Проблема методов в психологии. Классификация методов. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблема методов в психологии. Классификация методов.

2017-06-04 403
Проблема методов в психологии. Классификация методов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы в развитых науках как правило очень разнообразны, используются с разными целями, являются разноплановыми, разноуровневыми, одни взяты из естественных наук, другие – из гуманитарных, они не могут быть рядоположенными. Поэтому классификация методов в любой развитой науке предстает как проблема.
1. В широком смысле – под методом понимается методы познания вообще. это упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине.
В науке выделяется два основных способа или метода в широком смысле слова: восхождение от конкретного к абстрактному (индуктивный способ познания), в этом случае сначала собираются эмпирические факты, затем они обобщаются и строятся теоретические модели или теории. Может так же быть от абстрактного к конкретному (дедуктивный способ познания), вначале строятся теории, идеи, предположения о закономерностях, механизмах какого-то явления, затем эта теория подтверждается или опровергается, корректируется посредством сбора и обобщения полученных эмпирических данных.
К методу познания в широком смысле слова относится:
1. анализ,
2. синтез,
3. сравнение,
4. обобщение,
5. абстрагирование.

2. В узком смысле слова под методом понимаются способы получения эмпирических знаний, использование той или иной наукой. Сюда относится наблюдение, эксперимент, тестирование, интервью, анкетирование.
Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.
Ананьев Б.Г. в 1977 г. предложил разделить все методы на 4 группы (первые 4, только без такого деления внутри 2-ой группы):
1. Организационные: сравнительный – сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, деятельности и т.д.; лонгитюдный – многократное исследование одних и тех же групп испытуемых на протяжении длительного времени; комплексный – в таком исследовании принимают участие представители различных наук.
2. Эмпирические: по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1.1. методы психологической диагностики
1.1. формализованные методики:
1. ♦ тесты;
2. ♦ опросники;
3. ♦ методики проективной техники;
4. ♦ психофизиологические методики.
Для них характерны:
♦ стандартизация (т. е. установление единообразия проведения, обработки и представления результатов);
♦ надежность;
♦ валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
1.2. малоформализованные методики:
1. ♦ наблюдение;
2. ♦ беседа;
3. ♦ анализ продуктов деятельности.
1. 2. экспериментальные методы – предполагают создание или использование специальной экспериментальной ситуации для изучения того или иного психологического свойства человека, т.е такой ситуации, в которой изучаемое свойство наилучшим образом проявляется и его можно внимательно и тщательно исследовать. Существуют:
1. лабораторный эксперимент, который организуется и поводится в специально оборудованном помещении, научной лаборатории, со спец приборами.
2. полевой – организуется и проводится в условиях реальной жизни
3. естественный – эксперимент, который ставит сама жизнь без вмешательства ученого. Его роль в данном случае заключается в том, чтобы наблюдать за происходящим, фиксировать и анализировать то, что происходит само по себе.
3. Обработки данных: количественный – статистическая обработка данных; качественный – дифференциация материала по группам.
4. Интерпретационные методы психологии: генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.; структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемых явлений.
5. Методы воздействия и коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ и т.д.
Дружинин В.Н. предлагает все методы разделить на 3 группы:
1 – теоретические
2 – эмпирические
3 – интерпретация и описание.
Кстати, уровень методов и методик – это 4-й уровень методологического знания.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.