сети, коллективы фирм, жилые кварталы и т. д.

Система – целостная совокупность, выделенная из среды компонентов, объединенная в некоторую структуру определенным соотношением и выполняющая присущие ей функции на некотором интервале времени.

Система имеет свойства, которые дают возможность выразить и описать ее в определенных величинах, то, что соединяет элементы системы в единое целое называется связями системы.

Устойчивые существенные связи между элементами системы, форма ее организации есть структура системы.

Структура может претерпевать изменения по различным внутренним или внешним причинам, а также меняться по времени.

Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, следовательно управление многообразно.

В настоящее время можно выделить следующие виды управления (5 видов):

1. Техническое управление - управление технологическими процессами, движением технических средств (самолетов, автомобилей)

2. Государственное управление - управление социально-экономической жизнью общества через различные институты(правовая система, министерства, ведомства)

3. Идеологическое управление- внедрение в сознание человека (членов общества) концепций развития общества, формируемых различными политическими партиями.

4. Социальное управление- это негосударственное управление социальными процессами. Например, движение в защиту окружающей среды.

5. Хозяйственное управление — управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях.

Между всеми эти видами управления есть нечто общее.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.