Отделение общей и профессионально-прикладной фи- — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Отделение общей и профессионально-прикладной фи-

2017-06-02 334
Отделение общей и профессионально-прикладной фи- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

зической подготовки, в состав которого входят две группы, реша-ющие разные педагогические задачи:

 

•ф- группы общей физической подготовки (ОФП) для детей до 11 —12 лет, в задачи которых входят: развитие произвольной регу-ляции движений, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, коррекция психики, развитие наглядно-действенного (прак-тического) мышления посредством физкультурных занятий обучаю-щего и развивающего характера. В качестве средств используются базовые виды физкультурно-спортивной деятельности (легкая атле-тика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры) и виды физкультурно-спортивной деятельности, не входящие в со-держание уроков физкультуры (подвижные психотехнические и интеллектуальные игры, спортивно-игровые задания, различные виды гимнастики: ритмическая, дыхательная, атлетическая, спортивная).

 

-ф группы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для подростков, юношей и девушек от 12—13 до 15—16 лет, в задачи которых входит развитие физических качеств и двигательных навыков, специфичных для будущей профессиональной деятельности.

 

2. Отделение специальной физической (спортивной) под-готовки (СФП):

 

-ф группы СФП для подростков, юношей и девушек с 11—12 до 15—16 лет — развитие специфических для видов спорта двига-


 

222 Частные методики адаптивной физической культуры

 

тельных и интеллектуальных способностей посредством специали-зированных (спортивных) учебно-тренировочных занятий. Группы комплектуются по возрастному признаку: СФП-1 — 4 и 5 классы (11—12 лет), СФП-2 — 5 и 6 классы (12—13 лет), СФП-3 — 6 и 7 классы (13—14 лет), СФП-4 — 7 и 8 классы (14—15 лет), СФП-5 — 8 и 9 классы (15—16 лет). В группах спортивной подготовки могут заниматься умственно отсталые дети, не являющиеся учащимися кор-рекционных школ и находящиеся на домашнем обучении.

 

Предварительно авторами концепции на основе исследования работоспособности (велоэргометрический тест PWC-150 и 170) ум-ственно отсталые школьники были распределены на 5 групп, кото-рым соответственно рекомендованы следующие виды спорта:

 

•ф" 1-я группа (включающая не более 15 % школьников) — гим-настика, тяжелая атлетика, прыжки в воду;

 

•ф-2-я группа (31 % школьников) — теннис, ручной мяч, хоккей;

 

-ф- 3-я группа (32 % школьников) — плавание, футбол, легкая атлетика (ходьба и бег на длинные дистанции, метание и толкание ядра);

 

-ф- 4-я группа (14 % школьников) — легкая атлетика (бег на средние дистанции), велоспорт, баскетбол, фигурное катание;

 

-ф- 5-я группа (8% школьников) — лыжные гонки, конькобеж-ный спорт.

 

Эти данные служат ориентиром при выборе спортивной специа-лизации.

 

3. Отделение коррекционной и реабилитационной фи-зической культуры (КРФК) включает:

 

-ф- группы детей и подростков от 8 лет и старше, охватывают занятиями корригирующей физической культурой 36% учащихся с дефектами развития и 32% учащихся с соматическими заболеваниями.1 Среди направлений коррекционной физической культуры веду-щее место занимает коррекция и компенсация нарушений опорно-дви-гательного аппарата (18% учащихся), коррекция нарушений зрения

 

(13% учащихся), реабилитации ЛОР-заболеваний (13% учащихся). Учебный план дополнительного физкультурного образования для

 

воспитанников групп ОФП и ППФП состоит из двух частей: первая включает обучение технике базовых видов двигательной деятельно-сти, закрепление умений, предусмотренных школьной программой и требованиями будущей профессиональной деятельности и составля-ет 40% общего времени занятий; вторая часть в объеме 60% вре-мени отводится развитию физических качеств.

 

В группах спортивной подготовки это соотношение несколько иное и содержит следующие виды подготовки: общую физическую,


 

Глава 4    
   

 

специальную физическую и спортивно-техническую, которые на раз-ных этапах многолетней подготовки имеют закономерную динамику

 

(табл. 4.3).

 

Таблица 4.3

 

Соотношение средств подготовки на этапах многолетней подготовки (в %)

(Литош Н.Л. с соавт., 1997)

 

    Этапы многолетней подготовки  
Виды подготовки        
  Группы СФП    
п/п              
             
     
               
1. Общая физическая            
2. Специальная физическая            
3. Спортивно-техническая            
               

 

Учитывая особенности протекания психических процессов / детей и подростков с умственной отсталостью, особое внимание уделяется спортивно-технической подготовке, требующей больше времени на обучение (медленное освоение, многократное повторе-ние) технике двигательных действий.

