Институциональный, социальный и экологический анализ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Институциональный, социальный и экологический анализ

2017-06-19 544
Институциональный, социальный и экологический анализ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Институциональный анализ инвестиционных проектов имеет своей целью оценку организационной, правовой, политической и административной обстановки, в рамках которой проекты реализуются и эксплуатируются, и выработку рекомендаций в отношении мероприятий по укреплению возможностей вовлеченных организаций по следующим вопросам:

а) методы и способы менеджмента, в том числе мониторинг и оценка;

б) организационная структура, изменения в ней;

в) планирование, в том числе планирование размещения инвестиций;

г) комплектование и обучение персонала;

д) финансовая деятельность, в том числе управление финансовой деятельностью: составление сметы, бухгалтерский учет и ревизия;

ё) материально-техническое обеспечение проектов;

ж) системы эксплуатации и технического обслуживания;

з) межорганизационная координация.

Эти задачи относятся не только к организациям, осуществляющим реализацию и эксплуатацию проекта, но и к правительственным и отраслевым структурам, влияющим на успех проекта - к министерствам, банкам, исследовательским учреждениям и т.д.

Для институционального анализа инвестиционных проектов практически нет стандартных решений или моделей, легко приспосабливаемых к конкретным условиям. В целом, однако, в институциональный анализ входит выполнение следующих задач:

• Выявление и описание институциональных условий (организаций, законов, нормативных актов и политических факторов), в рамках которых будет осуществляться и эксплуатироваться рассматриваемый проект. При этом следует включить в анализ все участвующие в проекте организации (их может быть несколько в зависимости от сложности проекта). Что касается законов, политики и нормативных актов как объектов институционального анализа, то рассмотрению подлежат лишь самые важные из них, способные оказать наибольшее влияние на проект.

• Оценка слабых и сильных сторон участвующих в проекте организаций в отношении их материальных и человеческих ресурсов, технической квалификации, организационной структуры, управленческих и административных возможностей, финансового положения.

• Оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на осуществление и эксплуатацию проектов, особенно имеющих отношение к защите окружающей среды, заработной плате, ценам, субсидиям, внешней торговле, валютному курсу и т.п.

• Выдвижение предложений по технической помощи, которая может понадобиться для осуществления рекомендуемых организационных изменений и разработки графика необходимых работ.

Одним из важных аспектов данной проблемы является управление проектом. Почему проекты являются порой неэффективными? В некоторых случаях причина кроется в плохом менеджменте или недочетах со стороны разработчиков проектов.

Задачей социального анализа является определение пригодности предлагаемых вариантов проекта с точки зрения интересов "целевой" группы населения. Он предлагает меры по обеспечению соответствия результатов проекта интересам той социальной группы, на которую нацелен проект, и намечает такую стратегию осуществления проекта, которая пользовалась бы поддержкой населения и, вместе с тем, способствовала бы достижению целей проекта путем стимулирования изменений в общественных представлениях и поведении. При отсутствии социального анализа культурная ориентация разработчиков может оказывать большее влияние на содержание проекта, чем ориентация людей, для которых проект предназначен. Более того, в проектах часто делается упор на технические решения проблем развития, в то время как социальные аспекты или не­дооцениваются, или не рассматриваются вовсе.

Социальный анализ должен проводиться совместно с другими видами проектного анализа (техническим, экологическим, финансовым, экономическим, институциональным и коммерческим), каждый из которых является неотъемлемым компо­нентом комплексного подхода к работе над проектом. Как и все другие виды анализа проекта, социальный анализ должен начинаться на стадии идентификации и продолжаться на каж­дой последующей стадии проектного цикла.

Социальный анализ позволяет выразить цели проекта, которые отражают интересы как населения, так и организаций, ответственных за его осуществление.

Таким образом, социальный анализ сосредоточивает внимание на четырех основных аспектах, а именно:

•Социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом, его количественные характеристики и социальная структура, включая распределение по этническим, племенным и классовым признакам.

•Формы производственной самоорганизации населения в районе реализации проекта, включая структуру семей (наличие рабочей силы, формы землевладения, доступ к ресурсам и ре­гулирование их использования).

• Приемлемость проекта с точки зрения местной культуры, а именно способность проекта адаптироваться к существующим социальным нормам и, вместе с тем, приводить к нужным из­менениям в поведении людей и их восприятии собственных нужд.

•Заинтересованность в проекте местного населения и реа­лизующих проект организаций, их непрерывное участие во всех стадиях проектного цикла, начиная с разработки и вплоть до его успешного осуществления, эксплуатации и технического обслуживания.

