Ошибки и затруднения при выборе профессии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Ошибки и затруднения при выборе профессии

2017-06-02 2225
Ошибки и затруднения при выборе профессии 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Как выбрать профессию, чтобы работа в будущем была успешной и приносила удовлетворение?

Все, что способствует такому выбору, — хоро­шо, все, что мешает, — плохо.

Можно назвать ряд причин, приводящих, по мнению академика Е.А. Климова, к неправильному выбору.

1. Выбирающий видит лишь конечный результат длинного профессионального пути, но не видит сам путь.

Например, человек хочет сразу стать главным инженером на заводе или директором банка. При таком под­ходе невольно возникает опасность застрять на начальных этапах, потерять надежду, почувствовать себя неудачником, если загаданный успех не дается сразу. Вот почему надо настроить себя на начало пути, а не только на конечный результат.

2. Бытуют предрассудки в отношении той или иной профессии.

Так, к некоторым очень нужным для общества профессиям существует предвзятое отношение как к непрестижным. Не следует идти на поводу у стереотипов. Любая профессия, требующаяся обществу, — достойна.

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей,
«за компанию», может очень подвести вас.

Чтобы не ошибиться, надо больше прислушиваться к самому себе, к тому, что ближе и интересней вам самим.

4. Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или иную профессию, непосредственно на профессию.

Например, девоч­ка хочет стать учительницей только потому, что у нее была любимая учительница. При этом она не учитывает всей сложности труда учителя, необходимости иметь особые качества, такие как великое терпение, любовь к детям, умение ровно относиться к ним, невзирая на шалости или дурные черты характера. К тому же надо принять во внимание, что учителю приходится очень много говорить, чего не выдерживают слабые голосовые связки.

Все особенности будущей профессии нужно применить к самому себе, своему

ха­рактеру, своим способностям и особенностям собственного организма, а не
просто лелеять в воображении любимый образ.

5. Увлечение только внешней стороной профессии или какой-то одной ее стороной.

Например, профессиями артиста, манекенщицы, летчика.
Притягивает популярность, слава, а о том, какая это тяжелая, напряженная работа, какой труд, — не задумываются, просто не знают. А сколько душев­ных и физических сил требуется людям этих профессий! Важно проникнуть вглубь, за чисто внешние, столь привлекательные со стороны черты той или иной профессии, увидеть суть каждодневного труда людей на первый взгляд столь легких и блистательных профессий. Только такой подход даст веские «за» и «против».

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией.

Од­нако надо понимать, что за каждой школьной дисциплиной можно усмотреть несколько профессий. Мир профессий значительно шире перечня учеб­ных предметов. Например, тот, кто любит математику, может работать как учителем, так и инженером, экономистом, программистом ЭВМ и т. д.

7. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материаль­ного производства — на заводах и фабриках.

Механизация, автоматизация, внедрение робототехники, электронно-вычислительных машин и т. п. суще­ственно меняют содержание и характер труда многих традиционных профессий. Вот почему всегда нужно стремиться узнать и увидеть современный облик интересующей вас профессии, так как за старым, дедовским, названием может скрываться совершенно новый тип и характер труда.

8. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях,
способностях, подготовленности).

Правда, разобраться в себе — дело и в са­мом деле не простое. В этом помогут родители, учителя, книги.

9. Незнание или недооценка физических особенностей своего орга­низма. Есть профессии, которые противопоказаны различным группам людей, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Поэтому, выбирая профес­сию, важно иметь верное представление об уровне своего здоровья.

10. Неумение ориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор. В этом мы вам постараемся помочь.

Правила выбора профессии

Выбирая профессию, необходимо:

1. Рассмотреть как можно больше профессий.

При этом можно ис­пользовать ресурсы Интернета и справочники, в которых дается описание профессий с их краткой характеристикой. Выявить, какие специальности востребованы в регионе, где вы проживаете.

Ниже приводятся адреса интернет-сайтов, которые помогут вам как можно больше узнать о современных профессиях, требующих как высшего, так и среднего образования. На сайтах размещена информация о наиболее востребованных на сегодняшний день специальностях, о таких областях профессиональной деятельности, как право, информационные технологии производства, финансы и реклама, клиентские отношения, администриро­вание, работа с персоналом, маркетинг и продажи. Даются краткие толко­вые словари иноязычных названий профессий и специальностей.

· http://www.e-xecutive.ru/professions

· http://www.moldovajob.ournet.md/dictionary_profession/dictio-
nary_profession_a.htm

· http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html

· http://naviobraz.tsu. ru/slov_prd. htm

· http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov

· http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm

· http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm

· http://www.vak.ansn.com.ua/showArticleNames.html?id=24

2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя:

(интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, па­мять, внимание, мышление, здоровье, самооценку).

3. Найти как можно больше информации о том, какие профессии вос­требованы на рынке труда сегодня и какие будут нужны через 3-5 лет.

4. Выбрать наиболее привлекательную профессию, которая обязательно должна соответствовать вашим интересам, склонностям и личностным
качествам.

5. Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим
представлением о ней.

6. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. Если есть возможность, получить квалифицированную консультацию у кого-то из спе­циалистов.

Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стрем­лении овладеть ею в совершенстве.