 

Весь цикл дополнительного образования в разных отделениях рассчитан на все годы обучения в школе и предусматривает преем-ственность, учет возрастных особенностей, дифференцированный и индивидуальный подход, доступность и постепенность требований, мотивацию и личную заинтересованюсть школьников.

 

Наполняемость групп не превышает 8—10 человек. Недельная нагрузка варьирует от 4 часов в группах общей физической под-готовки до 9 часов в спортивных грушах и группах профессионально-прикладной физической подготовки.

 

Развивая двигательные способности школьников, необходимо учитывать специфические особенности их проявления у детей и под-ростков отдельных возрастных и половых групп. Н.В. Астафьев и А.С. Самыличев рекомендуют придерживаться определенной при-оритетности в развитии двигательных способностей:

 

• у мальчиков 8—11 лет: быстрота реакции на движущийся объект, мелкая моторика рук, мышечю-суставная память;

 

• у мальчиков 12—15 лет: скоростно-силовые качества, сила, быстрота движений динамические координационные способности, си-ловая выносливость рук, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память;


224 Частные методики адаптивной физической культуры

• у юношей 16—17 лет: силовая выносливость рук, абсолютная сила кисти, сила ног, быстрота движений, активная гибкость, стати-ческая координация, быстрота реакции на движущийся объект, сило-вая выносливость мышц брюшного пресса;

 

• у девочек 8—11 лет: абсолютная сила кисти, взрывная сила ног, быстрота движений, активная гибкость, силовая выносливость мышц брюшного пресса, быстрота реакции на движущийся объект, мышеч-но-суставная память, простая зрительно-моторная реакция, мелкая моторика рук, скоростно-силовые качества, статическая координация;

 

• у девочек 12—15 лет: абсолютная сила кисти, силовая вынос-ливость рук, статическая координация, быстрота реакции на движу-щийся объект, быстрота движений, простая двигательно-моторная ре-акция, скоростно-силовые качества, силовая выносливость мышц брюшного пресса, динамические координационные способности;

 

• у девушек 16—17 лет: абсолютная сила кисти, силовая вынос-ливость рук, скоростно-силовые качества, статическая координация, динамические координационные способности, активная гибкость, мел-кая моторика рук, быстрота движений, мышечно-суставная память, быстрота реакции на движущийся объект.

 

Концепция дополнительного физкультурного образования умствен-но отсталых школьников внедрена в практику в виде учебно-тре-нировочных программ для детско-юношеских клубов физической подготовки г. Омска для групп общей физической (спортивной) подго-товки в спортивных специализациях «Лыжные гонки» (Астафьев Н.В., Михалев В.И., 1997) и «Легкоатлетическое многоборье» (Литош Н Л., Астафьев Н.В., Коновалов В.Н., 1997). Дифференцированная систе-ма дополнительного образования с учетом многообразия дефектов, возраста, пола занимающихся соответствует философии международ-ной организации Special Olympics и принципам проведения соревно-ваний, где «равный соревнуется с равным» путем дифференциации спортсменов на квалификационные группы-дивизионы.


 

 

Глава 4  

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что такое умственная отсталость?

 

2. Раскройте причины и формы умственной отсталости.

 

3. Каковы особенности психического развития детей с умственной отсталостью?

 

4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей с ум-ственной отсталостью.

 

5. В чем состоят двигательные нарушения?

 

6. Какие общие и специфические задачи решаются в процессе адап-тивного физического воспитания?

 

7. Дайте характеристику средств физической культуры для детей

 

с умственной отсталостью.

 

8. В чем состоят особенности обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью?

 

9. Раскройте специфические особенности методики развития коор-динационных способностей детей с умственной отсталостью.

 

10 В чем состоят особенности воспитания умственно отсталого ребенка?

 

11 Каким образом через движение осуществляется коррекция пси-хических нарушений (внимания, памяти, речи и др.)?

 

12 Охарактеризуйте основные нарушения в технике ходьбы и бега умственно отсталого ребенка и раскройте методические приемы их коррекции.

 

13 Охарактеризуйте основные ьарушения в технике прыжков и раскройте методические приемы их коррекции.

 

14 Охарактеризуйте основные нарушения в технике метания и рас-кройте методические приемы их коррекции.

 

15. В чем состоит необходимость развития мелкой моторики рук для умственно отсталого ребенка? Какими приемами корригиру-

 

ются эти нарушения?

 

16 Основные направления коррекции вторичных нарушений Какими приемами корригируются нарушения осанки и телосложения?

