Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-11 | 760 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ
Применение латинского термина реабилитация (восстановление) в медицине необходимо в тех случаях, когда комплекс различных мероприятий имеет цель восстановления или компенсации стойко утраченных функций у больных и инвалидов имеющие существенные жизненные ограничения.
Широкое распространение в настоящее время сети реабилитационных учреждений разного типа (лечебных, воспитательных, профессиональных и др.) с привлечением для этой работы специалистов различного профиля (врачей, социологов, педагогов, юристов и др.) несколько затрудняет определение сущности современной реабилитации.
Следует вспомнить, что еще в 1969 году Комитет экспертов ВОЗ по реабилитации рассматривал реабилитацию как сочетанное и скоординированное применение медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мероприятий, включающих обучение или переобучение инвалидов, для достижения реабилитантами по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.
Современный уровень развития реабилитации выявляет дефекты этого определения, поскольку в нем ограничен объект (инвалиды) и цель реабилитации (только подготовка к жизнедеятельности на возможно высшем уровне).
Более удачное определение реабилитации было дано М.М. Кабановым (1978): «Реабилитация понимается как динамическая система взаимосвязанных воздействий и мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленных на восстановление здоровья, личного и социального статуса больного или инвалида».
Заболевание (инвалидность) изменяет социальное положение больного и выдвигает перед ним новые проблемы приспособление к дефекту, изменение профессии и др. Понимание сущности реабилитации выходит за рамки медико-биологического содержания и объединяет медико-психологические, медико-социальные и другие аспекты (Журавлева К.И., 1982). Это определяет многоплановость подхода к содержанию и формам реабилитационных мероприятий.
|
Сформулированы основные принципы реабилитации (М.М. Кабанов, 1978), которые наряду с их значением для теории реабилитации, являются практическим ориентиром при составлении конкретных реабилитационных программ.
- Принцип партнерства предусматривает сотрудничество пациента и специалиста-реабилитолога при руководящей и направляющей роли последнего. Соблюдение этого условия позволяет осуществлять целенаправленную психологическую подготовку к комплексным реабилитационным мероприятиям, успех которого в значительной мере зависит от активности самого больного.
- Принцип разносторонности усилий осуществляет учет всех сторон реабилитации для каждого больного. В его основе имеет место медико-педагогические, психологические и социальные задачи при условии перестройки личности больного в нужном для реабилитационных целей направлении.
- При этом обеспечивается патогенетическое воздействие не только на дефектную функцию, а также на личность больного с целью мобилизации ее ресурсов для коррекции патологических и вторичных нервно-психических нарушений. Понимание патофизиологической сущности болезни позволяет оказывать регулирующее влияние на процессы восстановления, адаптации и компенсации.
Реабилитация в настоящее время сформировалась в самостоятельную науку, которая имеет свои методы исследования, специальные методы лечения и должна иметь хорошо подготовленных специалистов широкого профиля. Иными словами, актуальным стал вопрос о подготовке такого специалиста-нейрореабилитолога, т.к. инвалиды вследствие заболевания нервной системы являются наиболее изолированными от общества.
|
Реабилитолог – это, прежде всего, высококвалифицированный специалист, прошедший подготовку в медицинском ВУЗе на специализированном факультете, хорошо знающий проблемы реабилитации, компетентный в специфических методах реабилитации, владеющий основами педагогики, психологии, правовыми аспектами, который в состоянии определить пациенту программу реабилитации, обеспечить ее реализацию.
Реабилитолог определяет уровень направленности реабилитации, выделить критерии, обуславливающие выбор реабилитационных мероприятий, осуществить этот выбор, уточнить с какого этапа её начать, какими методами воспользоваться, в каком режиме осуществлять.
Реабилитолог должен определить кратковременную и долговременную программу реабилитации с четкой целевой установкой.
Кратковременная программа реабилитации определяет объем и порядок работы с пациентом на раннем этапе реабилитации, формирует цель данного этапа.
Долговременная программа определяет количество и последовательность этапов реабилитации, формирует её стратегию.
Анализ реабилитации как науки позволяет выделить следующие её основы:
1) методологическую, диалектико-материалистическое представление о биологической природе и социальной сущности человека, о реабилитации как о системе;
2) биологическую, учение о функциональных системах и фенотипической адаптации;
3) психологическую, учение о личности и ее компенсаторных механизмах;
4) социально-экономическую, потребность общества в участии его членов в общественно полезной деятельности;
5) организационную, специализированные центры, отделения, поликлиники, учреждения профессионального переобучения, переквалификации, лечебно-трудовые мастерские;
6) материально-техническую, специальное оснащение оборудования.
