Вопрос 14. Атрибутирования как механизм восприятия. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос 14. Атрибутирования как механизм восприятия.

2017-06-11 427
Вопрос 14. Атрибутирования как механизм восприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория атрибуции была предложена Ф.Хайдером (1958). Согласно этой теории люди склонны объяснять поведение других, приписывая причины их действий и поступков либо факторам внешней ситуации, либо внутренним факторам (личностным чертам, мотивам и установкам других). Келли выделил три типа объяснений, которые используют люди, пытаясь интерпретировать чьё-либо поведение: 1) личностная атрибуция -в любой ситуации поведение объясняется причинами, лежащими в самом себе. 2)обстоятельная атрибуция - причины находятся во внешних обстоятельствах или условиях,в которых осуществляется данное поведение. 3) стимульная атрибуция - причины лежат в партнере (предмете) по взаимодействию. Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция наблюдателя недооценивать влияние ситуации и переоценивать влияние личностных факторов при оценке и анализе поведения других


Вопрос 15. Барьеры коммуникации

Коммуникативные барьеры в общении возникают из-за внутреннего психологического препятствия и внешних явлений, стоящих на пути принятия или передачи информации между собеседниками. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Типы барьеров:1) барьер непонимания – возникает из-за фонетического (слишком тихая/быстрая/монотонная речь, заметные паузы, проглатывания слов), семантического (одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла), стилистического (возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению), и логического (логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него) непонимания. 2)социально-культурный- социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести и приводят к различной интерпретации тех или иных понятий и идей в передаваемом сообщении; 3) Эмоциональные барьеры возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. 4) бартер отношения-из-за недоверия к человеку, человек неприятен.

1 Внешние коммуникативные барьеры – в появлении этих барьеров виноваты не только люди, но и какие-либо обстоятельства, физические условия, не зависящие от воли людей и не подвластные ведущим беседу людям. Причиной возникновения языкового барьера может быть не только сильный шум или неблагоприятные погодные условия, но и непонимание из-за того, что собеседники разговаривают на разных языках.

2 Внутренние коммуникативные барьеры являются куда более сложной проблемой, бороться с которой нужно долго и усердно. Возникнуть внутренний барьер может из-за причин, мешающих объективно оценивать информацию, принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида, так и личностная неприязнь к человеку как к личности.

Барьеры, возникающие в общении – это препятствия, вырастающие на пути понимания собеседника. Такого рода препятствием может служить темперамент человека, его характер, эмоциональное состояние, а также манеры общения.

Виды барьеров в общении

Психология барьеров общения подразделяется на четыре основных вида: ситуационные, мотивационные, смысловые и психологические барьеры общения. Итак, давайте рассмотрим каждый вид отдельно.

1 Ситуационные барьеры – возникают из-за разного взгляда партнеров на одну и ту же проблему. Например, один собеседник может с пониманием и сочувствием отнестись к группе шумных ребят, обсуждающих какую-либо тему, в то время как другой партнер будет раздражен шумом, исходящим от детей не вникая в суть разговора.

2 Мотивационные барьеры – возникают в том случае, когда человек скрывает реальные мотивы своих высказываний, либо просто не осознает их значимость.

3 Смысловые барьеры – возникают из-за непонимания сути разговора своего собеседника. Трудности и барьеры общения, в этом случае возникают тогда, когда человек не может понять мысль партнера и не улавливает к чему идет разговор.

4 Психологические барьеры – это своеобразный внутренний барьер, тормозящий человека в общении. Чаще всего он появляется из-за страха быть непонятым, не понравиться собеседнику или нарваться на злобную насмешку со стороны партнера и быть отвергнутым, несмотря на самые искренние проявления добрых намерений.

 


Вопрос 16. Классификация видов общения по целям.

По целям: Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. В зависимости от цели, выделяют: 1) Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала.2) манипулятивное - вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях. 3) гуманистическое общение - личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.

 


Вопрос 17. Классификация видов общения по отношению к партнеру.