 

17. Какие методические приемы используются для коррекции рас-слабления?

 

18 Раскройте роль подвижных игр для детей с умственной отсталостью.

 

19 Как с помощью юдвижной игры можно регулировать эмоциональ-

 

ное состояние детей?

 

20 Раскройте пути активизации познавательной деятельности с по-мощью подвижных игр.


226 Частные методики адаптивной физической культуры

 

21. Какие методические требования необходимо соблюдать при орга-низации и проведении подвижных игр с умственно отсталыми детьми?

 

22. В чем заключается дополнительное физкультурно-спортивное образование для учащихся с легкой умственной отсталостью?

 

Литература

 

1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) шко-лы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1—4 классов / Сост. Г. И. Гербова. — СПб.: Об-разование, 1994.

 

2. Бабенкова Р. Д. Как обучать действиям с мячом детей 1 клас-

 

са вспомогательной школы // Дефектология, 1989, № 2.

 

3. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительногофизкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск: СибГАФК, 1997.

 

4. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. —М.: Аграф, 1997.

 

5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Посо-бие для учителей / Под ред. В. В, Воронковой. — М.: Школа-Пресс, 1994.

 

6. Горская И. Ю., Синельникова Т. В. Координационные способ-ности школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — Омск, СибГАФК, 1999.

 

7. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умствен-но отсталых детей // Пособие. — М.: Советский спорт, 1991.

 

8. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образова-нии: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002.

 

9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-ного развития детей. — М.: Просвещение, 1995.

 

10. Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекцион-но-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефек-тология, 1991, № 2.

 

11. Литош Н.Л., Астафьев Н.В. Легкоатлетическое многоборье. Про-грамма для детско-юношеских клубов физической подготовки (для детей, подростков, юношей и девушек с легкой степенью умствен-ной отсталости). — Омск: СибГАФК, 1997.

 

12. Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями. — М., 1997.


 

 

Глава 4    
   

 

13. Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагности-ки умственной отсталости у детей // Дефектология, 1997, № 1.

 

14. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Про-граммы, методические рекомендации / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажонковой и др. — Псков, 1999.

 

15. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001.

 

16. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательной школы). Раздел «Физическая культура (1—9 классы) — М.: Просвещение, 1990.

 

17. Рубцова Н. О.Юрганизация и методика физического воспитанияинвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — М.: РГАФК, 1995.

 

18. Самыличев А. С, Гуро-Фролов Р. И. К методике и организациипроведения общеразвивающих и корригирующих упражнений с учащимися вспомогательной школы // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. — Красноярск, 1991.

 

19. Стребелева Е. А. Наглядно-действенное мышление умственноотсталых школьников // Дефектология, 1991, № 3.

 

20. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе:Учебное пособие. — М., 1997.

 

21. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Ме-тодические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и раз-вивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Сов. спорт., 2001.

 

22. Шпитальная О. А. Физическая рекреация младших школьни-ков с проблемами интеллекта в условиях детского дома. Авто-реф. дис.... канд. пед. наук. — СПб., 2000.

 

23. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб.: Ди-дактика Плюс, 2002.


 

Глава

 

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ДЕТСКОМЦЕРЕБРАЛЬНОМПАРАЛИЧЕ

 

5.1. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификации, этиология

 

ДЦП — органическое поражение мозга, возникающее в перио-де внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденно-сти и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.

 

Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые у 75 и психические у 50% детей.

 

Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, пара-личей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны на-рушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спа-стичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлек-сов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации).

 

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грам-матическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

 

Психические расстройства проявляются в виде задержкипсихического развития или умственной отсталости всех степеней тя-жести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегета-тивно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр.

 

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности — от минимальных до макси-мальных.

 

Наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — боль-шие полушария, которые регулируют произвольные движения и речь.

 

Лобная доля коры имеет переднюю центральную извилину, вкоторой находится двигательная зона со строго определенной проек-цией участков тела. Она является центром произвольных движе-ний. В передней центральной извилине начинается пирамидный путь, который идет к стволу мозга, частично перекрещиваясь и спускаясь


 

Глава 5  

 

н спинной мозг. По пирамидному пути передаются импульсы произ-вольного движения. В задних отделах лобной доли располагается экстрапирамидный центр коры. Экстрапирамидная система обесте-чивает автоматическую регуляцию двигательных актов, поддержива-ет общий мышечный тонус, перераспределяет его при движениях, участвует в поддержании оптимальной позы

 

В средней лобной извилине находится глазодвигательный центр, осуществляющий контроль за содружественным поворотом головы и глаз, что особенно важно в формировании ориентировочных реф-лексов.