Интегративное взаимодействие этих основ и создает реабилитацию как современную науку, включая научные принципы воздействия на адаптационные и компенсаторные механизмы человека (Анохин П.К., 1974, 1977; Бехтерева Н.П., 1978; Батуев А.С., 1981).
Типовая комплексная программа для реабилитационных центров содержит:
1. Медицинская программа использует средства восстановительного лечения (кинезиотерапия, массаж, электрофизиолечение, психотерапия, медикаментозные и другие средства), ее цель полное или частичное восстановление нарушенных функций или их компенсация.
|
2. Программа бытового приспособления сформирована на повседневной активности пациента, принятии пищи, одевания, соблюдении гигиенических процедур. Эта деятельность требует в некоторых случаях специальной подготовки и обучения пользованию специальными не проливающими чашками или столовыми приборами со специальными ручками, другими сконструированными для инвалидов приспособлениями. Программа включает овладение некоторыми нужными в повседневной жизни занятиями (приготовление пищи, уборка жилья и т.д.)
3. Рекреационная программа. Цель программы - дать возможность пациенту улучшить социальные навыки, наполнить жизнь инвалида новыми ощущениями, новым опытом общения, участие в спорте, освоение навыков в различных играх, развлечениях.
4. Программа профессиональной подготовки состоит из предпрофессиональной подготовки по выполнению основных трудовых навыков, профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства на открытом рынке труда. Цель программы - подготовить инвалида к выполнению полезной, общественно значимой, достойно оплачиваемой работы.
5. Программа коррекции речи и слуха - оценка развития этих функций, логопедическая работа, развитие способностей к вербальному общению, тренировка слуха. Цель программы - терапия дефектов речи и слуха, развитие способности к общению.
6. Психологическая программа - оценка уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам, психотерапия; диагностика нарушения способности к обучению; участие в планировании и проведении образовательных и профессиональных программ; консультирование родителей.
7. Программа социальной помощи включает изучение домашнего окружения реабилитанта, его семейных взаимоотношений; периодические беседы с родителями для сотрудничества и удовлетворения нужд пациента, организация доступных методов восстановительного лечения в домашних условиях; организацию использования местных ресурсов по обучению, трудоустройству и т.д. Цель программы - усилить вовлеченность семьи инвалида, помочь решить практические и личностные проблемы.
|
8. Образовательная и тренировочная программы состоят из развивающей программы, начиная с младенчества, программы подготовки к школе, специального обучения в коррекционной школе и других специальных учебных заведениях. Цель программы - свести до минимума нарушения обучения, развивать социальные, интеллектуальные навыки и умения. Обучение детей с умственными и физическими отклонениями осуществляется, кроме того, в системе производственно-технической подготовки (профессиональные школы, училища, техникумы). Трудовая (профессиональная) реабилитация завершается трудовым устройством инвалида.
Уровень общего и профессионального образования реабилитанта сказывается на реабилитационных мероприятиях. У лиц с высоким уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки имеется больше возможностей к восстановлению трудоспособности по своей или родственной ей специальности. Обучение таких лиц новой профессии также требует относительно небольших материальных и временных затрат. Однако у них в состоянии нетрудоспособности относительно часто возникает тревожное состояние (невротическая фиксация на своей неполноценности), замедляющее процесс выздоровления и адаптации. Поэтому они требуют усиленной психологической реабилитации на ранних стадиях болезни. У лиц с низким уровнем общего и профессионального образования на первый план выступает проблема профессиональной подготовки и особенно трудового устройства.
В России реабилитация больных и инвалидов все более и более приобретает государственный характер и значительно расширяются рамки традиционного лечебного подхода, объединяются усилия восстановительной медицины с деятельностью органов социального обеспечения, что направлено на достижение конечной цели реабилитации - восстановление социального и трудового статуса инвалида.
Однако нельзя не остановиться на основных недостатках становления реабилитационной помощи:
1) Отсутствует система реабилитационной помощи между учреждениями различных ведомств на разных этапах реабилитации - ранняя реабилитация, реабилитация в условиях учреждения восстановительного лечения, реабилитация в резидуальном периоде заболевания в условия учреждений социальной защиты, образования, санаторно-курортной системы, профессиональная реабилитация в условиях учреждений образования и Минтруда. Реабилитационный маршрут больного не прослеживается ни в одном из ведомств. Конечный результат реабилитации не анализируется на экономическом и социальном уровнях. Отсутствует координирующая роль учреждений медико-социальной экспертизы в реабилитационном процессе инвалидов.
|
2) Недостаточно используется опыт работы зарубежной системы реабилитационной службы.
