Развитие личности в зрелом возрасте. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Развитие личности в зрелом возрасте.

2017-06-04 300
Развитие личности в зрелом возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В психологии существуют периодизации развития личности в зрелости и старости. Наиболее полная периодизация данной группы представлена Шарлотой Бюллер. Главной движущей силой развития, по ее мнению, является врожденное стремление человека к самосуществлению. III.Б.выделила 5 фаз жизненного пути:

1.до 16-20 - нет семьи, профессии, жизненного пути,

2.16-20-25-23- предварительное самоопределение, выбор супруга,

3.25-30-45-50-зрелость: собственная семья, призвание, конкретные жизненные цели, самореализация,

4.45-50-65-70-стареющий человек. К концу периода исчезает самоопределение, постановка жизненных целей, трудный возраст душевного кризиса.

5.65-70-...Нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.

«+»-отражены существенные для человека жизненные задачи, которые он решает в ходе всей жизни.

«-» -Ш.Б.исходит из врожденности движущих сил развития.

- не рассмотрены истоки, становление жизненного пути,

- начиная с 45 лет, с середины жизни Д1.Б. фиксирует «душевный кризис», переходящий в бесцельное существование, вместо радости творчества - безысходный пессимизм.

Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили 7 периодов взрослой жизни:

1.16-22-уход из родительского дома, время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность

2.23-28- поиски самого себя, выработка индивидуальности, осознание себя как взрослого человека с правами и обязанностями, встреча со спутником жизни, заключение брака,

3.29-32-переходный период: прежние представления о жизни оказываются не всегда верными, иногда жизнь строится заново.

4.33-39-период бури и натиск, как бы возврат в отрочество, семейное счастье теряет свое очарование. Все силы вкладываются в работу достигнутое кажется недостаточным,

5.40-42-новый период переходный в середине жизни. Впечатление, что жизнь проходит зря, признаки утраты, ухудшения здоровья,

6.43-50-новое равновесие привязанность к семье развитие личности еще не закончено.

7.после 50 -зрелость, семейная жизнь, успехи детей - источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного. «-»-оторванность от периодов детского развития, «+» - подчеркивается, что личность развивается всю жизнь.

Одной из самых детальных и параметрических является периодизация Э. Эриксона. Э. Эриксон выделил 8 стадий развития наступающих у каждого человека.

1.Кризис доверия - недоверия к миру (первый год жизни).

2.Автономия - сомнение и стыд (2-3 года).

3.Инициативность - чувство вины (3-6 лет).

4.Трудолюбие комплекс неполноценности (7-12)

5.Личностное самоопределение - комформизм (12-18)лет.

6.Интимность и общительность - личностная изолированность (около 20 лет). 7.Забота о воспитании нового поколения — погруженность в себя (30-60 лет). 8.Удовлетворенность прожитой жизнью — отчаяние (старше 60 лет).

Следует отметить, что у отечественных психологов стадии личностного развития заканчиваются 17 годами — возрастом ранней юности. Конечно, важное значение периодов детства во всем процессе личностного развития человека, является несомненным. Однако, приобретение новых жизненных и социальных ролей периода взрослости также играют важную роль в процессе личностного развития всю жизнь.

Жизнь человека, с одной стороны – биологическое явление, с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Под этим понятием подразумевается жизнь человека как личности. Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начинает существовать в форме индивида. Проблема жизненного пути является составной частью учения о личности и рассматривается в исторической, философской, педагогической науках.

Жизненный путь интересен для науки как особая социальная форма индивидуального развития. В изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

1) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;

2) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.

Жизненный путь – история индивидуального развития. Человек развивается, подвергается социализации в ее конкретно-исторической форме. Он включается в производственную, политическую, культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи.

Социально-историческая обусловленность биографии возникает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происходящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути. Жизнь в единой макросреде создает некоторую психологическую общность сограждан. Характеристикой общества, т.е. макросреды, является образ жизни, который складывается в определенных исторических условиях на основе материального производства и включает в себя деятельность людей по преобразованию этих условий и самой этой основы. Через образ жизни осуществляются прямые связи личности с макросредой. Благодаря им общество в целом влияет на формирование психического склада людей.

Индивидуальный образ жизни устойчив. Однако в биографии человека есть такие поворотные моменты, которые вызывают значительные изменения в образе жизни. Эти моменты – биографические события. Рубинштейн: «События жизни- это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека». Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде + события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды не зависят от отдельного человека, а имеют общественно-историческую природу (Великая Отечественная война): памятные вехи в биографии, роковые случаи и др. вносят объективные изменения в ход жизни человека.

Поступки – единицы общественного поведения личности. Поступки-события открывают новую жизненную перспективу, в них реализуются отношения личности, события – впечатления (сыгранная роль, литературное произведение, трудовой рекорд… - происходит скачкообразное изменение ценностей.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.