Авторская позиция и средства ее выражения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Авторская позиция и средства ее выражения

2017-06-04 3423
Авторская позиция и средства ее выражения 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

 

Авторская позиция в «Капитанской дочке» неоднозначна.

С одной стороны, автор «Капитанской дочки» во многом солидарен с мемуаристом в оценке Пугачевского восстания. Так, Пушкин не мог не сознавать жестокости восставших, разрушительной силы восстания. Взгляд повествователя на «бессмысленный и беспощадный» русский бунт (глава «Арест»), по-видимому, совпадает с авторской позицией, как и точка зрения Гринева по поводу того, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» (глава «Пугачевщина»).

С другой стороны, Пушкин, в отличие от Гринева, понимает смысл восстания гораздо глубже. Так, писатель показывает объективно-исторические причины восстания, его неизбежность. Он сознает, что жестокость восставших является ответом на жестокость властей. Пушкин видит в восстании не только разрушительную силу, но и стремление народа к воле. Одновременно писателю ясна трагическая обреченность восставших. Наконец, Пушкин раскрывает перед читателем поэтическую стихию, сопровождающую народ в его вольнолюбивых стремлениях.

Важнейшим средством выражения авторской позиции является сюжет произведения. История любви Гринева и Маши, увенчавшаяся счастливым браком, подтверждает мысль автора о том, что суровые испытания закалили души героев и предварили их благоденственное житие и многочадие как награду за их мужество и верность в любви, проявленные в трагическую годину Пугачевского бунта.

В выявлении авторской позиции проявилось пушкинское мастерство композиции. Не случайно эпизоды насилия со стороны властей предшествуют эпизодам насилия со стороны восставших. Так, например, в шестой главе читатель впервые видит изуродованного башкирца. Затем этот же башкирец становится одним из главных вершителей казни защитников крепости.

Свою позицию автор высказывает и через систему персонажей. Так, например, благородного Гринева писатель противопоставляет подлому Швабрину. Образ Пугачева оттеняется образами его сподвижников – Хлопуши и Белобородова.

Особенно ярко позиция автора проявилась в произведениях народного творчества, которые писатель использовал в романе. Так, песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» вызывает у Гринева «пиитический ужас». Автор же видит в этой песне глубокий смысл: в ней раскрывается трагическая сущность восстания.

Гринев отверг главную идею калмыцкой сказки об орле и вороне, рассказанной Пугачевым. «Жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину», – заявляет Гринев. Между тем и автору, и читателю ясно, что в этой сказке раскрывается неистребимое вольнолюбие народа.

Пословицы, используемые Пугачевым («Казнить так казнить, миловать так миловать», «Казнить так казнить, жаловать так жаловать»), также свидетельствуют об авторской позиции в отношении Пугачева. Эти пословицы подчеркивают широту души Пугачева и одновременно полярность его характера, соединение в его натуре жестокости и милосердия. Оказывается, Пугачев способен не только помиловать Гринева и Машу, но и от всей души помочь им.

Авторская позиция выражается также через названия глав. Так, например, в заглавии «Сержант гвардии» присутствует ирония. Название второй главы – «Вожатый» – наряду с устаревшим значением («проводник») имеет и другой, символический смысл: автор намекает читателю, что рассказ пойдет о вожаке народного восстания.

Как известно, эпиграфы к каждой главе романа подобраны не рассказчиком, а «издателем», за которым скрывается сам автор. Таким образом в эпиграфах также выражается авторская позиция.

В конце последней главы слово берет «издатель», за которым скрывается уже не Гринев, а сам Пушкин. Заключительные слова «издателя» можно рассматривать как своеобразный авторский эпилог к роману.

Таким образом, мы видим, что в «Капитанской дочке», историческом романе, написанном в мемуарной форме, автор смог выразить свою позицию, отличную от позиции повествователя. Для выражения своей позиции автор использует различные композиционные средства, произведения народного творчества, эпиграфы, а также обращение к читателю в конце произведения от лица «издателя».

Вопросы и задания

 

1. Почему в 1830-е годы Пушкин проявляет особый интерес к теме народного бунта? Какие пушкинские сочинения на эту тему подготовили написание «Капитанской дочки»? Кратко охарактеризуйте её тематику.

2. Какие проблемы поднял Пушкин в «Капитанской дочке»? Сформулируйте и прокомментируйте их.

3. Охарактеризуйте идейную направленность пушкинского романа. В чём проявляется неоднозначное отношение писателя к народному восстанию, его предводителю, другим героям произведения?

4. Прокомментируйте заглавие романа.

5. Почему «Капитанскую дочку» можно назвать реалистическим произведением? В чем проявился историзм романа? Какие конкретно-исторические типы воссоздает здесь Пушкин? В чём можно увидеть черты романтизма?

6. Охарактеризуйте жанровую специфику «Капитанской дочки». Почему мы можем утверждать, что в ней есть черты исторического романа? Какие цели преследовал автор, выбрав мемуарную форму повествования?

7. Что вы можете сказать о Гриневе – центральном персонаже «Капитанской дочки» и повествователе? Как соотносятся две роли героя? Какие художественные средства использует автор при создании образа Гринева?