Опыт организации реабилитационной службы в США свидетельствует о гибкости используемой ими системы реабилитации. Реабилитация проводится как в реабилитационных центрах, специально оснащенных, так и во множестве частных и государственных реабилитационных агентств, где занимаются в основном профессиональной реабилитацией. Государственная система медико-социальной адаптации инвалидов поддерживается материально из фондов общественных и правительственных организаций, индивидуальных предпринимателей, они имеют активный корпус добровольцев по предпринимательской и другой деятельности в рамках социально направленной общественной организации.
В США и Германии существуют также специализированные реабилитационные центры, где проводится в основном профобучение. В этих центрах определяется возможность к обучению, изучаются психологические возможности больного, исходя из которых осуществляется программа по профессиональной реабилитации.
Надо отметить, что подобные реабилитационные центры профессиональной направленностью имеют преемственность в работе с реабилитационными клиниками, которые дают рекомендации и координируют работу этих центров.
Медицинская, профессиональная и техническая реабилитация, обеспечивают социальную реабилитацию инвалида, способствуют восстановлению его нормальных отношений в обществе, в первую очередь в сфере образования, профессиональной адаптации.
Для решения этого сложного вопроса необходимо учитывать степень выраженности нарушенных функций у больного, объем и характер требуемых реабилитационных мероприятий, отношения в семье, готовность семьи оказать поддержку больному и реализация комплексной программы в специализированном реабилитационном учреждении.
3) Применяемые в отечественной реабилитологии методы восстановительного лечения представлены, в основном, ограниченными схемами ЛФК, массажа, физиотерапии, медикаментозного лечения.
4) Не разработана система обучения кадров нейрореабилитологов, специалистов имеющие широкий диапазон знаний в клинических дисциплинах, технике реабилитологии, педагогики, психологии, юриспруденции, социологии, которые в состоянии определить пациенту программу реабилитации и обеспечить ее реализацию.
Специалисты, занимающиеся реабилитацией, порой не догадываются, что реабилитация или реабилитология имеет свои определенные задачи и является самостоятельной отраслью деятельности, осуществляющая симбиоз таких направлений как медицина, педагогика, психология и социальная направленность.
Существует понятие, что проводимое лечение в клинике это уже реабилитация, что крайне неверно. Такое мнение приводит к иллюзии, что реабилитационным процессом охвачены все медицинские учреждения, это не способствует должному становлению реабилитационной системы в России. Комплекс реабилитационных мероприятий должен быть направлен на пациента, с существенными функциональными нарушениями, препятствующие к его бытовой и социальной адаптации.
В последние годы в литературе все чаще обсуждаются различные варианты учреждений, в которых можно создать оптимальные условия для реализации реабилитационных мероприятий. За рубежом основными учреждениями, занимающимися реабилитацией инвалидов являются центры реабилитации. Имеются данные об экономической эффективности работы этих центров (Демиденко Т.Д. и др. 1979, 1980; Трошин В.Д., 1993; Y. Е. Lthman et а1, 1975).
В настоящее время в России идет строительство новой научно-практической отрасли - реабилитологии. Специфика этой отрасли заключается в том, что помимо большого объема медицинских знаний она интегрирует определенные достижения в социологии, психологии, педагогике, правовой и инженерно-технической сферах.
Отрадно, что проблема реабилитации больных и инвалидов становится насущной проблемой не только медицины и здравоохранения, но и предметом заботы различных общественных и государственных институтов.
Поэтому, для улучшения организации социальной помощи, в том числе первичной и вторичной профилактики инвалидности, необходимо объединить усилия министерства здравоохранения, социальной защиты, образования, юриспруденции, учреждений, занимающихся развитием культуры и спорта, государственного комитета по труду и занятости.
I.1 Концепция реабилитации в условиях специализированного реабилитационного учреждения
Медико-социальная реабилитация человека с ограниченными возможностями, распространенная как за рубежом, так и в нашей стране, сформировано в конце 19 века – начале 20 века под влиянием философии ценностей, в основе которых лежит идея о социальной полезности человека (В.Штерн, А.Мессер и др.). Поэтому одной из главных целей реабилитации в понятийном подходе на международном уровне является устранение ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с последующей интеграции больного в привычную для него общественно-полезную среду.