Общение- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека.

Виды: 1) « Контакт масок » –в процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются индивидуальные особенности. Используется стандартный набор масок (строгость, вежливость, безразличие и т.п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. 2) Примитивное - человек оценивает другого как нужный или не­нужный (мешающий) объект. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого; 3) Формально-ролевое - вместо по­нимания личности собеседника обходятся знанием его социаль­ной роли. В течение дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.; 4) Деловое. В этом виде общения учитываются особен­ности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными; 5) Светское - общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Основа данного вида общения- вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий. 6) Манипулятивное - оказание воздействия на партнера по общению, при этом достижение своих намере­ний осуществляется скрытно. 7) Духовное - при такой коммуникации партнёр воспринимается как личность, индивидуальность с неповторимым внутренним миром -на таком уровне общаются близкие люди, друзья, родные. Духовное общение исключает лицемерие, неискренность, недомолвки и элементы манипуляции.


Вопрос 18. Классификация видов общения по мотивам.

Общение- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека. Виды: 1) Желательно общение - это вид общения к которому мы стремимся, которого желаем. Например, в анонсе телепрограмм вы нашли интересную для себя программу или телефильм и в определенное время включаете телевизор, то есть вы стремитесь к такому общению. 2)Нежелательно общение - это вид общения, которое человек избегает. 3) Деловое – сотрудничество в деятельности, получение взаимной выгоды; 4)Познавательное - стремление узнать что-то новое. 4) Личностное – основано на мотивах личного характера. 5)Эмоциональное – желание поделиться своим настроением, передать свои переживания. 6) Манипулятивное - оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намере­ний осуществляется скрытно.

Под прямым общением понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через которого происходит передача информации. Целевое общение возникает для удовлетворения человеческой потребности, то есть, это общение без цели или общение ради общения. Инструментальное общение подразумевает, что сам контакт является инструментом для достижения высших целей. К примеру, инструментальное общение используется при стремлении к достижениям, ведь успех достижим только при взаимодействии с другими людьми или при стремлении к власти, ведь власть предполагает кем-то командовать. Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

 


Вопрос 19. Вербальная коммуникация, ее особенности.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Язык – знаковая система, позволяющая формулировать мысли и передавать их с помощью артикулярного аппарата.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение - в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.Речевая информация передаётся при помощи текста в устной и письменной формах. Преимущества письменной речи – точность формулировок, развёрнутость, богатство словаря, логика изложения. Преимущества устной речи – экономичность, эмоциональная насыщенность. В качестве недостатков выступают речевые ошибки, многозначность.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодированиеинформации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент(кто слушает) в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

В общении важно наличие обратной связи. При вербальной информации это может иметь форму переспрашивания, уточнения вопроса и др. (безоценочная обратная связь); содержать оценку информации (оценочная обратная связь); критику или корректировку (негативная обратная связь); одобрение или поддержку (позитивная обратная связь).

В контексте вербального общения главенствующей проблемой остаётся проблема толерантности: соблюдении норм реагирования на высказывание другого, допущение принципиально иной точки зрения. Остро стоит проблема повышения эффективности речевого воздействия. Совокупность определённых мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи.


Вопрос 20. Особенности невербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация – это общение между индивидами без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Основными средствами являются: поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное поведение», характеристики голоса. Особенности. Это общение может быть осознанным и неосознанным, а также намеренным и ненамеренным. В большинстве обычно люди не осознают или мало осознают своё невербальное поведение. При помощи языка тела люди передают от 60 до 70 % всей информации в процессе общения. В одном случае инф. может передаваться одним субъектом с осознаваемой целью довести эту инф. до другого (указательный жест). А в другом отправитель не имел намерения передавать какую-то инф. или даже пытался скрыть её (плохое настроение), а другие тем не менее эту информацию получали (воспринимали). Функции невербального общения: невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных ситуациях и регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга. Невербальное общение позволяет передать информацию о: признаках расовой, социальной, социально-демографической принадлежности; физическом и психологическом состоянии; об эмоциональном отношении к чему - кому-либо; возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях; степени воздействия на чел. тех или иных событий, обстоятельств; психологическом климате в группе и в обществе; личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения. Структура. 1 система – оптическая: 80-85% инф. получается с помощью зрения: жесты, мимика и т.д. 2 система – тактильная: это инф., которую мы получаем при помощи тактильных ощущений (поглаживания, шлепки и т.д.). 3 система – ольфакторная: система запахов (естественный и искусственный ). 4 система – акустическая система: темп, тембр голоса, частота, экстралингвистика – кашель, вздох, пауза, смех и т.д.

