Информационные пути изучения деятельности ученого и научного коллектива (создание научных биографий, каузометрия, просопография). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Информационные пути изучения деятельности ученого и научного коллектива (создание научных биографий, каузометрия, просопография).

2024-02-15 32
Информационные пути изучения деятельности ученого и научного коллектива (создание научных биографий, каузометрия, просопография). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Социологический анализ способов объединения людей в науч- ных коллективах, разделения и кооперации труда между ними, их удовлетворенности существующим распределением позволяет ор- ганизовать научный коллектив оптимальным способом для наиболее успешного выполнения им своих функций, с учетом как индиви- дуальных особенностей ученых, так и внешних обстоятельств, сто- ящих перед ними задач и т.д. Структурно-функциональный анализ научного коллектива, на наш взгляд, может быть осуществлен по алгоритму, состоящему из пяти этапов: структурирование, сопостав- ление, анализ, разработка рекомендаций, мониторинг результатов.

Этап структурирования предполагает разбиение научного кол- лектива как единого целого на его составляющие. На этом этапе происходит выделение ролей, которые выполняют члены коллек- тива, стоящих перед ними основных задач, определение внешних обстоятельств, оказывающих влияние на их работу, а также иден- тификация и конкретизация функций, которые коллектив выпол- няет в процессе своей работы. 229

Этап сопоставления заключается в соотнесении выделенных ролей в научном коллективе с теми функциями, которые они по- могают осуществлять и определении набора ролей участвующих в выполнении той или иной задачи, поставленной перед коллек- тивом. Кроме того, на данном этапе важно определить, какие именно внешние условия влияют на успешность коллектива в вы- полнении каждой из поставленных задач.

На этапе анализа выявляется важность каждой конкретной роли ученого в выполнении коллективом той или иной функции, реше- ния той или иной задачи. Также определяется степень влияния внешних факторов на успешность коллектива в выполнении этих функций и решении задач. Таким образом, оценивается вклад каждой роли ученого (тех или иных специалистов в составе кол- лектива) в решение конкретной задачи, выполнение каждой кон- кретной функции. Кроме того, на данном этапе разрабатываются четкие критерии оценки того, что считать выполненной функци- ей, а что нет (решенной задачей или нет), а также выявляются и анализируются причины невыполнения как с субъективной точки зрения самих ученых, так и с учетом объективных обстоятельств.

На основе проведенного анализа делаются выводы и разрабатыва- ются рекомендации по улучшению работы коллектива, выделяются основные моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Рекомендации передаются руководителям, которые ориентируются на них в управлении работой коллектива, например при распреде- лении сфер ответственности в будущих исследованиях.

Последний этап — мониторинг, особенно важен для определе- ния динамики работы коллектива, он должен проводиться на ре- гулярной основе с целью отследить изменения в качестве работы конкретных коллективов и индивидуальных ученых в их составе. Такой подход полезен для разработки долгосрочных программ развития научно-исследовательских коллективов, а также опреде- ления и апробирования наиболее эффективных мер по улучшению качества их работы.

Структурно-функциональный анализ научного коллектива, по нашему мнению, является неотъемлемой частью комплекса мер в рамках Федеральной целевой программы “Научные и научно- педагогические кадры инновационной России” на 2014–2020 гг., которая направлена на усиление государственной поддержки в от- ношении наиболее успешных научных коллективов посредством увеличения объемов финансирования и продолжительности иссле- довательских проектов с особым вниманием к повышению резуль- тативности их научной деятельности, соответствующей мировому уровню14. Социологический анализ научно-исследовательского коллектива является эффективным инструментом определения способов повышения его результативности и успешности, а зна- чит, актуален на различных уровнях руководства научной деятель- ностью как внутри страны, так и на мировом уровне.

Создание научных биографий

Перечень возможных тематик массо- видных биографических исследований применительно к современной российской социологии: 1) карьерные траектории индивидов в науке; 2) миграции внутри науки и за ее пределы; 3) ценностные установки на работу в социологии в том или ином ее направлении; 4) социализация в социологии; 5) самоидентичность социолога; 6) предпочтения в области теории и методологии, предметной сфере исследования; 7) система ком- муникативных предпочтений, выражающихся в сотрудничестве, фено- менах «учительства» и «ученичества», признании или непризнании ав- торитета, сетях научного взаимодействия; 8) формы и способы исследо- вательского труда социолога; 9) формы быта и повседневности в социо- логии; 10) слагаемые личностного успеха или неуспеха в профессио- нальной деятельности; 11) механизмы внутренней адаптации социолога к трансформациям в науке; 12) совокупность убеждений, настроений, моральных и иных позиций и ценностей, которые можно объединить понятием «дух профессиональной группы» (родственным «духу време- ни», «духу эпохи»), и др.

Каузометрия,

КАУЗОМЕТРИЯ (лат. causalis — причинный и лат. metreo — измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Относится к биографическим методам; направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути.

Каузометрию проводят в форме интервью, состоящего из шести процедур: 1) биографической разминки; 2) формирования списка значимых событий; 3) их датировки; 4) причинного анализа межсобытийных отношений; 5) целевого анализа; 6) обозначения сфер принадлежности событий.

Используют и дополнительные процедуры: 1) оценку эмоциональной привлекательности событий; 2) их удаленность в прошлое и будущее; 3) значимость «для себя» и «для других людей»; 4) локализацию личного временного центра.

Результаты интервью изображают в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в физическом и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни, о структуре взаимосвязей между событиями.

Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов, об особенностях стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущим. Применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профессионально-ориентационных, семейных, психогигиенических консультациях.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 193-194.

Просопография).

Просопография (от др.-греч. πρόσωπον «лицо, личность» и γράφω «пишу»), иногда также «прозопография» — специальная историческая дисциплина, изучающая биографии исторических лиц, относящихся к определённой эпохе или местности, имевших общие политические, социальные или этнические черты, занимавших определённую должность (например, «сторонники Помпея», «сенаторы в эпоху династии Юлиев-Клавдиев», «делегаты-рабочие на I съезде Советов СССР», «декабристы», «персы в Римской империи», «белые офицеры Российской армии адмирала А. В. Колчака», «иностранные специалисты в СССР 1920—30-х годов»).

Просопографический метод — это создание коллективных биографий, выявление определённого круга лиц, постановка ряда однотипных вопросов о датах рождения и смерти, о браке и семье, социальном происхождении, месте жительства, образовании, роде деятельности, религии и т. д. Просопографический метод выявляет определённые типы.

Понятие «просопография» впервые было употреблено в 1573 году в труде Антуана дю Вердье «Просопография или описание знаменитых личностей от сотворения мира с их портретами». Просопографический метод использовался ещё в XIX в. и возродился в 1970-е, когда появился ряд публикаций по античной просопографии (Prosopography of the Later Roman Empire, работы М. Арнхайма, А. Шастаньоля, Т. Барнса). Затем просопографические исследования были распространены как на новую, так и на новейшую историю. На основе различных источников создаются компьютерные базы данных по определённой тематике и периоду.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.