В этих целях международная практика по реабилитации предусматривает систему организации помощи таким больным в условиях специализированных клинических учреждений. Проведение неврологической реабилитации в определенной мере стандартизировано. При этом используются положения фазовой модели неврологической реабилитации, предусматривающей определенную тактику лечения соответственно фазе заболевания. Различают следующие фазы:
Фаза А на этапе острого периода возникшей болезни, или травмы, где предусматривается комплекс медицинских мероприятий, направленных на обеспечение жизни больному, устранение острых симптомов заболевания или повреждения. Практически это комплекс медицинских мероприятий в условиях палаты интенсивной терапий, в том числе профилактика вторичных осложнении заболевания, профилактика пролежней, предупреждение контрактур, нарушения акта глотания, нарушения функции мочевыделительной системы, кардио-респираторной системы и т.д.
Фаза В. Определяющим критерием для этой фазы является наличие у пациента полного сознания. В этом случае может быть ранняя реабилитация, котораяпредусматривает дальнейшую активизацию больного, стимуляцию различных анализаторов, восстановление двигательных функции у пациента: в функции верней и нижней конечности, способность изменять положение в постели, способность присаживания, удержание позы сидя, стоя, пересаживание в коляску, ходьба с подручными средствами, ходьба с подъемом по ступени лестницы, ходьба самостоятельно, самообслуживание полное или частичное, еда, уход за телом, ванна (душ), умывание, одевание; когнитивные способности, социальные контакты, восстановление речи, памяти, способности решать проблемы и т.д. Фаза В длится от 2 до 6 недель, в условиях реабилитационного отделения клиники.
Фаза С предусматривает реабилитацию в рамках достижения полной независимости пациента от посторонней помощи. Она проводится в стационарных условиях реабилитационного центра.
Фаза Д направлена на стабилизацию двигательных и когнитивных функций в рамках активной повседневной жизнедеятельности. В международной практике она обозначена, как ADL, которая представляет совокупность двигательной активности пациента в самообслуживании и в быту. Реабилитация неврологических больных в фазе Д возможна в условиях полустационарных реабилитационных центрах.
Фаза Е проводится последовательная профессиональная и социальная реабилитация.
Фаза F предусматривает долгосрочный необходимый уход на дому или в домах инвалидов при значительном неврологическом или нейропсихологическом дефиците.
Специализированное лечебно-диагностическое учреждение должно обеспечивать высокое качество восстановления утраченного здоровья, социальных функций, препятствующих к возвращению больного к самостоятельной, общественной и семейно-бытовой деятельности. Основной алгоритм, влияющий на качество представленных медико-социальных услуг больному в учреждении состоит в следующем:
- наличие состояний нормативной документации, включающие положение или устав об учреждения, руководств, правил, инструкции, методик, документации на оборудование, приборам и на аппаратуру;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения кадрами в соответствии с их квалификации;
- табельное и техническое оснащение (лечебно и реабилитационное оборудование, приборы, аппаратура);
- состояние информации, порядок и правила предоставления пациентам услуг;
- наличие системы контроля за качеством проводимых реабилитационных мероприятий из вне и внутри учреждения.
При проведении реабилитации неврологических больных особенно большое значение приобретает аспект активности в повседневной жизни (АПЖ). Активность в повседневной жизни (англ. activities of daily living - ADL) составляет совокупность двигательной активности пациента в самообслуживании и в быту.
Выявление имеющихся функциональных ограничений, вызванных болезненными процессами, и оценка их влияния на повседневные потребности пациента являются предпосылками для оптимальной организации реабилитации больному, в том числе его индивидуальной программы
Различают внутренние и внешние лимитирующие факторы активности в повседневной жизнедеятельности.
Внутренние лимитирующие факторы зависят от функционального состояния самого больного. К таковым относятся:
- нарушения мышечного тонуса,
- низкие кардио-респираторные резервы,
- тугоподвижность или нестабильность суставов, сенсомоторный дефицит,
-когнитивные нарушения (речь, гнозис, праксис и др.),
-нарушенные функции анализаторов,
-психологическая дезадаптация.
К внешним лимитирующим фактором относятся:
- факторы, ограничивающие мобильность преграды,
- дверные пороги, ступени, уклоны или мягкое покрытие пола,
- отсутствие лифта,
- отсутствие приспособлений в ванной комнате,
- отсутствие приспособленных столовых приборов, тяжелая кухонная утварь,
- отсутствие регулируемой по высоте кровати.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!