 

В теменной <доле расположены центры праксиса. Праксис — автоматизированные целенаправленные движения, которые выраба-тываются в процессе обучения и постоянной практики в течение жизни, например ходьба, еда, одевание, письмо, труд. Праксис — выс-шее проявление свойственных человеку двигательных функций.

 

Мозжечок связан с другими отделами центральной нервной сис-темы тремя парами ножек, в которых проходят проводящие пуги. Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, ко-ординирует деятельность мышц, регулирует мышечный тонус, поддер-живает равновесие. Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппа-ратом, ретикулярной формацией и корой. При этом кора выполняет главную регулирующую функцию, так как в кору головного мозга поступает и обрабатывается вся информация от проводников и орга-

 

нов чувств  
По данным К.А. Семеновой (1999), ДЦП составлял в России
в 1962 г. — 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 г. — 1,72,

 

в 1982 г. — 5,6, а в 1992 г. — 9 на 1000 детского населения. ДЦП описан еще в трудах Гиппократа и К. Галена. Однако

 

основоположником изучения проблемы церебральных параличей является английский хирург-ортопед Литтль (1862). В дальнейшем подробно описанную им спастическую диплегию стали называть болезнью Литтля. Различные классификации ДЦП были предложены также Фрейдом (1897), К. Бобат и Б. Бобат (1964), Фелпсом (1970).

 

В нашей стране пользуются классификацией К.А. Семеновой (1978); выделяются следующие формы.

 

— спастическая диплегия;

 

— двойная гемиплегия;

 

— гиперкинетическая форма;

 

— гемипаретическая форма;

 

— атонически-астатическая форма.

 

Спастическая диплегия — самая распространенная формаДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки.


  Частные методики адаптивной физическойкультуры  
   

 

Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20 % детей передвигаются самостоятельно, 50% — с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.

 

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП с тоталь-ным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тя-желыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрями-тельные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная мото-рика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы.

 

Прогноз двигательного, речевого и психического развития небла-гоприятный.

 

Гиперкинетическая форма — связана с поражением подкор-ковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефало-патия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).

 

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, уси-ливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения разма-шистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. В 20—25% поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от ха-рактера и интенсивности гиперкинезов.

 

Гемипаретическая форма — поражаются руки и ноги с од-ной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при пра-востороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем — правого).

 

Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благо-приятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и> речевых нарушений.

 

Атонически-астатическая форма возникает при нарушении

 

функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самооб-служивание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.

 

Более 400 факторов способны вызвать повреждающее воздей-ствие на центральную нервную систему, но особенно опасно это вли-яние до 3—4 месяца беременности. Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, вызывая кислород-ное голодание плода — хроническую гипоксию. Развитие централь-ной нервной системы в условиях хронической гипоксии нарушено.


 

 

Глава 5  

 

Таково влияние внутриутробных факторов. В родах причиной по-нреждения ЦНС является асфиксия и нарушение мозгового кровооб-ращения. После родов причиной повреждения ЦНС является чаще всего нейроинфекция (менингит, энцефалит) и травмы головы. Таким образом, ДЦП является полиэтиологическим заболеванием инфекционного, интоксикационного, воспалительного, токсического, ра-диационного, экологического, травматического и другого происхож-дения.

 

 

Сопутствующие заболевания

и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения

/. Контрактуры и деформации — если у ребенка с ДЦП неформируются установочные рефлексы, то и не формируются шей-шй

и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный ки-фоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому раз-витию кифосколиоза. При задержке формирования навыка стояния

 

и ходьбы возникает дисбаланс мышц тазобедренного сустава, нару-шается развитие крыши вертлужной впадины и головки бедра, что приводит к дисплазии тазобедренных суставов, подвывиху и вывиху бедер. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквино-варусной и эквиновальгусной деформации стоп.

 

2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦПчрезмерно увеличивается продукция ликвора, нарушается всасывание

в желудочках мозга, повышается внутричерепное давление, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом возможны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание большого родничка, повышение мышечного тонуса.

 

3. Судорожный синдром — часто сопровождает ДЦП и вответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпи-лептиформные пароксизмы.

4. Нарушение вегетативной нервной системы — в видеснижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического повышения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного потоотделения, нарушения иммунологической реактивности и др

5. Нарушения слуха — чаще возникают при гиперкинетичес-ких формах. Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки как в, к, с, ф, м ребенок просто может не употреблять в своей речи. Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слу-ха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке ре-чевого развития.


232 Частные методики адаптивной физической культуры

6. Нарушения зрения — при ДЦП снижается острота зрения,нарушаются поля зрения, могут возникать аномалии рефракции, ко-соглазие, парез взора, изменение глазного дна.