8. Кратко охарактеризуйте образы Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны Гриневых. Какие черты родителей наследовал Петруша?

9. Сопоставьте характеры Савельича и мосье Бопре. Какие качества крепостного дядьки Петруши оттеняются с помощью образа учителя-француза? Назовите наиболее важные эпизоды произведения, характеризующие Савельича. Как образ Савельича соотнесен с образом Пугачева?

10. Какой тип русской жизни воссоздан автором в образе Ивана Зурина? Как его образ оттеняет главного героя?

11. Расскажите о коменданте Оренбурга генерале Андрее Карловиче Р. В каких эпизодах раскрывается его характер? С какой стороны образ генерала оттеняет образ Пугачева.

12. Расскажите о семье Мироновых и её окружении. Какие черты русского национального характера раскрываются в образах Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны, Ивана Игнатьича, отца Герасима и Акулины Памфиловны? Чем интересен образ урядника Максимыча?

13. Охарактеризуйте Машу Миронову как главный женский образ в романе. Какие черты русской женщины соединились в духовном облике Маши? В чём сходство дочери капитана Миронова с Татьяной Лариной? Что отличает двух героинь? Какова роль Маши Мироновой в сюжете произведения? Какие художественные приемы использует автор при создании её образа? Отметьте также черты характера служанки Палаши – верной спутницы Маши.

13. Рассмотрите образ Швабрина – антагониста Гринева. Какие качества этого персонажа делают его антиподом главного героя? Каковы, с точки зрения автора, причины душевной низости Швабрина?

14. Перечислите известных вам эпизодических лиц в романе и кратко охарактеризуйте их.

15. Какие реальные исторические лица действуют или упоминаются в произведении? Дайте им краткую характеристику. Подробнее расскажите о Екатерине II. Какие черты проявляет императрица по отношению к Маше и Петру Гриневу? Какую цель преследовал Пушкин, создавая образ милостивой государыни?

16. Подробно рассмотрите образ Пугачева. Какие противоречия в характере этого героя выявляет Пушкин? Какие художественные средства используются при создании образа предводителя восстания?

17. Рассмотрите общее построение «Капитанской дочки». Сколько в ней глав? Сколько эпиграфов? Откуда заимствованы эпиграфы и какова их роль в произведении? Что лежит в основе сюжета пушкинского романа?

18. Назовите экспозиционные главы романа и кратко охарактеризуйте их. Что мы узнаем о Петруше Гриневе, его родителях и воспитателях из первой главы? Какие жизненные принципы вынес Петруша из родительского дома?

19. Почему главу «Вожатый следует считать экспозицией образа Пугачева? Какие элементы художественного текста помогают автору создать образ будущего предводителя восстания?

20. Как в третьей главе раскрываются характеры и нравы обитателей Белогорской крепости?

21.Охарактеризуйте композиционную роль четвертой и пятой глав. Как ситуация дуэли раскрывает характеры Гринева, Швабрина, Са­вельича, других персонажей? Какова роль писем в главе «Любовь» и в романе в целом? Почему данная глава является переломной в развитии сюжета?

22. Рассмотрите основные сцены шестой и седьмой глав романа, раскройте их идейный смысл и композиционную роль. Как сцена допроса башкирца готовит читателя к восприятию эпизода казни защитников крепости? Как в главе «Приступ» раскрываются личности капитана Миронова, Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Швабрина, Гринева? Каким выглядит в седьмой главе Пугачев?

23. Почему песню «Не шуми, мати зеленая дубровушка...», звучащую в восьмой главе романа, называют одним из идейных центров «Капитанской дочки»? Каково отношение к этой песне Гринева и автора произведения?

24. Кратко охарактеризуйте композиционную роль девятой главы. Какие её эпизоды можно назвать комическими? Почему мы можем утверждать, что «Капитанскую дочку» отличает подчас трагикомический пафос?

25. Какую сюжетно-композиционную роль играет глава «Осада города»? Кратко рассмотрите основные ее эпизоды.

26. Почему одиннадцатую главу обычно рассматривают как кульминационную в изображении народного восстания и в раскрытии характера Пугачева? Выявите идейный смысл сказки об орле и вороне и отношение к ней Пугачева, Гринева и автора.

27. По какой причине двенадцатую главу принято считать кульминационной в развитии любовной интриги? Какой поворот происходит здесь в судьбах главных героев?

28. Прокомментируйте идейный смысл завершающих глав романа. Как Гринев, а вслед за ним и Пушкин осмысляют итоги Пугачевского восстания? Какие качества проявляет Петр, находясь под арестом? Какова роль в романе эпизода встречи Маши с Екатериной? В чем значение своеобразного эпилога произведения – слов «от издателя»?

29. Сформулируйте позицию автора в «Капитанской дочке». Чем она близка позиции повествователя, чем от нее отличается? Каковы художественные средства выражения авторской позиции?

30. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение по теме: «Изображение народного восстания и его предводителя в произведении Пушкина “Капитанская дочка”».

31. Напишите сочинение на тему: «Автор и повествователь в “Капитанской дочке”».

Тема 6. М.Ю.Лермонтов. Краткие биографические сведения. Лирика [17]


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.