Определение понятия «философия»? — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Определение понятия «философия»?

2017-06-13 751
Определение понятия «философия»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия (др. греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.

Философия как любовь к мудрости:

Термин "философия", как уже говорилось, происходящий от греческих слов "любовь" и "мудрость", посему любовь к мудрости (знанию, разумению). Мудрость – понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Например, по Г. В. Лейбницу, мудрость есть "знание высшего блага"; по И. Канту, мудрость – это "свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей"; Л. Н. Толстой определяет мудрость как "знание вечных истин, приложимых к жизни", и т.д. Мудрость не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Касающаяся, прежде всего человека и его непосредственного окружения, мудрость может быть скорее обнаружена в науках о человеке и обществе, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного знания. Мудрость связана с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях.

Предмет и метод философии:

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составля­ют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с уче­том их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и след­ствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объек­ты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внима­ния противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и нося­щих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разроз­ненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эк­лектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, при­влекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в сред­ние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распрост­ранена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими мето­дами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а созна­ние - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широ­кое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода - признание в качестве перво­начала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распростра­нен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Проблемное поле философии:

Проблема человека является для философии центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах эволюции природной и социальной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о фор­мах и методах познавательной деятельности и других проблемах, традиционно предопределяющих структуру философского знания.

В различных философских направлениях и учениях система философского знания структурируется весьма заметно раз­личными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет свой относительно самостоятельный предмет:

Историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений;

Онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику;

Философская антропология — учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

Гносеология (теория познания) содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности;

Социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.

Структура философского знания не является застывшим образованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логику философских проблем, но и динамику их социальной значимости. Структурообразующим ядром философского знания является онтология, которая в более или менее широком изложении присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией можно показать на схеме, называемой "философская ромашка".

Структура философского знания:

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно увидел эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализации философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры

Основные разделы философии:

Основные разделы философии Существует очень много разделов философии (количество превышает 50 единиц), они отличаются, прежде всего, предметом изучения. Так, философия антропологии дает ответы на вопросы о человеке: его роли в мире, происхождении, самосознании и многие другие. Религиозная занимается изучением вопросов религий: сущности Бога, представлений о нем, рассматривается природа верования и др.

Изначально разделы философии можно разделить на группы: общефилософскую, философию средств познания, теоретическую и практическую. Итак, выделяются такие основные разделы этой науки:

- этика; - эстетика;

- социальная, политическая и религиозная философия;

- онтология; - логика;

- метафизика; - аксиология.

Разделы философии, посвященные человеку и его деятельности:

Антропология. Этот раздел посвящен изучению природы и сущности человека, его отношения к Богу, природе, роли в социуме, жизни и смерти и другим явлениям. Один из основателей немецкого направления 20-ого столетия Макс Шелер сам отметил в своих трудах, что человека познать невозможно, потому что он широк. Тем не менее, философские изучения человека ведутся до сих пор, они по-прежнему направлены на понимание двух основных начал: жизненный порыв и дух.

Социальная философия. Здесь предметом изучения выступает общество, а также отношение человека к нему. Предмет изучения здесь сближает философию с теоретической социологией, однако их различие в том, что философия выполняет критическую функцию, а социология определяет закономерности.

Политическая философия. Этот раздел посвящен изучению политических идей, ценностей и сущности этого явления. Здесь же разрабатываются критерии, по которым можно их оценить, а также анализируются взаимоотношения между государством, обществом и отдельной личностью.

Религиозная философия. Это направление исследует связь Высшего начала и сущего. Этот раздел, в отличие от богословия, занимается доказательным обоснованием.

Разделы философии о бытии:

Метафизика. Это один из самых важных разделов философии, поскольку посвящен главным ее вопросам, касающимся бытия. Здесь изучается первоначальная природа мира и реальности. Еще в древности, когда зарождалась философия, метафизике уделялось основное значение. Исходя из этого, различают три ее ветви: античную, классическую и современную.

Онтология. Этот раздел на первый взгляд не отличается от метафизики, однако между ними есть существенная разница: в онтологии философская мысль посвящена принципам бытия и категориям сущего.

Разделы философии, посвященные мышлению и восприятию:

Аксиология. В этом разделе занимаются изучением ценностей и разработкой теории о них. Впервые об этом заговорил Сократ, чьи размышления, главным образом, были направлены на постижение вопроса: что есть благо?

Этика. Главные предметы изучения этики – мораль и нравственность. Здесь рассматривают природу этих понятий, виды и особенности, а также изучают их изменения и роль в обществе. Большое внимание уделяется изучению критериев добра и зла, смысла жизни, справедливости и должного.

Эстетика. Этот раздел посвящен учению о сущности прекрасного и его формах в жизни, природе и художественном творчестве. В общем понимании предмет эстетики – искусство и его выразительная форма.

Логика. Эта наука о мышлении человека, его методах, законах и формах. Предмет раздела – интеллектуальная познавательная деятельность, закономерности которой и изучаются этой дисциплиной.

Разделы философии не ограничиваются вышеперечисленными: те, которые представлены здесь, являются наиболее обобщенными.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.