Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-05 | 268 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Развитие представлений о предмете психологии
Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Душа как предмет исследования в античной философии.
Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Понятие ассоциации в психологии, ассоциативная психология.
Основные направления психологии сознания: структурная психология сознания (В.Вундт и Э.Титченер); теория актов сознания (Ф.Брентано); функционализм (теория потока сознания) (В.Джеймс).
Основные направления современной зарубежной психологии
Возникновение и развитие психоанализа. Структура психической жизни и структура личности по З.Фрейду. Психоаналитические методы.
Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул – реакция». Когнитивный необихевиоризм Э.Толмена. Оперантное обусловливание Б.Скиннера.
Возникновение и развитие гештальтпсихологии, основные представители и идеи (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка и др.). «Теория поля» К.Левина.
Возникновение и развитие гуманистической психологии, основные представители и идеи (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.Бюлер, Г.Олпорт и др.). Выделение экзистенциальной психологии (В.Франкл, Р.Мэй, Э.Фромм и др.).
Когнитивная психология, основные понятия и проблемы.
Развитие психологических знаний в отечественной психологии
Развитие психологических знаний в России XVIII-IXX вв. (И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, А.А. Потебня, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Д.Н. Овсянико-Куликовский). Психологическая мысль в России в начале XX века (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Г.Г. Шпет, М.Я. Басов, Л.С.Выготский).
Развитие отечественной психологии в годы Великой отечественной войны (Р.Г. Натадзе, З.И. Ходжава, Д.И. Рамишвили, Н.А. Коновалов, Б.М. Теплов, Т.Г. Егоров, А.С. Прангишвили и др.). Состояние и тенденции развития ведущих школ отечественной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев, П.И.Зинченко, Л.И. Божович и др.).
|
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и её значение для психологической науки. Учение о высших психических функциях (ВПФ), их свойства.
Деятельностный подход в психологии. Понятие деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Психологическая структура деятельности. Формы и виды деятельности. Понятие ведущей деятельности.
Эволюционное введение в психологию.
Возникновение и развитие психики в филогенезе
Понятие психики и отражения. Формы отражения в живой и неживой природе (П.Я.Гальперин). Проблема возникновения психики в эволюции и подходы к решению этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического. Объективный критерий психики (по А.Н. Леонтьеву).
Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект (по А.Н. Леонтьеву), их характеристика. Связь уровня развития психики с особенностями нервной системы. Мозг и психика.
Возникновение и развитие сознания
Сущность различий психики животных и человека. Предпосылки возникновения и развития сознания в антропогенезе. Сознание человека как высшая форма развития психики. Психологическая характеристика сознания человека. Определение, основные признаки и свойства сознания. Функции сознания. Структурный анализ сознания.
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ
Психология ощущений
Понятие ощущений. Деятельность анализатора как физиологическая основа ощущений. Теории ощущений. Различные основания для классификации ощущений.
|
Свойства ощущений: качество, интенсивность, временная и пространственная локализация. Механизмы изменения и взаимодействия ощущений. Адаптация ощущений, явления сенсибилизации и синестезии.
Психофизика ощущений. Проблема измерения ощущений. Понятия абсолютных и относительных порогов чувствительности. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Критика основного психофизического закона. Закон С. Стивенса. Закон Ю.М. Забродина.
Развитие и индивидуальные особенности ощущений.
Психология восприятия
Общее представление о восприятии, его отличие от ощущений. Физиологические основы восприятия. Теории восприятия (структуралистская теория восприятия, гештальттеория восприятия, экологическая теория и др.).
Основные свойства восприятия: константность, предметность, целостность, структурность, осмысленность, категориальность. Понятие апперцепции.
Виды восприятия. Закономерности и механизмы восприятия пространства: восприятие расстояния и глубины, механизмы стереоскопического зрения. Восприятие реального движения и иллюзии восприятия движения. Восприятие времени.
Иллюзии и галлюцинации как проявление закономерностей восприятия. Виды иллюзий.
Развитие восприятия в онтогенезе. Экспериментальные исследования восприятия.
Психология памяти
Общее представление о памяти. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии, их вклад в современное представление о памяти (ассоциативные теории, бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология и др.). Деятельностный подход в исследованиях памяти (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Эксперименты Г. Эббингауза.
Виды памяти, критерии их выделения и характеристика. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Эйдетическая память.
Развитие памяти в онтогенезе человека. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти. Нарушения памяти. Развитие памяти.
Психология внимания
Общее представление о внимании. Понятие и основные функции внимания. Критерии наличия внимания: феноменальные, поведенческие, продуктивные. Положительные и отрицательные эффекты внимания.
История учений о внимании в различных направлениях и школах психологии (В.Вундт, У.Джеймс, Э.Титченер, Т.Рибо, Н.Н.Ланге). Исследование внимания в когнитивной психологии.
|
Физиологические основы внимания. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Оптимальный очаг возбуждения И.П. Павлова.
Виды внимания и их характеристика. Свойства внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Нарушения внимания и их причины. Развитие внимания в онтогенезе. Способы тренировки и коррекции внимания.
Психология мышления
Понятие мышления. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления в различных направлениях психологии.
Классификации видов мышления. Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Операции мышления. Исследования основных операций: анализ, синтез, анализ через синтез, обобщение (С.Л.Рубинштейн).
Мышление как процесс решения задач. Этапы процесса мышления, фазовая динамика мыслительного процесса.
Разные подходы к проблеме развития мышления. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Стадии становления мышления (Ж.Пиаже). Обратимость операций и эгоцентризм детского мышления.
Понятийное и допонятийное мышление. Взгляды Л.С. Выготского и Ж.Пиаже. Основные эмпирические характеристики допонятийного мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция и др. Исследования Л.С. Выготского по проблеме формирования понятий. Развитие понятийного мышления.
Мышление и обучение: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов).
Развитие мышления в онтогенезе. Культурно-историческая теория о соотношении мышления и речи в филогенезе и онтогенезе.
Психология речи
Речь и речевая деятельность. Соотношение речи и языка. Основные функции речи. Физиологические основы речи. Виды речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. Внешняя, внутренняя и эгоцентрическая речь.
Возникновение и этапы развития речи ребенка. Классификации и характеристика основных речевых нарушений.
Психология воображения
Понятие воображения. Основные функции воображения. Виды воображения: воссоздающее и творческое, активное и пассивное. Психологические механизмы создания образов воображения. Операции воображения (комбинирование, агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация).
Развитие воображения у детей. Методы исследования и развития воображения. Воображение и творческие способности.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!