7. Нарушения речи — при очаговом поражении головногомозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельно-сти правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстрой-ства формирования речи (Мастюкова Е.М., 1988).

 

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и преж-де всего фонетическое произношение звуков — звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрос-лыми. Речедвигательные затруднения вторично приводят к наруше-нию анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах.

 

Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответ-ствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, вос-приятие формы и объема тела.

 

В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грам-матический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического раз-вития ограничивает накопление грамматических средств.

 

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

 

-ф- дизартрия — нарушение произношения звуков из-за патоло-гической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;

 

•ф- алалия — системное недоразвитие речи в результате пора-жения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так и сенсорная);

 

-ф- дислексия, дисграфия — нарушения письменной речи вслед-ствие дисфункции речевых зон;

 

-ф" неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вслед-ствие нарушения речедвигательной функции;

 

-ф- анартрия — отсутствие речи.

 

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с церебральными параличами преоб-ладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нару-шена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Ды-хательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль за дыханием затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и пара-личами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребен-ка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.


 

 

Глава 5    
   

 

Дети с церебральными параличами с трудом овладевают чтени-ем и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недо-развитием устной речи и бывают при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. В письме искажается графический об-раз букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, встречается зеркальность письма.

 

Нарушение чтения и письма связано с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением поле^ зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моториой систем.

 

Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, моз-жечковой или экстрапирамидной дизартрии (Левченко И.Ю, Приходько О.Г., 2001). При псевдобульбарной дизартрии повышает-ся тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыха-ние, жевание.

 

Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка,губ; при этом речь замедленная, толчкообразная, затухаюлая к кон-цу фразы.

 

Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетичес-кой форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму; при этом нарушается плавность и размеренность речи.

 

8. Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранниморганическим поражением головного мозга, ограничением двигатель-ной активности, социальных контактов, а также условиями воспита-ния. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную сис-тему может оказать психологическая обстановка в семье, невозмож-ность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность.

 

Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде рас-стройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельно-сти и личности.

 

Нарушения познавательной деятельности проявляются в от-сутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлитель-ности, низкой умственной работоспособности и концентрации внима-ния, снижении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представле-ния, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме нару-шены вербальное мышление, память, внимание. Психические нару-шения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени.


234 Частные методики адаптивной физической культуры

 

Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще все-го в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемо-стью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигатель-ной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью (Мастюкова Е.М., Исаев Д.Н., 1988).

 

Особенности личности — нередко отмечается задержанное раз-витие по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоцент-ричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия не-достаточны. Больные эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности. Наблюдается дисгармония разви-тия личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влия-ют тяжесть и характер двигательных нарушений.

 

Двигательные нарушения

/. Нарушения функции мышц

 

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологи-ческом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергис-тами (см. табл. 5.1).

 

Существует условное деление мышц на тонические, обеспечива-ющие поддержание поз, и фазические, осуществляющие динамичес-кие движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом вхо-дящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двугла-вая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, включаю-щие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжитель-ное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длитель-ное время без утомления, скорость расслабления более низкая (на-пример, мышцы — разгибатели спины, камбаловидиая мышца).

 

Большинство мышц участвует как в статических, так и в дина-мических движениях.

 

Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжени-ем и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается


 

 

Глава 5    
   

 

взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

 

Повышение тонуса отдельных мышц вызывает формирование порочной позы.

 

Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч; повышение тонуса верхней порции трапециевидной мышцы вызывает поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сги-бание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предпле-чья. Напряжение нодвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц — сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и зад-ней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ве-дет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабле-ние мышц брюшного пресса может вызывать выпячивание живота, гры-жи белой линии живота, пупочные или паховые грыжи.

 

Отрицательно для формирования движений в верхних конечно-стях сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки, лопатки смещаются вверх и наружу, стано-вятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная поход-ка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.

 

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вы-зывает продольное и поперечное плоскостопие, плоско-вальгусную деформацию стоп. При этом опора на переднюю часть стопы значи-тельно нарушает устойчивость ходьбы — передний толчок отсут-ствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

 

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц по-степенно формируются различные деформации и контрактуры, появ-ляются ортопедические нарушения. Наиболее частые — кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренно-го сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгус-ная и плосковальгусная установка стоп и др.

 

Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной фор-мацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, моз-жечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены.

 

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

 

• спастичности — повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы;


Частные методики адаптивной физической культуры

 

• ригидности — чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии;

 

• гипотонии — сн


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.259 с.