Тема 5. Сущность воспитания. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 5. Сущность воспитания.

2017-06-13 404
Тема 5. Сущность воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогический словарь

Воспитание как социокультурный процесс – (в широком социальном смысле) система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.

Воспитание как педагогический процесс (в широком педагогическом смысле) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Воспитание как педагогический процесс (в узком педагогическом смысле) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.

Движущие силы процесса воспитания – совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Цели воспитания – в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.

Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.

Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.

Перевоспитание – перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»
  • Сущность и специфику движущих сил воспитания
  • Соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»
  • Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс
  • Выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе
  • Устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания

 

 

 

Задание №1 докажите, что цель воспитания носит исторический характер и является социальным заказом общества

Задание №2 реализация принципа личностного подхода требуется, что бы воспитатель:

· Постоянно изучал и знал индивидуальные особенности, привычки, черты характера, особенности темперамента, взгляды воспитанника

·

·

·

· Максимально опирался на собственную активность личности.

·

Задание №3 критерии воспитанности -это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности

Сделайте подборку диагностик направленных на выявление уровня воспитанности.

Задание №4 раскройте понятия:

· Толерантность

· Творчество

· Самостоятельность

· Самоопределение личности

· Самообразование

· Нравственность

· Духовность

· Воспитанность

· Карьера

Задание №5 прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе «!», если возник вопрос «?».

  Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.) Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач. Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям:
  • Гигиеническим
  • Эстетическим
  • Экономическим
  • Правовым
  • Этическим
Совокупность методов и средств воспитания определяют форму воспитательной деятельности. Понятие форма имеет множество значений: 1. внешнее выражение процесса воспитания 2. совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. 3. система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. таким образом форма воспитания это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности. Формы воспитательной работы выполняю ряд функций:
  • организационную (способ организации)
  • регулирующую (способ взаимодействия)
  • информативную (способы познания)
Существует большое количество классификаций форм воспитательной деятельности. одну форму от другой отличают:
  • продолжительность по времени (кратковременные и длительные)
  • вид деятельности (трудовая, игровая, учебная и т.д.)
  • способ влияния педагога (непосредственно и опосредованно)
  • субъект организации (педагоги, родители, дети…)
  • результат (информационный обмет, принятие решения, совместное творчество, путешествие и т.д.)
  • количество участников (индивидуальная, групповая, массовая, коллективная)
Наиболее часто используемые формы воспитательной деятельности:
  • индивидуальные формы (беседа, консультация, задушевный разговор, поиск решения, обмен мнениями…). Данные формы работы способствуют раскрытию талантов ученика, помогают найти решения, раскрыть индивидуальность.
  • Групповые формы (советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.) основная задача воспитателя создать условия для раскрытия способности каждым учеником.
  • Коллективные формы (конкурсы, походы, агитбригады, тур слеты, спортивные соревнования, спектакли, концерты) воспитателю важно расположить к себе воспитанников, быть авторитетом, консультантом, помощником…
  Для успеха дела воспитатель должен знать своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность.
 

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.