Оказание помощи, когда это делают и друние — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Оказание помощи, когда это делают и друние

2017-06-11 311
Оказание помощи, когда это делают и друние 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фактор дефицита времени.

ЧУВСТВА. 1. Сознание вины. Как показывают исследования, сознание вины способствует усилению стремления к оказанию помощи. 2. Плохое настроение. 3. Хорошее настроение – хорошие поступки. 4.ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ.


Вопрос 39. Развитие альтруистичности как личностного качества.

Особое значение в контексте личностного развития приобретает такое нравственное качество как альтруизм. Сущность альтруизма, его структура, виды и формы, факторы, влияющие на формирование альтруизма, раскрыты в философской литературе, где рассматривается соотношение альтруизма и такой этической категории как «эгоизм». Определяется социальная обусловленность альтруизма, особенности функционирования этой категории в системе морали (О.Конт, А.Смит, Ж.Ж.Руссо, К.Гиллиган, Н.Ноддинг, В.А.Печенев, И.Ш.Шарипов, Д.С.Шимановский и др.). В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке альтруизм рассматривается как нравственное качество личности (Л.Кольберг, М.Мэй, Ж.Пиаже, Х.Хартшорн, П.Экман, Г.Н.Авхач, М.Т.Бурке-Бельтран, Р.Г.Апресян, К.А.Абульханова-Славская, Ш.А.Амонашвили, А.В.Зосимовский, Н.С.Лейтес, В.С.Мухина, Ш.А.Надирашвили, Е.В.Субботский, В.А.Сухомлинский, Д.И.Фельдштейн, С.Г.Якобсон и др.), личностный фактор, влияющий на результаты тестирования (А.Анастази).


Термин альтруизм введён в противоположность эгоизму. Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других».
Б. Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».
Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.


Вопрос 40. Психологические аспекты конформизма

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость, или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение, или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм, или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности: 1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение; 2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма; 3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.); 4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации; 5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается; 6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма; 7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм; 8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности: 1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет; 2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями; 3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма; 4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.; 5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.


Вопрос 41 Характеристика группового давления

Групповое давлениеили (конформизм) - социальный феномен, суть которого заключается в том, что люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении. Это своего рода инструмент, с помощь которого общество (группа) влияет на индивидуума, создавая для человека определенные рамки, которые заставляют подчиняться требованиям окружения. Феномен возникает тогда, когда есть конфликт между мнением группы и индивида и этот конфликт решается в пользу группы. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм, личностное самоопределение. Групповое давление может формулироваться разными способами: принуждением, требованием, просьбой, и просто существованием социума и ее ожиданиями. У члена группы есть выбор подчиниться или не подчиниться давлению сообщества. К тому же, подчиняться можно в разной степени: от принятия норм группы, до притворства. Процесс группового давления существует там, где есть конфликт между индивидуумом и мнением окружения. Мера сопротивляемости окружению - это уровень подчинения группе, когда мнение окружения воспринимается человеком в виде конфликта. Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой.

Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.

 


Вопрос 42 Условия, определяющие конформизм

Конформизм – это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. Условия возникновения конформного поведения.

Характеристики группы и индивидуальные особенности человека оказывают влияние на развитие конформизма личности по отношению к требованиям группы. Возникновению способствуют следующие условия: 1) Низкая самооценка индивида; 2) Чувство собственной некомпетентности человека, которому предстоит решение сложной задачи;3) Сплоченность группы – если хотя бы один из ее членов имеет мнение, отличное от общего, эффект давления снижается, и человеку становится легче возражать и не соглашаться; 4) Многочисленность группы – максимальное влияние прослеживается в группе из 5 человек, дальнейшее увеличение количества ее членов не приводит к усилению эффекта конформизма; 5) Высокий статус и авторитет группы, нахождение в ее составе экспертов или значительных для человека людей;6) Публичность – люди демонстрируют более высокий уровень конформного поведения, если им необходимо открыто выразить свое мнение окружающим. Кроме того, поведение индивида зависит от взаимоотношений, симпатий и антипатий между членами группы: чем они лучше, тем выше степень конформизма. Установлено также, что склонность к конформизму зависит от возраста (снижается с возрастом) и пола (женщины немного более подвержены ему, чем мужчины).

 


Вопрос 43. Характеристика эффектности групповой деятельности.

Под эффективностью групповой деятельности подразумевается как производительность труда в группе, так и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.

На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы). Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее композиции (состава). Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповую деятельность – через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.

Критерии эффективности деятельности группы:

1) образовательный – включает знание предмета, общую образованность, культуру поведения;

2) профессиональный – включают профессиональную квалификацию, мастерство, творчество;

3) воспитательный – включают общественно-политическое и нравственное сознание и активную жизненную позицию.

Уровни соответствия деятельности группы предъявляемым к ней требованиям:

1) правовой или нормативный уровень – это соответствие группы, результатов ее работы обязательным требованиям, которые предъявляются к группе законом;

2) моральный, или сверхнормативный уровень – соответствие социальным ожиданиям, выраженным в форме нравственных суждений и общественных идеалов.

Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности:

1) величина группы оказывает как положительное влияние (увеличивается количество людей с ярко выраженной индивидуальностью, облегчается распределение обязанностей, увеличивается объем обработки информации за единицу времени, повышается количество талантов и аналитиков), так и отрицательное (может уменьшаться сплоченность, увеличиваться дистанция и расхождение во мнениях между членами группы, что ведет к обострению взаимоотношений в группе, осложняет управление и организацию взаимодействия, вклад каждого участника группы значительно снижается);

2) характер и сложность задачи, стоящей перед группой;

3) композиция или индивидуальный состав группы – неоднородные группы лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами;

4) развитие группы (наличие общих целей, интересов, сплоченности). Так, низко развитая группа, способна решать только легкие задачи, группы среднего развития способны решать трудные задачи лишь при условии их личной значимости для каждого участника. Наиболее сложные задачи способны решать лишь высокоразвитые группы;

5) стиль лидерства связан с уровнем социально-психологического развития группы. Для хорошо развитых групп, способных к самоорганизации больше подходят демократичный и либеральный стили лидерства. К группам среднего уровня развития больше подходит гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности. В слаборазвитых группах, предпочтителен директивный стиль руководства с элементами демократичности;

6) микроклимат в группе, совместимость ее членов и их работоспособность;

7) форма организации ее деятельности:

а) коллективно-кооперативная – тесное взаимодействие и взаимозависимость участников группы в работе;

б) индивидуальная – основана на самостоятельной работе каждого;

в) скоординированная – каждый работает самостоятельно, но соотносительно с деятельностью остальных участников группы.

Вопрос 44. Психологическая характеристика конфликта.

Конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную к интересам другой стороны. Социальный конфликт имеет структуру: субъекты и участники конфликта; объект конфликта; предмет конфликта; конфликтные действия; средства и методы; поле конфликта и конфликтную ситуацию. Конфликт развивается по определенным этапам. Различают: предконфликтную ситуацию; инцидент; эскалацию; кульминацию; завершение конфликта и постконфликтную ситуацию. Причины возникновения конфликта: индивидуально-психологические особенности внутреннего мира личности; профессиональная компетенция специалиста; персональная оценка индивидуумом своего положения в организации; наличие перегруженности и стрессовой ситуации; функциональные обязанности и ответственность; технологическая или производственная зависимость; уровень информационных коммуникаций; ограниченность ресурсов; групповые нормы; несовершенство организационной структуры; функциональная нестабильность.

 

 


Вопрос 45. Характеристика внутриличностного конфликта.

Все конфликты на основании зон разногласий подразделяют: внутриличностные, межличностные, групповые. Внутриличностный конфликт определяется зоной противоречий внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы. Сферы внутри личностного конфликта: когнитивная-противоречивость Я-образа, снижение самооценки личности, признание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, сомнения в истинности мотива и принципов, которыми субъект ранее руководствовался;эмоциональная – это психологическое напряжение и значимые отрицательные переживания субъекта; поведенческая – понижение качества интенсивности деятельности.

 


Вопрос 46. Характеристика межличностного конфликта.

Во всех ситуациях межличностных конфликтов можно выделить два взаимосвязанных аспекта: содержательную сторону конфликта, т.е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия ипсихологическую сторону конфликта, связанную с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга. Второй аспект является специфической чертой межличностных конфликтов – в отличие от конфликтов социальных, политических и др. В таком конфликте люди сталкиваются друг с другом непосредственно, лицом к лицу. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности. Проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей.

 

 


Вопрос 47. Характеристика межгруппового конфликта.

Источником обострения конфликтов между группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности.

Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры,

Отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические, культурные факторы, завершающиеся в действиях групповых структур и социальных институтов.

 


Вопрос 48. Понятие групповых конфликтов и их структура.

Динамика группы описывается двумя категориями: контролируемостью, спонтанностью. Контролируемая динамика группы-целенаправленное систематическое воздействие на характер межличностных отношений в группе с целью их изменения.

Результатом групповой динамики является изменение структуры группы и ролей. С динамической точки зрения структура группы – это квазипостоянное равновесие в межличностных отношениях. Это равновесие обеспечивается определенным соотношением двух сил: силы сплочения и силы распада. Если они уравновешивают друг друга - это постоянство групповой структуры. Состояние нарушения равновесия – структура группы разрушается.

Структура группы описывается такими индикаторами: длительность существования группы, устойчивость межличностных отношений, постоянство членов группы, взаимодействие, взаимозависимость.