Виды информации в процессе невербальной коммуникации:

- информация о личности коммуникатора (например, темперамент человека, его эмоциональное состояние в данной ситуации и др.).

- информация об отношении участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень общения, характер или тип отношений, динамика взаимоотношений)

- информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие (сведения о включенности в данную ситуацию или стремление выйти из нее).

Невербальные сообщения – важная составляющая межличностной коммуникации, они яляются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений к окружающему миру.

Невербальная информация дает дополнительные сведения для интерпретации поведения. Особенности невербальной коммуникации.Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

 


Вопрос 21. Понятие массовой коммуникации (МК).

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

- наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность;

- социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

- многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Современная массовая коммуникация представляет собой систему, включающую:

-коммуникатора — источник коммуникационных сообщений, (тот, кто передаёт сообщение)

-реципиент, аудитория (тот, кто получает информацию)

-само сообщение (передаваемая информация)

-каналы (технические средства, с помощью которых передаётся сообщение)

-обратная связь между аудиторией и коммуникатором (отсроченная)

Массовая коммуникация как информационный процесс имеет ряд психологических особенностей:

-) Наличие у партнеров ролей

коммуникатор – передает информацию

реципиент – принимает информацию

-) Наличие единой системы кодификации и декодификации – коммуникатор, кодифицируя своимысли, должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

Одна из важнейших функций массовой коммуникации заключается в том, чтобы осуществлять оперативную информацию широких масс населения во всех областях жизни, т.е. "массовую информацию".

 


Вопрос 22. Функции МК.

Стратегической функцией массовой коммуникации является формирование массовой психологии, а применительно к каждому человеку - определенной его социально-психологической ориентации. Все остальные функции но­сят тактический, инструментальный характер, содействуя реализации стратегической функции.

Две основные функции массовой коммуникации - взаимодействия и воздействия - в массовой коммуникации на первый план выдвигается именно воздействие. В рамках этой базовой функции рассматривается целый ряд частных функций типа социального контроля, контакта и т.п., которые можно объединить в три основные социально значимые функции массовой коммуникации - информационную, регулирующую и культурологическую

Выделяют следующие психологические функции массовой коммуникации:

Функция социальной ориентировки опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.

Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности, в создании определенного общественного мнения, которое проявляется в форме различных видов обратной связи.

Функция социальной идентификации имеет своей основой потребность человека чувствовать свою причастность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности повышает у человека чувство защищенности и уверенности в своих силах. СМИ предоставляют практически неограниченные возможности длявыбор реципиентом своих референтных групп.

Функция контакта с вязана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудитории сообщений СМИ создает некую информационную общность, что облегчает установление контакта с незнакомыми людьми и закрепление связей со знакомыми.

Функция самоутверждения и познания проявляется в том, что в сообщениях СМИ реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам.

Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью СМИ человек находит информацию с практической направленностью, заимствует эффективные модели поведения.

Функция эмоциональной разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Однако, в определенных условиях развлекательные передачи и публикации оказывают своего рода наркотическое воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, отгораживая их от реальных и повседневных забот.

 


Вопрос 23. Психологические эффекты МК.

Результатами, которых обычно добиваются средства массовой коммуникации (СМК), являются эффекты -конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как:

- возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);

- коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;

- переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного.

Эффекты бывают запланированными и незапланированными, основными и побочными, мгновенными и отложенными, долгосрочные и краткосрочные.