Первым этапом социального анализа является определение группы населения, на которую рассчитан проект, ее численности и состава. Разработчики должны обращать особое внимание на характеристики соответствующей социальной группы с тем, чтобы избежать ошибок при подготовке проекта. Образ жизни людей, для которых проект предназначается, часто отличается от образа жизни людей, которые его разрабатывают. Так что если не вовлекать местное население в процесс планирования, проект может оказаться неподходящим для местных условий.

Например, целевая группа проекта почти всегда отличается разнообразием интересов вследствие различий в благосостоянии, общественном положении, этнической принадлежности, поле, профессии, образовании, организации семьи и мобильности. Принимая во внимание это разнообразие, можно разработать различные компоненты проекта так, чтобы они отвечали характерным нуждам определенных сегментов населения. Если люди или организации, готовящие проект, не знакомы с местными условиями, выявление ущемленных групп населения или групп, относящихся к социальным меньшинствам, может потребовать особых усилий. Опрос нескольких местных лидеров или представителей об условиях в районе внедрения проекта является недостаточным, так как при этом не учитываются взгляды беднейших слоев населения (например, безземельных крестьян). Охват наименее вовлеченных в общественную жизнь слоев населения потребует использования других приемов.

Экологический анализ - связан с необходимостью определения в конечном счете стоимости мер по минимизации вредного воздействия на окружающую среду.

В мировой практике инвестиционного проектирования утвердилось положение, в соответствии с которым в рамках каждого инвестиционного проекта проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Такая оценка позволяет предотворить локальные, региональные и глобальные экологические катастрофы. Проведение ОВОС стоит дорого - 0,5-5% стоимо­сти всего проекта, проводится оно по заказу инвестора и рассматривается экспертами самой компании или банка, в котором берут деньги на осуществление проекта. Все параметры и процедуры ОВОС четко регламентированы, поэтому процедурно оценка экологичности проекта не вызывает затруднений.

Главное, что учитывает глава компании или банкир (именно они, а не эксперты), принимая окончательное решение по проекту, общественное мнение на соответствующей территории. Только перед населением и избранными местными властями глава фирмы несет реальную ответственность, рискуя в случае остановки или отмены проекта своими деньгами, репутацией своей фирмы.

Обычно расходы по проекту должны возмещаться лицами, получающими выгоду от проекта, а не из общих источников дохода, особенно в странах с ограниченными возможностями увеличения этих доходов. Однако для затрат на экологические компоненты такой подход не только непрактичен, но иногда и нежелателен. На это есть две причины: во-первых, очень труд­но установить, кто в конечном итоге получает выгоды экологического характера от проекта (например, люди, получающие пользу от снижения загрязненности воздуха, расселены на больших территориях; в их число могут входить жители других стран, а также последующие поколения), во-вторых, конечным результатом мер по охране окружающей среды часто является не какой-то чистый выигрыш, а либо восстановление среды до первоначального состояния, либо предотвращение нанесения ущерба.

Как правило, виновники потерь, понесенных другими ли­цами, обязаны за это платить. Тем не менее, многие правительства не взыскивают с ответственных за загрязнение полной стоимости мероприятий по охране окружающей среды; на самом деле правительства часто субсидируют установку очистного оборудования на существующих предприятиях или компенсируют этим предприятиям повышение издержек, вызванное необходимостью соблюдения ими новых или пересмотренных нормативов. Одна из проблем, связанных с таким подходом, состоит в том, что контролирующие органы должны уметь отличать расходы на чисто экологические цели от общих расходов на увеличение объема производства или повышение его эффективности. Более того, возможность получения субсидий может поощрять предприятие на принятие неэффективных инвестиционных решений; например, предприятие может осуществить капиталовложения в очистные сооружения "на выходе", вместо того чтобы внести изменения в сам производственный процесс за собственные средства. Именно такая форма экономического эгоизма, основывающаяся на якобы объективной заинтересованности со стороны предприятия в благе для общества, может быть выявлена в процессе экологического анализа проекта.

Во многом такой анализ связан с деятельностью органов государственной экологической экспертизы. положение о которой было утверждено Экологическим Кодексом Республики Казахстан от 9 января 2007 года N 212.

В соответствии с этим документом государственной экологической экспертизе подлежат технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Иногда проектировщики забывают об этом, и дело заканчивается штрафными санкциями, что в конечном счете снижает эффективность проекта.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.