Общее понятие о мотивации. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общее понятие о мотивации. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения.

2017-06-04 462
Общее понятие о мотивации. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Побудительная функция психики обеспечивает активизацию и направленность поведения личности. В психологической литературе часто встречается понятие «мотивационная сфера личности». Под ней понимают совокупность диспозиций (мотивов), потребностей и целей, склонностей, интересов, мотивационных установок (желаний).

Потребность является источником активности и рассматриваются как внутреннее состояние нужды в чем-то важном для жизни и развития

личности. В психологической литературе потребность рассматривают как нужду (Д.Н.Узнадзе, К.К.Платонов), как предмет удовлетворения нужды (В.Г.Лежнев, А.Н.Леонтьев, К. Обуховский), как ценность (В.С.Магун), как необходимость (Б.И. Додонов, П.А. Рудик В.А.Василенко, П.В.Симонов), как состояние (И.А. Джижарьян, В.Н.Мясищев), как системная реакция (Е.П.Ильин), как мотив поведения и деятельности:

1) потребность дает толчок к возникновению мотива;

2) потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т.е. после нахождения предмета, который может ее удовлетворить;

3) потребность - часть мотива (В.А.Иванников);

4) потребность и есть мотив (Л.И. Божович, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов,

С.Л.Рубинштейн и др.).

С.Л. Рубинштейн писал, что в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности. Однако, отождествлять мотив с потребностью не позволяет ряд обстоятельств:

1) потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка, ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами;

2) мотив-потребность отделяется от идеальной цели, поэтому не ясно, почему мотив имеет целенаправленность;

3) принятие потребности за мотив ведет к некорректности использования понятий («удовлетворение мотива», «наследственные мотивы»...)

Несмотря на расхождения во взглядах ученых, потребность детерминирует активность человека и без потребностей побуждение к деятельности становится невозможным. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности. Однако потребность сама по себе не способна придать деятельности определенную направленность. Предмет потребности (материальный или идеальный) является мотивом деятельности. Поэтому психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов поведения и деятельности.

Мотивация и мотив - являются основными понятиями, которые используют в психологии для описания и объяснения побудительных причин поведения. Практический психолог, тем более, школьный психолог, должен знать внутреннюю детерминацию поведения личности: уметь фиксировать и учитывать мотивацию как предпосылку, условие и важнейший фактор деятельности, знать возможности формирования мотивации.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из стержневых в психологии. Ей посвящено огромное количество зарубежных (Allport G.W., Atkinson J.W., Hall G., Maslow

A.H., Nutten Y.R., Хекхаузен Х,...) и отечественных (Асеев В.Г., Васильев И.А., Вилюнас В.К., Ковалев В.И., Леонтьев А.Н., Мерлин В.С., Симонов В.П., Якобсон В.П.,...) исследований. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и обилием определений понятий и точек зрения на их природу. Мотив рассматривается и как потребность, и как цель (предмет удовлетворения потребности) (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.В.Колесов,..), и как побудительная (движущая) сила (Х. Хекхаузен, В.И.Ковалев, А.А. Файзулаев,..), и как намерение (Б.В.Зейгарник), и как устойчивые свойства (личностные диспозиции) (М. Мадсен, Х. Маррей, Дж. Аткинсон, К.К.Платонов, В. Смерлин, М.Ш. Магомед-Эминов), и как состояние (Р.А. Пилоян, Хилгард), и как формулировка (К. Обуховский, А.Левицкий, П.П. Иванов, и как удовлетворенность (В.Г.Асеев, Н.Ф.Наумова, П.М.Якобсон), и как сложное интегральное психологическое образование (Б.Ф.Ломов, Д.Н.Узнадзе, Е.П.Ильин).

Выделяют динамические (силу, устойчивость) и содержательные (труктура, осознанность, направленность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения, с какой деятельностью связаны) характеристики мотива.

Мотивация рассматривается так же по-разному: как совокупность факторов, определяющих поведение (Мадсен, Годфруа), как совокупность мотивов (К.К.Платонов), как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности (В.К. Вилюнас). Можно выделить два направления: первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов, детерминирующих поведение и деятельность (потребности, мотивы, цели, намерения), второе - как процесс, который стимулирует и поддерживает активность субъекта на определенном уровне.

В мотивационную сферу личности входят также цели деятельности - непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющее актуализированную потребность; ценностные ориентации - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный смысл; мотивационные образования - мотивационные установки (потенциальные мотивы (В.Г.Асеев, В.И.Ковалев), которые сформировались, но не проявляются в данный момент, мечты - образы желанного (К.К.Платонов), образ желаемого будущего (Б.И.Додонов),

интересы - специфическая познавательная направленность на предметы и явления действительности (А.Н.Леонтьев), направленность личности

- совокупность устойчиво доминирующих мотивов или мотивационных образований (Л.И. Божович), мотивационные состояния (влечение, любопытство, состояние сомнения, мечтательности (Н.Д.Левитов), мотивационные свойства личности - закрепившиеся мотивы (С.Л.Рубинштейн)- уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации (стремление человека быть в обществе других людей), агрессивность, альтруизм-эгоизм...


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.