Ф.М.Достоевского (1821-1881). Краткие биографические сведения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ф.М.Достоевского (1821-1881). Краткие биографические сведения

2017-06-04 420
Ф.М.Достоевского (1821-1881). Краткие биографические сведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в Москве в многодетной семье штаб-лекаря Московской Мариинской больницы для бедных. Будущий писатель учился сначала в Москве, в частном пансионе, затем в Петербурге, в Главном инженерном училище. После окончания училища он некоторое время служил. В 1837 году умерла мать писателя, а в 1839 году погиб его отец. Уже с молодых лет Достоевский был вынужден вести самостоятельную жизнь. В 1844 году писатель вышел в отставку и посвятил себя литературному творчеству. В 1840-е годы были написаны «Бедные люди» (1845). По выражению Белинского, это «первый наш социальный роман». Тема маленького человека, сочувствие «униженным и оскорбленным» сближают Достоевского с другими писателями «натуральной школы».

Уже в 1840-е годы проявилась и самобытность Достоевского. Так, в повести «Белые ночи» (1848) писатель углубился во внутренний мир человека.

В 1840-е годы Достоевский увлекался идеями утопического социализма. В 1849 году за участие в деятельности кружка Петрашевского писателя приговорили к смертной казни, которая была заменена четырехлетней каторгой и последующей службой рядовым в Семипалатинске. Достоевский вышел в отставку лишь в 1859 году. Пребывание на каторге было для писателя временем напряженной внутренней работы. Именно в этот период в его мировоззрении завершился мировоззренческий перелом. Достоевский отошел от идей утопического социализма и все больше утверждался в православной вере. Достоевский стал идеологом почвенничества.

Писатель изложил основные идеи почвенничества в очерках «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863). Здесь Достоевский противопоставляет душу русского человека, носителя истинного христианского миросозерцания, душе человека Запада, сущность мировоззрения которого составляют индивидуализм и рационализм. Достоевский считает, что русских людей объединяет чувство братства, незнакомое людям Запада.

В 1864 году Достоевский опубликовал повесть «Записки из подполья». В ней намечена проблематика последующих произведений Достоевского. Писатель выступает против рационализма, он критикует идеи социализма, исследует философскую проблему свободы воли. Достоевский обличает героя своей повести, «подпольного человека», в неспособности к действию, замкнутости внутри себя. По мысли Достоевского, только выход из подполья гарантирует истинное бытие человека. Выход «подпольного человека» из подполья и показан Достоевским в романе «Преступление и наказание».

В последующие годы жизни писатель создает романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Вместе с «Преступлением и наказанием» они составляют так называемое «великое пятикнижие» Достоевского.

Умер писатель в 1881 году в Петербурге.

 

 

«Преступление и наказание»

 

Главные идеи романа

 

Роман «Преступление и наказание» был опубликован в журнале «Русский вестник» в 1866 году.

О романах Достоевского говорят, что это романы идей (идеологические романы). Действительно, в его произведениях, в том числе и в «Преступлении и наказании», сталкиваются идеи, теории, мировоззренческие принципы.

И в то же время в «Преступлении и наказании» есть нечто более существенное, чем идеи. Достоевский воссоздает логику жизненного процесса – в личности, в обществе, в истории. Всем ходом событий в произведении писатель стремится показать, что жизнь развивается независимо от человеческого разума, вопреки каким бы то ни было теориям; она совершается по законам, установленным свыше.

О позиции Достоевского красноречиво свидетельствует монолог Разумихина о социалистах в пятой главе третьей части романа. Здесь очевидна полемика Достоевского с Чернышевским («Что делать?»), с революционно-просветительскими взглядами на мир и на человека.

Приведем фрагменты из указанного монолога Разумихина. Герой рассуждает о социалистах: «Всё у них потому, что "среда заела"... если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут... Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них... социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути!.. С одной логикой нельзя через натуру перескочить!»

Революционно-просветительским взглядам, атеистическим по сути своей, Достоевский противопоставляет свой взгляд на мир, в основе которого лежит христианское миропонимание.

Мир, по убеждению писателя, двуедин: мир добра и мир зла, мир Бога и мир дьявола. Поле битвы между Богом и дьяволом – душа человеческая.

По мысли писателя, в земном мире царствует зло, и оно навязывает человеку свои жестокие законы, которые писатель определяет как социально-историческую необходимость, живя по закону которой, человек привыкает к подлости. «Ко всему-то подлец человек привыкает!» – восклицает Раскольников.

Писателю удалось показать самые изощренные проявления зла в мире: в «Преступлении и наказании» перед читателем открываются ужасающие картины нищеты, пьянства, проституции, растления детей, тех омерзительных явлений, которые с жестокой необходимостью составляют, по замечанию Раскольникова, так называемый «процент».

Однако в этом же мире существует и «живая жизнь» (выражение Достоевского). Первый признак существования живой жизни – это человеческие страдания. Поэтому из мира страданий вырастает и идеология героев, и весь идеологический роман Достоевского.

Миру социально-исторической необходимости Достоевский противопоставляет свободную волю человека. Свободная воля, по Достоевскому, во-первых, иррациональна; во-вторых, она может быть и доброй волей, и злой волей; в-третьих, она находит свое выражение в протесте против необходимости; наконец, она проявляется в свободном деянии.

Путь к духовному возрождению человека, по мысли Достоевского, лежит только через борьбу с необходимостью, через активное, волевое противодействие ей.

Протест против необходимости, бунт против нее приводит или к гибели героя, или к его душевному просветлению. Выбор зла, то есть дьявола, ведет человека к утрате внутренней свободы и к душевному краху. Об этом свидетельствует история Свидригайлова. Выбор добра, то есть Бога, ведет человека к душевной гармонии, при этом человек остается свободным.

В свете учения Достоевского о свободе воли преступление Раскольникова следует рассматривать с двух сторон.

С одной стороны, в его преступлении мы видим протест человеческой личности против мира необходимости. В желании бороться со злом, помочь «униженным и оскорбленным» Достоевский сочувствует Раскольникову.

С другой стороны, путь, который избрал герой, не является, по Достоевскому, выражением его свободной воли. Этот путь – следствие рационалистической и индивидуалистической теории, которая пришла с Запада и которую герой воспринял из гордости и сознания собственного превосходства над другими людьми. Путь насилия, выбранный Раскольниковым в соответствии с этой теорией, не разрешает противоречий, существующих в мире.

Писатель показывает, что совершенное Раскольниковым преступление влечет за собой новое зло, а самого героя оно приводит к тяжелому душевному кризису.

Писатель, исследуя историю бунта Раскольникова, утверждает, что мир невозможно изменить рационалистическими методами.

Рационалистической и индивидуалистической теории Раскольникова Достоевский противопоставляет христианские ценности: самоотверженность, смирение, любовь.

 

 

Система персонажей


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.