Ложь, обман и умолчание в журналистике — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ложь, обман и умолчание в журналистике

2017-06-04 710
Ложь, обман и умолчание в журналистике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любая ложь в СМИ может превратиться в правду, и, разумеется, наоборот.

Если исходить из единственности этой функции журналистики, то, естественно, ложь, обман и даже умолчание, если они встречаются в СМИ (а они встречаются, причем перманентно и регулярно), то всё это — нарушение нормы.

У журналистики есть и иные, кроме информирования общества, функции:

 

• интегрирования (объединения) общества,

• донесение до власти мнения общества по тем или иным вопросам,

• управление обществом со стороны власти,

• социализация подрастающих поколений

• функция развлечения.

 

Если учесть наличие последних трех функций, то обман, ложь, умолчание имеют место быть. Управление обществом конечно же требует и лжи, и обмана.

Об умолчании и говорить нечего. Социализация и интеграция тоже не обходятся без некоторых из этих информационных приемов. А уж развлечения чаще всего просто построены на лжи и обмане.

 

СМИ публикуют правду, то есть правдивую информацию о случившемся, чтобы быть средствами массовой информации.

Обладание информацией̆ есть одно из наиболее мощных проявлений власти. В более широком смысле — влияния. Тот, кто информирован, тот влиятелен.

СМИ используют умолчание когда не хотят что-то публиковать.

НИ ОДНО СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ТРЕБУЮЩЕЕ ОГЛАШЕНИЯ ВСЕЙ ПРАВДЫ, ТОЛЬКО ПРАВДЫ И НИЧЕГО ИНОГО, КРОМЕ ПРАВДЫ, О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПОВЕДЕНИИ КАКОГО-ЛИБО ИНСТИТУТА ИЛИ ЧЕЛОВЕКА, НИКОГДА НЕ РАССКАЖЕТ ВСЕЙ ПРАВДЫ (И ДАЛЕЕ - ПО ФОРМУЛЕ) О СЕБЕ.

 

Умолчание может быть весьма активным и даже агрессивным приемом.

То, о чем умалчивают одни СМИ, может появляться либо непосредственно в сфере общественного внимания (молва),либо в других СМИ — пусть в виде слухов, или предположений, или даже точной информации, но со ссылкой на источник, «который пожелал остаться неизвестным».

Итак, ложь и обман. Вообще это довольно близкие понятия.

ложь — это просто неправда, о чем может и не знать или не подозревать тот, кто эту ложь оглашает.

А обман — это информация, сообщение, не только осознаваемое как ложь теми, кто его сочиняет или распространяет, — но и целенаправленно в этом качестве используемое.

 

Когда журналист может поместить в свой текст ложь (неправду, неполную правду и т. п.) — незлонамеренно:

 

• журналиста ввел в заблуждение авторитетный источник информации;

 

• ошибка или добросовестное заблуждение самого журналиста;


досочинение недостающих для полноты картины фактов на основе предшествующего опыта, здравого смысла, разного рода аналогий;

• игра слов, особенно в заголовках, которая, если взять заголовок отдельно от текста, либо искажает картину произошедшего, либо вообще создает впечатление о том, что произошло совсем иное со- бытие;

• использование архивных фотографий или видеокадров без указания их происхождения как иллюстраций к свежим событиям;

• выдача некомпетентных или случайных мнений и свидетельств за компетентные и закономерные путем завышения статуса «эксперта» или «свидетеля», а чаще — путем неупоминания этого статуса;

 

Умолчание о каких-либо важных элементах события, связанное либо с цензурными ограничениями, либо с нежеланием конкретного журналиста или СМИ упоминать факты, как правило, позитивно характеризующие какое-либо лицо или структуру.

 

Обман:

1. Фальсификация показателей тиражей печатных изданий — для привлечения рекламодателей и повышения авторитета издания в глазах аудитории и лиц, принимающих решения.

2. Публикация за плату под видом журналистских произведений видеосюжетов или текстов, составленные пиарагентствами или иными аналогичными структурами, в пользу тех, кто оплачивает размещение этих текстов или видеосюжетов.

3. Недобросовестная пропаганда,то есть целенаправленное и осознанное искажение фактов и составление тенденциозных комментариев-комплексная форма обмана, используемая сегодня гос-ом по крайней мере, в России) гораздо реже, чем иными субъектами политической, эконом-ой и медийной деятельности. Цель — исключительно защита собственных эгоистических корпоративных интересов в ущерб общественным или любым иным.

4. «Добродетельный» обман— комплексные обманные действия, основанные на формуле «цель оправдывает средства»,то есть готовность вводить в заблуждение аудиторию сегодня ради достижения общего или общественно- го блага в будущем.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.