Причины групповых конфликтов лежат внутри самой группы, но могут быть и вне группы. Классификация источников групповых конфликтов на основании возможных зон разногласий: личностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт принадлежности, межгрупповой конфликт, социальный конфликт. Эти конфликты приводят к определенным последствиям; главное – в результате конфликта меняется структура группы. Последствия конфликта: образование подгрупп, удаление инакомыслящих членов группы, выбор «козла отпущения», организационные изменения в группе (изменение групповой цели, изменения в плане действий, реформирование структуры группы – централизация либо децентрализация власти), появление или смена руководителя, распад группы.

 

 


Вопрос 49. Конфликт типа «личность-группа» и его особенности

 

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную к интересам другой стороны. Конфликт противостояния интересов, целей, потребностей личности и группы определяется как конфликт «линость-группа».В психологиивнутриличностный конфликт, межличностный и групповой взаимосвязаны взаимообратной связью между собой. Следовательно, межличностный конфликт может вытекать из внутриличностного и одновременно порождать групповой конфликт. Последствия конфликта «личность-группа» можно рассматривать в 2 направлениях: деструктивный (разрушительный) и конструктивный (созидающий).

Конструктивные последствия:

- решение проблемы устраивает оппонентовситуации и они чувствуют себя причастными к ее решению;

- участники конфликта сохраняют положительное отношение друг к другу;

- совместно реализуют решения по принятой проблеме;

- стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.

Деструктивные последствия:

- препятствуют эффективному взаимодействию по принятию решений;

- создают барьеры непонимания;

- разрушают сотрудничество и добрые отношения;

- формируется образ врага;

- сокращают или прекращают взаимодействие с оппонентами;

- формируют убеждения, что победа в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;

- формируют чувство обиды, неудовлетворенности и плохого настроения.

 

 


Вопрос 50. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой. Понимание конфликта как противостояния на основе противоположных интересов оппонентов имеет важное значение в психологии. Современные методы ненасильственного разрешения конфликтов позволяют обеспечивать достижения конфликтующими сторонами договоренностей при учете интересов всех сторон.Завершение конфликта обычно связывается с понятием регулирования (воздействия), а так же со стратегиями компромисса и сотрудничества.При регулировании конфликт находит свое завершение в результате противостояния сторон, каждая из которых стремится к достижению своих преимуществ, заставляя другую сторону действовать против своих интересов. В результате такого противоборства возможен только проигрыш одной из сторон или обеих. Пути разрешения конфликта типа «группа-личность» можно рассматривать с использованием следующих стратегий поведения в конфликте. Стратегия «выигрыш-выигрыш» - при этом подходе конфликтующая сторона стремится к такому выходу из конфликта, которая дает выигрыш не только ей, но и другой стороне и разрешение конфликта осуществляется с позиции сотрудничества и поиска взаимовыгодных решений. Стратегия «выигрыш-проигрыш» - предполагает, что конфликтующая сторона выигрывает за счет проигрыша её оппонента. Целью в данном случае является не только реализация собственных интересов, но и поражение противника. Это достигается различными формами социального давления, а так же прямого насилия. Стратегия «проигрыш-проигрыш» - конфликтующая сторона воспринимает оппонента как сильного врага и, маскируя свою слабость, старается подавить оппонента любыми средствами вплоть до собственного проигрыша. Стратегия «замораживание конфликта» - означает, что субъект конфликта игнорирует конфликтную ситуацию и не принимает никаких шагов по ее разрешению или изменению. Однако стратегия замораживания может быть оптимальной в случае недостаточности материальных ресурсов либо духовных и физических сил разрешения конфликта.

Все перечисленными стратегии могут быть как оптимальными, так и не эффективными при решении конфликта «группа-личность».

 

 


Вопрос 51. Стратегии поведения в конфликте по Томасу-Киллмену.

Основанием в классификации стратегий поведения в конфликте Томаса и Киллмена являются такие характеристики, как: напористость и направленность на интересы (свои либо других). Они определили 5 стратегий: соперничество – высокий уровень активности и направленность только на собственные интересы; сотрудничество – стратегия поведения высокого уровня активности и однозначная направленность на свои интересы и интересы других; компромисс – умеренная активность частичное удовлетворение интересов оппонентов конфликта; приспособление – низкий уровень активности, в большей мере направленность на интересы других; избегание – пассивность, отказ от собственных интересов.


Вопрос 52. Психологические особенности предрассудков.

Понимание социального предрассудка. Предрассудок – понятие, обозначающее предвзятое отношение к кому – либо на основе его принадлежности к конкретной группе или категории людей. Предрассудками можно назвать те предубеждения, которые не рассеиваются даже при наличии убедительных доказательств их безосновательности. Предрассудками называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, связанные с религией и предубеждениями. Предрассудок подразумевает наличие категоричной оценки. В рамках этого определения предрассудок может быть позитивным или негативным. Предрассудки выполняют регулятивные и оценочные функции. Предубеждение – неблагоприятная социальная установка к кому-либо. Предубеждение характеризуется: стереотипностью; эмоциональностью; устойчивостью.

С феры проявления предрассудков ( расовые, этнические, профессиональные, половозрастные отношения)

Виды предрассудков: этнические и гендерные.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.