Опорные понятия

• Профессиональное самоопределение • Правила выбора профессии.

Практическая работа

1. Попытайтесь определить смысл и цель своей жизни.

2. В колонках ниже отметьте:

· Какой из факторов оказывает наибольшее влияние на вас при выборе
профессии (в баллах — от 1 до 9)?

· Кто является для вас профессиональным идеалом (в баллах — от 1 до 9)?

 

Фактор воздействия Влияние на выбор профессии Профессиональный идеал
Родители    
Родственники    
Учителя    
Друзья    
Литературные персона­жи, герои кинофильмов, теле- и радиопередач.    
Кто-то еще    

 

Домашнее задание

Найти в тексте ответы на вопросы, выделите текст с ответами.

1. Какую роль играет выбор профессии в жизни человека?

2. Кто может оказывать влияние на выбор профессии?

3. Перечислите возможные ошибки при выборе профессии.

4. Назовите правила выбора профессии.

5. Если у вас возникли затруднения с выбором профессии, к кому вы об­ратитесь в первую очередь? Почему?

6. Какие новые профессии появи­лись за последние годы?

7. Дайте краткую характеристику двум привле­кательным, на ваш взгляд, профессиям и опишите необходимые для них профессиональные качества.

 

 

Классификация профессий

Формула профессии

 

В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасностей. Постепенно происходило разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложня­лась деятельность людей, появились профессии и специальности.

Прежде всего, нам необходимо научиться различать понятия «про­фессия» и «специальность».

Профессия — род трудовой деятельности, тре­бующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существо­вания человека.

Специальность — более узкая область приложения физиче­ских и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. На­пример, профессия учителя включает специальности: учитель истории, учи­тель математики, учитель химии и т. д. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, или, другими словами, клас­сификация. Наиболее широко известна классификация профессий по отрас­лям экономики — по принадлежности к какой-либо отрасли: промышлен­ность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искус­ство и др. (схема 21).

Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учеб­ных заведений, но малопригодна для человека, выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия ―личность».

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать — это цель труда. В любом труде есть специфические орудия. И наконец, человеку важ­но, в каких условиях протекает его работа.

Ø Предмет туда, цель труда, орудия труда и условия труда — вот четыре признака, по которым строится класси­фикация профессий, удобная для обдумывающего выбор.

Схема 21. Отрасли экономики


Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А. Кли­мов. Основными признаками этой классификации являются

Ø предмет, цель, орудия и условия труда.

1. Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производст­ва, являются гностическими (познавательными).

Цель специалистов этих профессий: распознать, выявить, найти, определить и т. д. Профессии это­го класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных ниже типов профессий:

Ø Человек — природа: физиолог, агроном, зоотехник, ветеринарный
врач, эколог, ихтиолог, приемщик сельскохозяйственной

продук­ции, лаборант государственной семенной инспекции,

лаборант хи­мико-бактериологической лаборатории,

сортировщик овощей и плодов, сортировщик яиц, приемщик

молока и т. д.

Ø Человек — техника: инженер-механик, инженер-электрик,

инже­нер-строитель, контролер-приемщик станочных и слесарных работ, контролер сварочных работ, контролер минералов и пород, осмотр­щик вагонов, обходчик железнодорожных путей и т. д.

Ø Человек — человек: учитель, врач, вахтер, сторож, ревизор на
транспорте, санитарный врач, следователь, журналист, инспектор
рыбоохраны и т. д.

Ø Человек — знаковая система: чертежник, сортировщик почтовых
отправлений и произведений печати, корректор и др.

Ø Человек — художественный образ: писатель, актер, художник,

му­зыкант, антиквар и т. д.

2. Не все профессии можно отнести к гностическим. Отдельные про­фессии связаны с созданием материальных ценностей, произведений искус­ства: строители, станочники, водители, операторы, скульпторы, художни­ки-оформители и т д.

3. К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, кон­структор, модельер, программист, писатель, ученый, художник и т. д.). Их цель — изобрести, спроектировать, создать что-то новое.

4. Значительная часть профессий относится к преобразовательным:
обработать, переместить, собрать и т. д. (токарь, сборщик часов, фрезеров­щик, резчик и др.)

Можно классифицировать профессии на основании использования различных орудий труда. Это профессии:

— ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр и т. д.);

— машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза и т. д.);

— с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов

(печатник, сталевар, оператор прокатных линий и т. д.);

— с преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актер).

Специалисты разных профессий работают в различных условиях. Так, шахтер работает под землей, летчик — в небе, хлебороб — на земле, тка­чиха — в цехе и т. д. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы:

Ø труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь-ма­шинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры и т. д.);

Ø труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами
температуры и влажности (агроном, лесник, геолог, пастух, чабан,
виноградарь и т. д.);

Ø труд в необычных условиях (актер, водолаз, электромонтажник, каскадер, космонавт, артист цирка и т. д.);

Ø труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценности (учитель, преподаватель, дирек­тор, актер, врач, писатель, юрист и т. д.).

Для более четкого и наглядного представления классификацию про­фессий можно изобразить схематически, в виде четырех ярусов в восходя­щем порядке (схема 22).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.