Предмет и задачи гносеологии. Ценностные определение знания (сила, свобода, спасение) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Предмет и задачи гносеологии. Ценностные определение знания (сила, свобода, спасение)

2017-06-13 1288
Предмет и задачи гносеологии. Ценностные определение знания (сила, свобода, спасение) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гносеология или теория познания - философская дисциплина или раздел, занимающаяся исследованиями и критикой, а также теориями познания. Знание содержит в себе две стороны: субъективную (человеческая мысль); объективную (действительный мир, на которую эта мысль направлена). Истинное знание обладает тройной способностью: 1.Знание есть сила. Нравственное знание дает силу духа, позволяет человеку властвовать над собой. Научное знание дает силу над внешним миром, позволяет человеку властвовать над природой. 2. Знание есть свобода. Речь идет о высшей духовной свободе, которая предполагает свободу от житейской суеты, от привычек и мнения толпы, от веры в догматические принципы, от произвола и капризов плоти, от господства аффектов, от социальной зависимости и т.д. 3. Знание есть спасение. Свет знания спасает человека от тьмы невежества, заблуждения. Это есть спасение от иллюзии непосредственной, достоверной данности материального мира, за которым, казалось бы, ничего нет. Это есть спасение души от земных грехов, рассеивание зла. Знания можно определить как продукт отношения мысли к действительности, выступающей в логико-языковой форме.

Таким образом, знание содержит в себе две стороны:

1) субъективную (человеческая мысль)

2) объективную (окружающий мир)

В этой связи истинное знание должно обладать объективной достаточностью или достоверностью, или субъективной достаточностью (уверенность и убежденность в том, что говорим и знаем). Наличие и единство этих двух моментов определяет истинность знания в философском смысле слова.

 

 

Соотношение знания умения и веры (Э. Кант).

I) суждения, которые имеют статус мнения. Главное суждение не имеет ни объективных, ни субъективных оснований для признания его истинным

II) суждение, которое имеет достаточно субъективное основание, но не достаточно объективные основания для признания его истинным.

Кант выделял следующие виды веры:

1) Прагматическая. Интуитивная, индивидуальная уверенность в чем-либо, которая лежит в основе тех или иных действий при отсутствии формирования более достоверных суждений.

2) Доктринальная. Предполагает систему теоритезированных положений и разделяется значительным количеством людей (религиозная вера)

3) Моральная. Связана с самой сущностью человека и определяет его в качестве субъекта. В ее предмете нельзя сомневаться, т.к.им является моральный закон.

III) суждения, имеющие статус знания. Суждения имеют достаточно объективные и субъективные основания для признания их истинными.

Знание и познание:

Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в формах: обыденного, мифологического, религиозного, художественного, философского и научного знания.

Познание – процесс творческой деятельности человека, формирующий мотивы его знания и мотивы его действий.

Знание – результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков.

Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом может быть как 1 человек, так и группа людей.

Объект познания – это то, на что направлена активная познавательная деятельность субъекта.

Понятия субъекта и объекта относительны.

Алгоритм познания: герменевтический круг – 1. объяснение (переход от более общих понятий к более конкретным); 2. понимание (обратный процесс). Если объяснение понятно, то герменевтический круг замыкается, и знание становится фундаментальным.

Обыденное знание представляет собой разнородный набор информации, использующейся в повседневной практике. Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно предметов, которые непосредственно включены в процессы производства, а так же личного и социального опыта. Как правило, оно эклектично и слабо структурировано, не представляет собой какой-либо системы или концепции.

Мифологическое знание – это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. Мифотворчество происходит путем символического отождествления конкретного образа и абстрактной идеи, содержания и формы, при котором оба компонента сливаются до неразличимости взаимообуславливаются и переходят друг в друга. Это изображение, где общее всецело является особенным, а особенное в свою очередь является общим, а не только обозначает его считающихся самостоятельными явлениями реальности.

Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве неопровержимых фактов бытия. В мифе не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мифы возникают как попытка построения на интуитивно-образном уровне восприятия в целостности, как отдельных предметов, так и всей картины мироздания. Миф способен обобщить разрозненный эмпирический опыт и дополнить (при помощи умозрительных спекуляций) его ограниченность.

Религиозное познание (от латинского. religio - благочестие, набожность, святыня) определяется верой в существование сверхъестественной сферы, выступающей в зрелых религиозных формах в качестве Бога, божества. Религиозное сознание основано на чувстве зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе, личностно определяющей мировой порядок и бытие в целом. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней). Религиозное знание призвано осмыслить и преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу посредством духовной связи человека и Абсолюта. Как предмет знания содержание религии не конструируется: ее невозможно создать ни эмпирическими, ни абстрактно-логическими средствами. Поэтому она выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора человека. Религиозное знание возвещает человеку о спасении и указывает путь к нему, а потому являет собой трансцендентную в собственной основе и оказывающую имманентное воздействие теоретически-практическую систему координат для исполненного верой мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни.

Искусство как форма познания – это творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире – любых эстетически-выразительных форм. Искусство – это событие (сбывание) всегда нового, непознанного смысла и тех бытийных обстоятельств, в которых этот смысл становится возможным; акт творческого действования, основанного на творческом вдохновении, выявляющем и создающим художественно-эстетическую предметность. Эта предметность конструирует собственный, не тождественный воспринимаемой действительности мир, обладающий собственной законосообразностью и ориентированный на прекрасное, в направлении которого и осуществляется художественное творчество.

Такой способ осуществления искусства устанавливает его две взаимодополняющие координаты. Во-первых, это имманентное присутствие человека в искусств:. произведения задают самоопределение личности посредством художественного идеала, непосредственно апеллирующего к верховным ценностям. Вторая координата обусловливает направленность художественно-творческого процесса на истину, возможность ее явления для эстетического сознания. При этом художественная истина не отвлеченна, не расудочно-логична, а дана в непосредственном виде, в усмотрении в вещи, в образе ее идеального смыслового основания. Подобный поиск и нахождение в единичном выражения всеобщего (в образе царя Эдипа – человека и Судьбы; в Ромео и Джульетте – трагичности Любви; в князе Мышкине – загадочной русской души; в Наташе Ростовой – идеала женственности) и проеделяет достоверность произведения, его подлинность и правдивость.

Философия (от греческого phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от опирающихся на веру мифологического и религиозного мировоззрения, философия базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира диктуется потребностями в рациональном осмыслении мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность, улавливания общности в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности.

Наука – этоособый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Признаки предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой науки. Другой специфической ее чертой является способность выходить за рамки практических нужд и потребностей и открывать новые предметные миры. Ф. Бекон эту способность назвал светоносной, способной «высветить» бесполезные в данное время, но стратегические в будущем области человеческой практики. Научному познанию, поэтому, присуща собственная логика развития: расширение знаний о предмете познания всегда связано с выявлением областей незнания, что порождает научную проблему – неразрешимое с позиций имеющегося знания затруднение или противоречие в объяснении имеющихся фактов; проблема вызывает к жизни гипотезы – предположения, способные разрешить это затруднение. Подтвержденная гипотеза становится научной теорией, в которой достигается всестороннее упорядоченное отражение исследуемой предметной области в ее целостности и развитии.

Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и др.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.