В рамках концептуальной модели акцентируется внимание на следующей совокупности эффектов массовой коммуникации:

Эффекты когнитивные: формирование установок; определение «пунктов повестки дня»; расширение представлений людей; уточнение ценностных ориентации.

Эффекты аффективные: формирование чувств обеспокоенности, страха; влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе.

Эффекты поведенческие: активизация (или не активизация) какой-либо деятельности; направление различных видов акций (например, политических демонстраций); провоцирование альтруистических проявлений (кампании благотворительности).

В традиционной соц. психологии выделяют два ярких примера психологических эффектов МК: крайне позитивного и, наоборот, крайне негативного - «Эффект ореола» и “Эффект бумеранга”.

«Эффект ореола» по-другому называется «эффектом нимба».

Под «ореолом» понимается распространение авторитета, популярности от конкретного лидера на их наиболее доверенных последователей и сторонников. Из повседневной жизни известно: человек, узнаваемый внешне по его частым появлениям на телеэкране, неизбежно воспринимается простыми людьми как «начальник» или «звезда». Даже затратив значительные усилия, обычную аудиторию бывает просто невозможно переубедить в этом.

“Эффект бумеранга”. Бумеранг обладает уникальным свойством, сделав свое дело, он всегда возвращается в запустившие его умелые руки. Однако, будучи неправильно употребленным, бумеранг возвращается неожиданно и по неправильной траектории. “Эффект бумеранга”, заключается в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Как правило, «эффект бумеранга» возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т.п.

Современный «эффект бумеранга» проявляется в том, что масса зрителей, «перекормленная» одним и тем же персонажем, начинает вначале тихо, молча ненавидеть его, затем отказывать ему в доверии в социологических опросах и, наконец, откровенно бунтовать, тайно голосуя против него на выборах.

 


Вопрос 24. Способы манипуляции общественным сознанием.

Существует много способов манипулирования сознанием электората. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации, декларировании возвышенных целей, но при этом существует нечто скрытое от глаз, некий механизм, который позволяет осуществлять воздействие на людей, не будучи сам при этом обнаруженным.
Наиболее популярные способы манипулирования:
1. Замалчивание информации, невыгодной для манипулятивного воздействия на население.
2. Эксплуатация существующих в массовом сознании стереотипов путем усиления, противопоставления и т.д. Ярким примером является рекламная кампания Ельцина 1996 года, когда были использованы такие сложившиеся в отношении коммунистов стереотипы, как пустые полки магазинов, равенство в нищете, казармы СССР и т.д.
3. Драматизация событий, сопровождающаяся конфликтом, напряжением. Внушающим воздействием является фотография. Использование ярких метафор также увеличивает внушающее воздействие текста. Когда человек перестает рассуждать над текстом, а начинает его воображать, он впадает автоматически в состояние легкого транса.
4. Встраивание образа политического лидера в благоприятную цепь ассоциаций. Так, например, в рекламном фильме «Это Жириновский» идет перечисление «великих сынов России»: Пушкин, Толстой, Королев, Эйзенштейн и …Жириновский».
5. Усиление идентификации личности с толпой. Людям свойственно идентифицировать себя с группой, чувствовать себя «одним из многих». Это создает ощущение большей безопасности в мире, притупляет чувство одиночества.
6. Подтасовка фактов. При этом каждый из таких фактов может быть верным, но в сочетании они дают неправильное искаженное представление о действительности. Наряду с этим приемом применяется прием преувеличения, нацеленный на дополнительное акцентирование события, преувеличение его значения в жизни самого населения или за рубежом.
7. Создание благоприятных установок реципиентов на рекламируемый политический «товар» - политика, партию, программу. Для этого используют особый порядок тем, которые вызывают искомую положительную реакцию аудитории. Подача происходит в определенный момент, когда такая реакция оказывается наиболее благоприятной.

Итак, политическая реклама обречена быть манипулятивной. Она служит драматизации политического процесса, которая достигается раздуванием достоинств «своего» кандидата и преуменьшением таковых у конкурентов.


