Особенности сценического действия. Новаторство Островского-драматурга — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сценического действия. Новаторство Островского-драматурга

2017-06-04 1576
Особенности сценического действия. Новаторство Островского-драматурга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Новаторской чертой драматургии Островского являются обширные экспозиции в его пьесах. Не является исключением и «Гроза».

Кроме того, Островский одним из первых в русской драматургии вводит в свои произведения пейзаж, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» это замечательные виды волжских просторов.

Еще одна новаторская черта пьес драматурга – широкое использование произведений фольклора. Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара.

Таким образом, в пьесах Островского особое значение приобретает «фон» (пейзажный, фольклорный), на котором развивается основное действие.

Одна из существенных черт такого «фона» – присутствие на сцене ряда персонажей,которые, не участвуя в основной интриге, очень важны для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полусумасшедшая барыня, другие лица.

И драма, и трагедия вырастают у Островского не из каких-либо экстраординарных обстоятельств, а из повседневности, из той атмосферы, в которой постоянно живут герои. Недаром драматические произведения Островского нередко называют «пьесами жизни».

Экспозиция в «Грозе» занимает целых два действия – первое и второе. Перед зрителем открывается широкая картина нравов города Калинова; на сцену выходят все основные персонажи пьесы; в монологах и диалогах раскрываются существенные стороны их характеров.

В основе сюжета «Грозы» лежит любовная интрига. Её экспозиция такжесодержится в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своем чувстве к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что любит Бориса.

Внезапный отъезд Тихона в Москву приближает завязку. Катерина, предчувствуя, что не сможет одна справиться со страстью, умоляет Тихона остаться или взять ее с собой. Тихон остается равнодушным к её мольбам. Мало того, он оскорбляет Катерину, откровенно высказывая ей своё желанием отдохнуть не только от опеки матери, но и от присутствия жены.

Показательно, что завязка в «Грозе» происходит лишь в конце второго действия. Это известная сцена с ключом. В душе Катерины борются два чувства – страсть к Борису и сознание греховности этой страсти. В конце концов Катерина берет ключ у Варвары: страсть побеждает.

В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира.

Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.

Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит.

Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини.

Назовем прежде всего монолог Катерины во втором явлении пятого действия, где героиня, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает?..» Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. По существу, он бросает ее в беде, о чём свидетельствует последняя их встреча.

Последний монолог Катерины («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу, всё равно…»), из которого мы узнаем о роковом решении героини, поражает своей безысходностью: «Всё равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!»

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией.

В результате погубить душу оказалось для Катерины легче, чем продолжать жить в «темном царстве».

Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.

 

 

Вопросы и задания

 

1. Расскажите о воспитании Островского, о той среде, в которой прошли детство и юность драматурга. Как ранние жизненные впечатления повлияли на последующее его творчество?

2. Назовите основные периоды творчества Островского. Отметьте новаторские черты его пьес, проявившиеся в каждый из этих периодов.

3. В каком году «Гроза» вышла в свет? В чём своеобразие отражения эпохи конца 1850-х годов в этом произведении? Какие оценки дали новой пьесе Островского Ап. Григорьев, Добролюбов, Писарев?

4. Охарактеризуйте образ города Калинова. В чём проявился кризис изображенного Островским патриархального мира?

5. Кратко расскажите о Диком и Кабанихе. В чем своеобразие характеров и жизненных позиций этих лиц? Какова роль каждого из них в пьесе?

6. Определите роль странницы Феклуши и полусумасшедшей барыни в общей картине калиновского мира.

7. Рассмотрите характеры Тихона, Бориса, Варвары и Кудряша, выявите своеобразие каждого из этих лиц.

8. Какова роль Кулигина в общей картине патриархального мира, в системе персонажей и в сюжете произведения?

9. Рассмотрите образ Катерины и художественные средства его создания. В чем заключается основное противоречие в характере и в миропонимании главной героини – противоречие, приведшее её к гибели? Каковы основные источники художественных средств создания образа Катерины?

10. Как жанровые характеристики пьесы определяются своеобразием внешнего и внутреннего конфликтов? Каким образом проявляются в «Грозе» черты комедии, драмы и трагедии?

11. Рассмотрите основные элементы сценического действия пьесы. Какие из них свидетельствуют о новаторстве драматурга?

12. Подготовьте развернутый план-конспект на тему: «Характер конфликта и особенности сценического действия в пьесе “Гроза”».

13. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества и их роль в создании образов персонажей в “Грозе” А.Н.Островского».

 

 

Тема 13. И.А.Гончаров. Краткие биографические сведения. «Обломов» [26]

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.