Вопрос 25. Технологии манипулятивного предъявления информации.

Одним из самых часто встречающихся приемов манипулятивного предъявления информации в СМИ является искажение информации: фабрикация фактов, манипулятивная семантика (изменение смысла слов и понятий), упрощение, стереотипизация. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).

Давно было сформулировано правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение». Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.

Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.

Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов, начинаешь проникаться ими. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова.

Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты - так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему - одна из особых и важных сторон упрощения. Это - фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности.

Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это - сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить - но так, чтобы о нем не вспомнили.

Свой манипулятивный потенциал телевидение развивает именно за счет того, что оно искусно скрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация, преподнесенная из телевизора оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства.

 

 


Вопрос 26. Реклама как вид массовой коммуникации. Виды рекламы.

Реклама – это тип коммуникации, предназначенный для убеждения (то есть он оказывает то или иное воздействие на слушателя или зрителя). Этот эффект может сказываться на поведении (вы покупаете рекламируемый товар), установках (вам нравится такая продукция), и/или реклама окажет на вас когнитивное воздействие (вы узнаете о свойствах данного товара).

Суть рекламы состоит в том, что это - передаваемая при помощи СМК информация о потребительских свойствах товара и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. В зависимости от задач, которые она призвана решать, реклама может быть коммерческой и некоммерческой.

Коммерческая реклама направлена на извлечение материальной прибыли от продажи товара или услуги. К этой категории относят рекламу товаров массового спроса и промышленного назначения, рекламы торговых организаций. Согласно этому подходу реклама может быть товарной и имиджевой. Товарная реклама - это реклама, направленнная на стимулирование сбыта товаров или услуг. Имиджевая реклама, её цель - создание благоприятного образа компании, торговой марки или формировать организационную культуру фирмы.

Некоммерческая реклама служит совсем иным целям. Она может распространяться для привлечения внимания и создания на этой основе позитивного образа предпринимателя, предприятия и даже целой отрасли (так называемая корпоративная реклама). Другими типичными примерами некоммерческой рекламы служат политическая реклама, реклама благотворительной деятельности, проводимой общественными, религиозными организациями.

С этой точки зрения можно выделить:

1. государственная реклама. Цель: развитие экономического и человеческого потенциала на благо нации и государства, продвигает интересы государства, способствует формированию благоприятного имиджа власти в обществе;

2. социальная реклама - пропагандирует общественные ценности, защищает и отстаивает интересы незащищенных слоев населения (детей, пенсионеров, инвалидов), общества в целом, связанные с жизнеобеспечивающими системами (защита окружающей среды, животных);

3. политическая реклама - реклама политических партий и общественных объединений, ассоциаций, которые формируют структуру гражданского общества)

Согласно каналу распространения рекламы выделяют: газетно-журнальную рекламу, видеорекламу, аудиорекламу, наружную рекламу, телерекламу. Среди новых видов рекламы следует выделить рекламу в сети Интернет.

По территории распространения реклама может быть:

1. территориальной - местной, действие которой распространяется на отдельные локальные территории: города, поселка, районы, области, края;

2. региональной - действие которой распространяется на целые регионы в пределах одной страны;

3. национальной - действие которой распространяется на большую часть территории или на всю страны;

4. международной-действие которой распространяется на территории более чем одной страны;

По способу (средству) передачи реклама может быть печатной, электронной, внешней (наружной).

Классическая форма рекламы - печатная - на протяжении веков сохраняла свои позиции неприкосновенными. Первым электронным средством рекламы более 100 лет назад стало радио. Затем в эту обойму вошли телевидение и компьютерные рекламные технологии.

По способу исполнения реклама подразделяется на текстовую, визуальную и текстово-визуальную.

Текст в рекламе, как известно, первичен. Без него реклама не состоится. В большинстве случаев реклама бывает все же текстово-визуальной.

По методу воздействия реклама подразделяется на прямую и косвенную<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.